Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 01:07, доклад
Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видов
искусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводилась
лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством
– с другой. Показательна, например, книга «О возвышенном», автор которой
неизвестен. В ней риторика занимает преимущественное место и трактуется как
наука о слове вообще и в первую очередь – о поэзии, прозе и красноречии.
1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРАСНОРЕЧИЯ 3
2. РАННИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ 10
3. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРАСНОРЕЧИЯ 15
3.1. Социально-политическое красноречие. 17
3.2. Академическое красноречие. 19
3.3. Судебное красноречие. 19
3.4. Социально-бытовое красноречие. 20
3.5. Богословско-церковное красноречие. 22
ЛИТЕРАТУРА 25
речь, то есть слово, обращенное к массе люден. В античные времена не любой
публично выступавший с речью заслуживал титула «оратора». Что же касается
второго термина – «красноречие» (или «краснословие»), – то он чисто
русского происхождения и означает говорить привлекательно, красиво, красно,
убедительно (см. «Толковый словарь» Вл. Даля).
Пользуясь
терминами «ораторское
подразумеваем одно и то же: они -синонимы. Между тем А. Ф. Кони проводил
определенную грань между ними, писал, что под красноречием надо «разуметь
дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью
образов и силою метких выражений». Что же касается ораторского искусства,
то оно, как считал Кони, есть умение говорить грамотно, убедительно.
Ораторству можно учиться, а красноречие – природное дарование, развиваемое
трудом, – таково убеждение этого блестящего практика и теоретика
красноречия.
Не вдаваясь пока в разбор взаимосвязи приобретаемых знаний и
природного дара в искусстве публичного слова, мы хотим сказать, что
«ораторство» и «красноречие» означают сложное интеллектуально-эмоциональное
творчество публичной речи.
Переходя к родовой и видовой классификации рассматриваемой
общественной практики, попробуем представить ее схематически или в виде
таблиц.
|А. Род красноречия
|I. Социально- политическое
|красноречие
|
|
|
|
|
|
|
|
|II. Академическое красноречие
|
|
|
|III. Судебное красноречие
|
|
|
|
|
|
|IV. Социально-бытовое красноречие
|
|
|
|V. Богословско-церковное
красноречие |Проповедь.
|
Порядковая
последовательность здесь
перечисленные роды и виды красноречия играют в общественной жизни. Как
видно из этой таблицы, род в ораторском искусстве - это более или менее
установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся
общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью их
ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ н форма
монологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определить
и как жанр ораторского искусства, то оп в пределах рода является дальнейшей
дифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи. Причем в
первых двух родах красноречия их предметы (тематика) не всегда поддаются
четкой разделительной характеристике.
Предмет
судебного красноречия, как
тем более от ближайшей цели первых двух родов ораторского искусства. Это же
нужно с еще большей определенностью сказать о предмете – тематике и
проблематике, а также о ближайших целях социально-бытового и особенно
богословско-церковного красноречия. Что же касается форм, в которых
воплощаются роды, а в них – соответствующие виды (жанры) красноречия, то
при том общем, в чем они сходятся между собой, в каждом виде ораторского
искусства они проявляются с достаточной определенностью.
Каковы же особенности видов ораторского искусства в пределах каждого
его рода?
3.1. Социально-политическое красноречие.
Доклад является публичным выступлением на экономические, социально-
политические, культурно-просветительные, этико-нравственные, бытовые темы и
на темы научно-технического прогресса. В таком выступлении ставятся и
решаются назревшие задачи в той или иной области жизни и нередко
преследуются практические цели и задачи. Поэтому доклад содержит
рекомендации, подсказывает решение более или менее определенно
сформулированных задач, а иногда становится и руководством к действию.
Доклад отчетный – речь, в которой официальное лицо отчитывается перед
уполномоченным собранием о проделанной работе, анализирует и оценивает ее
результаты. Такое выступление носит официальный характер. В нем меньше
всего агитации и даже пропаганды. В таком докладе одновременно говорится о
предстоящей деятельности и соответственно формулируются новые задачи. Его
содержание не только. обсуждается, но и может корректироваться в каких-то
частях, одобряется и нередко принимается как программа к действию. Отчетный
доклад – не индивидуальное, а коллективное творчество, представляемое в
виде читаемого текста. В таком докладе, как правило, не бывает экспромтов
или импровизаций, вполне правомерных и уместных, а порою необходимых в
других видах красноречия. Доклад отличается продуманностью и строгой
аргументированностью всех его разделов и положений, предельной деловитостью
(практической направленностью), ясностью выводов и обоснованностью
рекомендаций, а также содержащихся в нем призывов.
