Роды и виды ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 01:07, доклад

Описание работы

Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видов
искусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводилась
лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством
– с другой. Показательна, например, книга «О возвышенном», автор которой
неизвестен. В ней риторика занимает преимущественное место и трактуется как
наука о слове вообще и в первую очередь – о поэзии, прозе и красноречии.

Содержание работы

1. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРАСНОРЕЧИЯ 3


2. РАННИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КРАСНОРЕЧИЯ 10


3. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРАСНОРЕЧИЯ 15


3.1. Социально-политическое красноречие. 17


3.2. Академическое красноречие. 19


3.3. Судебное красноречие. 19


3.4. Социально-бытовое красноречие. 20


3.5. Богословско-церковное красноречие. 22


ЛИТЕРАТУРА 25

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 54.47 Кб (Скачать файл)

речь, то есть слово, обращенное к массе люден. В античные времена  не  любой

публично выступавший  с речью заслуживал титула «оратора».  Что  же  касается

второго  термина  –  «красноречие»  (или  «краснословие»),  –  то  он  чисто

русского происхождения  и означает говорить привлекательно, красиво,  красно,

убедительно (см. «Толковый  словарь» Вл. Даля).

 

      Пользуясь   терминами  «ораторское  искусство»  и   «красноречие»,   мы

подразумеваем одно и то же: они -синонимы. Между тем  А.  Ф.  Кони  проводил

определенную грань между  ними, писал, что под  красноречием  надо  «разуметь

дар слова,  волнующий  и  увлекающий  слушателей  красотою  формы,  яркостью

образов и силою метких выражений». Что же  касается  ораторского  искусства,

то оно,  как  считал  Кони,  есть  умение  говорить  грамотно,  убедительно.

Ораторству можно учиться, а красноречие – природное  дарование,  развиваемое

трудом,  –  таково  убеждение  этого   блестящего   практика   и   теоретика

красноречия.

 

      Не  вдаваясь  пока  в  разбор  взаимосвязи   приобретаемых   знаний   и

природного  дара  в  искусстве  публичного  слова,  мы  хотим  сказать,  что

«ораторство» и «красноречие»  означают сложное  интеллектуально-эмоциональное

творчество публичной  речи.

 

      Переходя   к   родовой   и   видовой   классификации   рассматриваемой

общественной практики, попробуем  представить  ее  схематически  или  в  виде

таблиц.

 

 

 

|А. Род красноречия                   |Б. Вид красноречия                   |

|I. Социально- политическое           |Отчетный доклад на собрании          |

|красноречие                          |(конференции, съезде).               |

|                                     |Доклад на социально- политические  и  |

|                                     |политико-экономические темы          |

|                                     |Политическая речь.                   |

|                                     |Дипломатическая речь.                |

|                                     |Военно-патриотическая речь.          |

|                                     |Политическое обозрение.              |

|                                     |Митинговая речь.                     |

|                                     |Агитаторская речь.                   |

|II. Академическое красноречие        |Лекция вузовская.                    |

|                                     |Научный доклад.                      |

|                                     |Научный обзор.                       |

|                                     |Научное сообщение или информация     |

|III. Судебное красноречие            |Прокурорская, или обвинительная,     |

|                                     |речь.                                |

|                                     |Общественно-обвинительная речь.      |

|                                     |Адвокатская, или защитительная,  речь.|

|                                     |                                     |

|                                     |Общественно-защитительная речь.      |

|                                     |Самозащитительная речь обвиняемого.  |

|IV. Социально-бытовое красноречие    |Юбилейная, или похвальная, речь.     |

|                                     |Застольная речь - тост.              |

|                                     |Надгробное слово, или поминальная    |

|                                     |речь.                                |

|V. Богословско-церковное  красноречие |Проповедь.                           |

|                                     |Речь на соборе.                      |

 

 

      Порядковая  последовательность здесь аргументируется  той ролью, которую

перечисленные роды и виды  красноречия  играют  в  общественной  жизни.  Как

видно из этой таблицы, род  в ораторском искусстве  -  это  более  или  менее

установившийся  раздел  красноречия,  в  какой-то   мере   характеризующийся

общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и  особенностью  их

ближайших целей.  Но  более  определяющим  здесь  является  способ  н  форма

монологической речи. Что  же касается вида, который можно  было бы  определить

и как жанр ораторского  искусства, то оп в пределах рода является  дальнейшей

дифференциацией по еще более  конкретным признакам публичной  речи.  Причем  в

первых двух родах красноречия  их предметы  (тематика)  не  всегда  поддаются

четкой разделительной характеристике.

