Роды, виды и жангры театрального искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы :
1.Изучить развитее театрального искусства , начиная с античности
2.Расскрыть что такое род в театральном искусстве
3. Дать определение видам театрального искусства и разобрать каждый из них, как мы можем использовать его в сценарии .
4. Дать определение жанрам театрального искусства и и разобрать каждый из них, как мы можем использовать его в сценарии .

Файлы: 1 файл

Rody_vidy_i_zhanry_teatralnogo_iskusstva.docx

— 66.54 Кб (Скачать файл)

Введение

  Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения театра. Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату. 
       Время существования театра измеряется небывалой по историческим масштабам мерой — временем существования самого рода человеческого. 
Какие только перемены не происходили на земле — эпоха следовала за эпохой, одна общественно-экономическая формация сменяла другую, возникали и исчезали государства, страны, империи, монархии, — но ничто и никогда не прерывало вечного бытия театра. Театр актуален и по сей день. 

Ведь человечество и мир не стоят на месте и постоянно развиваются, вместе с ними совершенствуется театр. На сегодняшний день театральное искусство представлено множественными жанрами и видами, которые появлялись по мере необходимости. Каждые отдельные театральные жанры - это выражение различных эмоций, отражение ситуаций, порой абсолютно противоположных. В своей курсовой работе я подробно расскажу о каждом из них, об актуальности жанра и его восприятии зрителем, применение их в сценарии. Рассказать о правилах написания сценария того или иного жанра. Что нужно знать при написании сценария. Эта тема близка мне потому – что я всегда интересовалась  историей возникновения театра, через что прошел театр, какие жанры были, и какие остались. Когда я делала выбор  мне, было, интересно углубится в каждый жанр, в каждый вид, как можно применять его в сценарии, как можно его интерпретировать в современный мир. Мне хочется раскрыть эту тему как можно глубже. Каждый из видов и жанров театрального искусства невероятно интересен, прочитав  мою курсовую работу я надеюсь, что вы согласитесь с этим.

Цель моей работы :

1.Изучить развитее театрального искусства , начиная с античности

2.Расскрыть что такое род в театральном искусстве

3. Дать определение видам театрального искусства и разобрать каждый из них, как мы можем использовать его в сценарии .

4. Дать определение жанрам театрального искусства и и разобрать каждый из них, как мы можем использовать его в сценарии .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Исторические аспекты возникновения театрального искусства

Театральное искусство – это зеркало нашей жизни.

Театр - «внутренний синтез эпохи» (В. Мейерхольд).

Театр - особый вид коллективного творчества, объединяющий усилия драматурга,     режиссера, художника, композитора, актеров. Сложились два взгляда на сценическое искусство: театр - «смешанное искусство» (Р. Вагнер)

Театр - «отрешенное бытие» с семиотическими (знаковыми), эмоциональными и   действенными функциями. (Г. Шпет).

В театре при посредстве игры происходит осуществление «новой реальности» (П. Флоренский).

Театр - замкнутый мир, концентрированная вселенная.Театр - это информационная полифония, организованная динамика сценических знаков. Зритель получает одновременно шесть-семь сообщений, исходящих от декораций, костюмов, освещения, размещения актеров в пространстве, от их жестов, мимики и речи.

Истоки театрального искусства лежат в первобытных языческих ритуалах и обрядах, связанных с коренными моментами жизни тогдашнего общества. Персонификация явлений природы в том или ином божестве обусловливала необходимость своеобразного диалога с богами – в обрядах и ритуалах разыгрывались (т.е. подавались в театральной форме) ключевые моменты, жизненно важные события. В обрядовых действах, казалось бы, не было зрителей как таковых, все их участники, сколько бы их ни было – много ли, при массовом обряде, или только жрецы, при обряде тайном были непосредственно включены в само действо. Тем не менее, зритель был, точнее, подразумевался: эти театрализованные действа, первобытные мистерии, адресовались божествам, с ними вступали в диалог участники обряда. Так задавалась сакральность действа, высочайшая нота, сохраняющаяся в лучших произведениях театра и сегодня.

Понятие "Театр" произошло от греч. "theatron" - что в буквальном переводе означает место для зрелищ, само зрелище. Идея о театре появилась в древней Греции, и только потом уже окрепла и проросла могучими корнями в сферу искусства в том значении, к которому мы привыкли. Менялись эпохи, идеалы, творцы,  а вместе с ними менялось и развивалось Театральное искусство.