Известен
еще один жанр социально-
нередко повседневным, вопросам. Оно произносится при обсуждении какого-
либо вопроса в прениях. Ограниченная, как правило, 5–10 минутами, такая
речь предельно сжата по объему изложения, но конкретна и деловита. Описания
в таком выступлении, как правило, исключены. Полемичность или критическая
направленность – характерные ее особенности. Она не имеет самостоятельного
значения, понятна лишь в связи с обсуждаемым вопросом. Но и в таком кратком
слове опытный оратор блеснет и глубиной мысли, и остроумием, и
выразительностью своей речи.
Дипломатическая речь – сугубо официальное выступление лица,
представляющего то или иное государство.
Политическое
обозрение – публичное
кратко оцениваются главным образом текущие социально-политические события.
Такое выступление носит
информационно-комментаторский
Речь митинговая
носит остро-политический
общественно значимой теме.
Военно-патриотическая речь обычно произносится командиром перед
решающим сражением. Разумеется, в сфере военного искусства используются
разнообразные виды красноречия. Но по своей форме, жанровым особенностям
они не отличаются существенно от социально-политического и академического
красноречия. Предельно краткая речь носит призывный патриотический
характер, сурова .по сути и всегда одухотворена идеей героизма, требует
совершения личного подвига, проявления массового мужества. Одна из
особенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит обсуждению и
тем более критике. Пафосная по характеру, мужественная по призывному
интонационному строю, лаконичная по форме, четкая и ясная в установках,
военно-патриотическая речь — это не только призыв к подвигу и геройству, но
и приказ. Такая речь особенно впечатляет и воодушевляет ее слушателей, если
произносится человеком, известным своей смелостью, отвагой и пользующимся
популярностью.
3.2. Академическое красноречие.
Термин «академическое» красноречие является условным и обозначает
научное красноречие. Строго научное красноречие отличается глубокой
аргументированностью, высокой логической культурой, строгим стилем речи и
специфической терминологией.
3.3. Судебное красноречие.
Судебное
красноречие один из
Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и
отличаются нравственно-
аргументация и
выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее
полная характеристика обвиняемого и его мотивов. Суд – орган должен быть не
только карающий, но и воспитывающий. Естественно, что природа правосудия
определяет характер судебного красноречия. Отметим прежде всего, что в нем
состязательный момент между прокурором и адвокатом является совершенно
необходимым хотя бы потому, что прокурор как обвиняющий выступает от имени
общества и адвокат как защищающий выступает от имени обвиняемого, но цель
которых на суде – установление конкретной истины и достижение вполне
юридически обоснованного
и поэтому справедливого
Бывают и отклонения от этих, законом установленных, принципов и норм.
Нередко как прокурор, так и адвокат стремятся создать себе славу. Делается
это с расчетом повлиять на вывод суда. Речи обеих сторон должны быть в суде
адресованы к судьбе определенного индивидуума, ставшего объектом юридическо-
правовой и судебно-
прямым образом обращены не только к судьям, но и к совести и сознанию
общественности. В этом опосредованном своем значении названные речи имеют и
профилактический характер.
Однако прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речи
вместе с тем отличаются друг от друга. Прокурору, или, как писал А. Ф.
Кони, публично говорящему судье, всегда легче. Он – обвинитель, выступающий
от имени государства и народа. Структура прокурорской речи чаще всего
состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных
фактов, формулировок, определения и разбора, из характеристики подсудимого,
его деяний. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о мере
наказания или об оправдании, если для этого имеются основания.
Прокурорская речь, как бы сурова она ни была, не может быть лишена
чувства такта и предельной объективности. Об этом такте, корректности,
исчерпывающей продуманности формулировок в обвинительной речи обстоятельно
и мотивированно говорил в своей работе «Задачи обвинения» А. Ф. Кони. Он
писал об огромной моральной и, разумеется, юридической ответственности
прокурора, выступающего на процессе, о том, что прокурор облечен большими
правами и доверием и поэтому обязан умело пользоваться ими, речь должна
быть образом объективности. В прокурорской речи неуместны не только
издевательский тон, подтрунивание по отношению к обвиняемому, но даже юмор.
А. Ф. Кони в своих речах являл образец предельной объективности,