 

      Предмет  судебного красноречия, как правило,  отличается от тематики,  а

тем более от ближайшей  цели первых двух родов ораторского  искусства. Это  же

нужно с  еще  большей  определенностью  сказать  о  предмете  –  тематике  и

проблематике, а  также  о  ближайших  целях  социально-бытового  и  особенно

богословско-церковного  красноречия.  Что  же  касается  форм,   в   которых

воплощаются роды, а в них  – соответствующие  виды  (жанры)  красноречия,  то

при том общем, в чем  они сходятся между собой,  в  каждом  виде  ораторского

искусства они проявляются  с достаточной определенностью.

 

      Каковы же  особенности видов ораторского  искусства в  пределах  каждого

его рода?

 

3.1. Социально-политическое  красноречие.

 

 

      Доклад является  публичным выступлением  на  экономические,  социально-

политические, культурно-просветительные, этико-нравственные, бытовые темы  и

на темы  научно-технического  прогресса.  В  таком  выступлении  ставятся  и

решаются  назревшие  задачи  в  той  или  иной  области  жизни   и   нередко

преследуются  практические  цели   и   задачи.   Поэтому   доклад   содержит

рекомендации,   подсказывает   решение   более   или    менее    определенно

сформулированных задач, а иногда становится и руководством к действию.

 

      Доклад отчетный  – речь, в которой официальное  лицо отчитывается  перед

уполномоченным собранием  о проделанной работе, анализирует  и  оценивает  ее

результаты. Такое выступление  носит  официальный  характер.  В  нем  меньше

всего агитации и даже пропаганды. В таком докладе одновременно  говорится  о

предстоящей деятельности и  соответственно формулируются  новые  задачи.  Его

содержание не только. обсуждается, но и может  корректироваться  в  каких-то

частях, одобряется и нередко  принимается как программа к  действию.  Отчетный

доклад – не индивидуальное,  а  коллективное  творчество,  представляемое  в

виде читаемого текста. В таком докладе, как правило,  не  бывает  экспромтов

или импровизаций, вполне правомерных  и  уместных,  а  порою  необходимых  в

других  видах  красноречия.  Доклад  отличается  продуманностью  и   строгой

аргументированностью всех его разделов и положений, предельной  деловитостью

(практической   направленностью),   ясностью   выводов   и   обоснованностью

рекомендаций, а также  содержащихся в нем призывов.

 

      Известен  еще один жанр социально-политической  речи – слово по текущим,

нередко повседневным, вопросам. Оно  произносится  при  обсуждении   какого-

либо вопроса в прениях. Ограниченная,  как  правило,  5–10  минутами,  такая

речь предельно сжата  по объему изложения, но конкретна и  деловита.  Описания

в таком выступлении, как  правило, исключены.  Полемичность  или  критическая

направленность – характерные  ее особенности. Она не  имеет  самостоятельного

значения, понятна лишь в  связи с обсуждаемым вопросом. Но и в таком  кратком

слове  опытный  оратор  блеснет  и   глубиной   мысли,   и   остроумием,   и

выразительностью своей  речи.

 

      Дипломатическая   речь   –   сугубо   официальное   выступление   лица,

представляющего то или иное государство.

 

      Политическое  обозрение – публичное выступление,  в котором освещаются и

кратко оцениваются главным  образом текущие  социально-политические  события.

Такое выступление носит  информационно-комментаторский характер.

 

      Речь митинговая  носит остро-политический характер  и  посвящена  всегда

общественно значимой теме.