Театральное искусство берет свое начало с античности. Античный театр – то театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма. В античном театральном искусстве появляется  особый вид представлений античного народного театра, которому свойственен комедийный жанр античной драмы — короткие импровизированные сценки бытового и сатирического содержания, веселые сценки с бойким диалогом, выхваченные из быта мелких ремесленников, поселян и близких к ним слоев, которые назывались «Мим». Действующими лицами Мим были обычно рабы, сводни, гетеры. Стихи чередовались с прозой; существовали также вокальные Мимы, в которые включались и танцы. Актёры играли без масок; в отличие от других видов античного театра, в Миме участвовали и женщины. Тексты Мим не сохранились (известны лишь небольшие отрывки). Театр античного мира стал неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.

Средневековый или западноевропейский театр охватывает огромный период развития театрального искусства - десять веков: с 5 до 11 в.в. (раннее средневековье) и с 12 по 15 вв. (период развитого феодализма). Его развитие обусловливается общим историческим процессом развития цивилизации, и неотделимо от его тенденций.

Ранние идеологи христианства называли актеров детьми сатаны, а зрителей -  погибшими душами. Все ранее существовавшие светские театры были закрыты, все актеры, музыканты, жонглеры, циркачи, плясуны - преданы анафеме. Театральное искусство считалось ересью и попадало под инквизицию. Но благодаря странствующим труппам, которые скитались  с импровизационными сценками по небольшим селеньям. И благодаря тому, что театральные традиции упрямо сохранялись в народных обрядовых играх и ритуалах, связанных с календарным циклом театральное искусство продолжало существовать. В эпоху средневековья появляются мистерии. Мистерия – это служение, обряд, она верна библейскому тексту в изображении фактов. Сюжеты их не являлись свободным проявлением творчества: они были заимствуемы или из святого писания, или из житий святых, или же из легенд. Это заимствование было рабским копированием чужого текста. Самостоятельность выражалась только в построении стиха. Добавления к основному тексту, о которых была речь выше, хотя во многих случаях и были живым воспроизведением действительности, но часто они внешним способом прикреплялись к сюжету и затемняли первоначальный смысл мистерий, и этим нарушалось единство сюжета. . Характер действующего лица являлся сразу данным в библейском или легендарном тексте, поэтому не может быть и речи о постепенном проявлении психических особенностей. Свободное раскрытие духовных сил отсутствовало потому, что человек был поставлен в зависимость от внешних сил, от ангелов и демонов, или же он следовал указаниям отвлеченных добродетелей и пороков, которые в позднейших мистериях выводились в виде Милосердия, Терпения, Любви, Скупости, Расточительности и т. д.

Этот недостаток художественности восполнялся введением частных параллельных сюжетов.  Этими вставочными сценами нарушалось не только единство впечатления, но также и единство хронологической последовательности. Отсюда получилась растянутость действия, ослабляющая интерес к произведению. Для поддержания интереса после отдельных сцен вводились интермедии, в которых чаще всего главными действующими лицами были чертенята.

 Особенностью  мистерий являлось крайнее сочетание  мистицизма с наивным реализмом. При этом реализм отличался  крайней грубостью, соответствовавшей  нравам того времени. Мистерии  составлялись в стихотворной  форме силлабическим размером  или безыменными единичными авторами  или целым коллективом, преимущественно  из монахов. Так как наиболее  краткие мистерии разыгрывались  в течение трех дней, а наиболее  обширные от 8 и даже до 40, то  количество действующих лиц было  громадно. Профессиональные артисты-жонглеры  редко были участниками в мистериях. Контингент актеров составлялся  из священнослужителей и членов  различных средневековых цехов. В последствии театр пережил много реформаций,  сменялись его задачи и вводились и выводились новые лица. Но мистерии прекратили свое существование в XVI веке вследствие того, что неблагопристойность действия, развившаяся на почве грубого реализма, достигла крайних пределов, на что было обращено внимание представителями реформации. Поэтому папы запретили их разыгрывание.

Так же в эпоху Средневековья появляются Моралите. Наибольшее распространение он получил на рубеже XIV-XV веков. Эти постановки были распространены в крупных европейских городах во время праздников и народных гуляний. Сюжеты в основном брались из притч и коротких рассказов назидательного характера. 
Играли моралите на балаганных подмостках. Декорация представляла собой сложную конструкцию, где наверху располагалось нечто вроде балкона, обозначавшее царство небесное. В середине находилась земля, а ниже — преисподняя. 
Любопытны действующие лица моралите, которые представляли собой не конкретных людей, а аллегорические персонажи, олицетворявшие чувства и человеческие качества, отсюда их имена — Вера, Разум, Скупость, Беспутство, Глупость, Надежда. 
Обычно персонажи, олицетворявшие противоположные качества, выходили на сцену с разных сторон, образуя симметричные группы. 
Представление всегда имело счастливый конец, за которым следовал эпилог, содержащий нравоучение. В нем прославлялись страдания и кротость и порицались жестокосердие и скупость. 
По существу, моралите представляло собой не пьесу, а представленный актерами философский диспут. Поэтому главным в нем было не действие, а споры, которые вели между собой актеры. Вместе с тем представления носили сатирический характер, забавляя и веселя зрителей. Вот почему они всегда пользовались популярностью у зрителей.  

Театр, бывший около тысячи лет под фактическим запретом, пережил в эпоху Возрождения особо яркий всплеск своего развития. Изменения шли во всех аспектах театральной жизни: появлялись новые жанры, формы. Появляется Соти -  это  французские театральные представления, шутовской жанр, разновидность фарса, который был весьма популярен в 15-16 веках. В соти совмещались прозаические и стихотворные элементы, а сами сюжеты высмеивали религиозность и ханжество, общественно-политические аспекты жизни, духовенство, власть светскую и церковную – короля и Папу римского.Дух дурачества, карнавала царил на улицах, когда в праздники представлялись соти. Не даром этот жанр и зародился в обществе «беззаботных ребят». Одеваясь в шутовские костюмы, актеры выступали в обличие «дураков», но все равно использовали традиционные атрибуты аллегорических представлений – изображая церковь, «дурак» под тиару надевал ослиные уши, символ глупости. И грим актеров был соответствующим – создавался карикатурный образ, выделялась одна черта и доводилась до абсурда.

Ренессанс не просто гуманизм, с выдвижением человеческой личности в центр мира, вместо абсолюта, но и ярко выраженная театральность всех форм жизни, общественной, политической, религиозной, корпоративной и бытовой, всех видов искусства, с возрождением театра. С появлением театрального здания , театральное искусство берет новые обороты, появляются новые жанры , новые виды драмы, например пастораль, что в переводе песня пастухов. Пастораль это жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.

Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии .В популярности пасторали мы находим косвенные свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам.

Поначалу пасторали исполняли придворные-любители. Позже в них стали принимать участие и профессиональные актеры. Большое внимание (как, впрочем, и во всех жанрах придворного театра) в пасторали уделялось постановочным эффектам и нарядным пейзажным декорациям.

В определенном смысле театр в эпоху Возрождения достиг пика своего развития, освоив практически все возможные жанры, виды и направления. И практически до конца 19 в. развитие театра  шло преимущественно под сменой эстетических направлений: классицизм, просвещение, романтизм, сентиментализм, символизм, натурализм, реализм и т.д.  
Театр имеет очень древнюю историю. Много веков тому назад наши предки точно также наслаждались этим замечательным искусством. В первобытном обществе люди, конечно же, не знали, что такое афиша, сцена, здания театра и понятия не имели о профессии актера и режиссера. Эпоха сменяла эпоху, моральные устои менялись, вместе со всем менялись и понятия об искусстве. Театр прошел через кризисы и через смену власти, прошел через религиозный запрет, прошел через века и сложился как чрезвычайно интересное искусство. Благодаря всем эпохам и времени мы имеем современный театр, профессию режиссер, понятия что такое сценарий, афиша и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

                         Понятия видов и родов театрального искусства

 Каган пишет: «Таков общий закон родообразования  в искусстве: род утверждает себя своеобразием художественной структуры, обусловленным восприятием одним видом искусства особенностей смежного вида».

Род искусства - категория, отражающая, главным образом, соответствующие черты в рамках художественной литературы,  театрального  искусства и т.д. 
     Эпос, лирика и драма – это основные роды творчества в искусстве. Само понятие выражает способ подачи автором смыслового содержания в художественном произведении, определяющий предметные сферы искусства, характер создания и понимания художественных сообщений. Приоритетом предметных сфер разных родов творчества являются: описывание автором объективное бытие, но как бы при взгляде со стороны – это для эпического, выражаемые непосредственно автором переживания субъекта, его внутренний мир – для лирического, и субъектов в деятельности и борьбе – это для драматического. В каждом роде художественного творчества имеется своя специфика, не смотря на то, что данные роды прослеживаются почти во всех видах искусства. Свое начало роды творчества берут из разных видов искусства: эпос – из словесного творчества, лирика – из музыки, пения, а драма – из театральной сферы. Формальное соотношение автора и героя произведения играет не маловажную роль в спецификации родов творчества: в эпосе автор находится вне повествования о герое, то есть они разведены; в лирике как бы автор и есть герой, условно говоря заменяет его собой; в драме автор говорит от имени герой, перевоплощается в него. Не является единственным признаком драмы наличие взаимодействия между героями: акт перевоплощения автора-актера в героя уже создает характерный эстетическое напряжение драматического рода - передачу коллизий судьбы героя при выраженном авторским сочувствии или с при ироничной отстраненности.

Информация о работе Роды, виды и жангры театрального искусства