 

      Военно-патриотическая  речь  обычно  произносится   командиром   перед

решающим сражением. Разумеется,  в  сфере  военного  искусства  используются

разнообразные виды красноречия. Но по  своей  форме,  жанровым  особенностям

они не отличаются существенно  от  социально-политического  и  академического

красноречия.  Предельно  краткая   речь   носит   призывный   патриотический

характер, сурова .по сути и  всегда  одухотворена  идеей  героизма,  требует

совершения  личного  подвига,  проявления  массового   мужества.   Одна   из

особенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит  обсуждению  и

тем  более  критике.  Пафосная  по  характеру,  мужественная  по  призывному

интонационному строю, лаконичная по форме,  четкая  и  ясная  в  установках,

военно-патриотическая речь — это не только призыв к подвигу  и геройству,  но

и приказ. Такая речь особенно впечатляет и воодушевляет ее слушателей,  если

произносится человеком, известным своей смелостью,  отвагой  и  пользующимся

популярностью.

 

3.2. Академическое красноречие.

 

 

      Термин «академическое»   красноречие  является  условным  и  обозначает

научное  красноречие.  Строго  научное   красноречие   отличается   глубокой

аргументированностью, высокой  логической культурой, строгим  стилем  речи  и

специфической терминологией.

 

3.3. Судебное красноречие.

 

 

      Судебное  красноречие один из древнейших  видов  ораторского  искусства.

Как  прокурорская,  как  и  адвокатская  речи  носят  оценочный  характер  и

отличаются нравственно-правовой направленностью.  Предельная  объективность,

аргументация и доказательность  в  деталях  являются  необходимыми  условиями

выступления. Также важен  и  психологический  момент,  обязательна  наиболее

полная характеристика обвиняемого  и его мотивов. Суд – орган  должен быть  не

только карающий, но и воспитывающий.  Естественно,  что  природа  правосудия

определяет характер судебного  красноречия. Отметим прежде всего, что  в  нем

состязательный момент  между  прокурором  и  адвокатом  является  совершенно

необходимым хотя бы потому, что прокурор как обвиняющий выступает  от  имени

общества и адвокат  как защищающий выступает от имени  обвиняемого,  но  цель

которых на  суде  –  установление  конкретной  истины  и  достижение  вполне

юридически обоснованного  и поэтому справедливого приговора.

 

      Бывают и  отклонения от этих, законом установленных,  принципов и  норм.

Нередко как прокурор, так  и адвокат стремятся создать  себе  славу.  Делается

это с расчетом повлиять на вывод суда. Речи обеих сторон должны быть в  суде

адресованы к судьбе определенного  индивидуума, ставшего объектом юридическо-

правовой и судебно-процессуальной характеристики и оценки. Но  эти  же  речи

прямым образом обращены не только к  судьям,  но  и  к  совести  и  сознанию

общественности. В этом опосредованном своем значении названные речи имеют  и

профилактический характер.

 

      Однако прокурорская (обвинительная) и адвокатская  (защитительная) речи

вместе с тем отличаются друг от друга.  Прокурору,  или,  как  писал  А.  Ф.

Кони, публично говорящему судье, всегда легче. Он – обвинитель,  выступающий

от имени государства  и  народа.  Структура  прокурорской  речи  чаще  всего

состоит из характеристики рассматриваемого  дела,  из  оценки  установленных

фактов, формулировок, определения  и разбора, из характеристики  подсудимого,

его деяний. Такая речь завершается  рекомендацией  или  предложением  о  мере

наказания или об оправдании, если для этого имеются основания.

 

      Прокурорская  речь, как бы сурова она ни  была,  не  может  быть  лишена

чувства такта и  предельной  объективности.  Об  этом  такте,  корректности,

исчерпывающей продуманности  формулировок в обвинительной  речи  обстоятельно

и мотивированно говорил  в своей работе «Задачи обвинения»  А.  Ф.  Кони.  Он

писал об  огромной  моральной  и,  разумеется,  юридической  ответственности

прокурора, выступающего на процессе, о том, что  прокурор  облечен  большими

правами и доверием и поэтому  обязан  умело  пользоваться  ими,  речь  должна

быть  образом  объективности.  В  прокурорской  речи  неуместны  не   только

издевательский тон, подтрунивание  по отношению к обвиняемому, но даже юмор.

 

      А. Ф. Кони  в  своих  речах  являл   образец  предельной  объективности,

Информация о работе Роды и виды ораторского искусства