Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 10:15, курсовая работа
Цель моей работы :
1.Изучить развитее театрального искусства , начиная с античности
2.Расскрыть что такое род в театральном искусстве
3. Дать определение видам театрального искусства и разобрать каждый из них, как мы можем использовать его в сценарии .
4. Дать определение жанрам театрального искусства и и разобрать каждый из них, как мы можем использовать его в сценарии .
Введение
Никто на свете не установил,
да и не установит точного года рождения
театра. Никто на всем свете не сказал,
да и не скажет, на каком листке календаря
следовало бы обозначить его первоначальную
дату.
Время существования театра
измеряется небывалой по историческим
масштабам мерой — временем существования
самого рода человеческого.
Какие только перемены не происходили
на земле — эпоха следовала за эпохой,
одна общественно-экономическая формация
сменяла другую, возникали и исчезали
государства, страны, империи, монархии,
— но ничто и никогда не прерывало вечного
бытия театра. Театр актуален и по сей
день.
Ведь человечество и мир не стоят на месте и постоянно развиваются, вместе с ними совершенствуется театр. На сегодняшний день театральное искусство представлено множественными жанрами и видами, которые появлялись по мере необходимости. Каждые отдельные театральные жанры - это выражение различных эмоций, отражение ситуаций, порой абсолютно противоположных. В своей курсовой работе я подробно расскажу о каждом из них, об актуальности жанра и его восприятии зрителем, применение их в сценарии. Рассказать о правилах написания сценария того или иного жанра. Что нужно знать при написании сценария. Эта тема близка мне потому – что я всегда интересовалась историей возникновения театра, через что прошел театр, какие жанры были, и какие остались. Когда я делала выбор мне, было, интересно углубится в каждый жанр, в каждый вид, как можно применять его в сценарии, как можно его интерпретировать в современный мир. Мне хочется раскрыть эту тему как можно глубже. Каждый из видов и жанров театрального искусства невероятно интересен, прочитав мою курсовую работу я надеюсь, что вы согласитесь с этим.
Цель моей работы :
1.Изучить развитее театрального искусства , начиная с античности
2.Расскрыть что такое род в театральном искусстве
3. Дать определение видам театрального искусства и разобрать каждый из них, как мы можем использовать его в сценарии .
4. Дать определение жанрам театрального искусства и и разобрать каждый из них, как мы можем использовать его в сценарии .
Глава 1
Исторические аспекты возникновения театрального искусства
Театральное искусство – это зеркало нашей жизни.
Истоки театрального искусства лежат в первобытных языческих ритуалах и обрядах, связанных с коренными моментами жизни тогдашнего общества. Персонификация явлений природы в том или ином божестве обусловливала необходимость своеобразного диалога с богами – в обрядах и ритуалах разыгрывались (т.е. подавались в театральной форме) ключевые моменты, жизненно важные события. В обрядовых действах, казалось бы, не было зрителей как таковых, все их участники, сколько бы их ни было – много ли, при массовом обряде, или только жрецы, при обряде тайном были непосредственно включены в само действо. Тем не менее, зритель был, точнее, подразумевался: эти театрализованные действа, первобытные мистерии, адресовались божествам, с ними вступали в диалог участники обряда. Так задавалась сакральность действа, высочайшая нота, сохраняющаяся в лучших произведениях театра и сегодня.
Понятие "Театр" произошло от греч. "theatron" - что в буквальном переводе означает место для зрелищ, само зрелище. Идея о театре появилась в древней Греции, и только потом уже окрепла и проросла могучими корнями в сферу искусства в том значении, к которому мы привыкли. Менялись эпохи, идеалы, творцы, а вместе с ними менялось и развивалось Театральное искусство.
Театральное искусство берет свое начало с античности. Античный театр – то театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма. В античном театральном искусстве появляется особый вид представлений античного народного театра, которому свойственен комедийный жанр античной драмы — короткие импровизированные сценки бытового и сатирического содержания, веселые сценки с бойким диалогом, выхваченные из быта мелких ремесленников, поселян и близких к ним слоев, которые назывались «Мим». Действующими лицами Мим были обычно рабы, сводни, гетеры. Стихи чередовались с прозой; существовали также вокальные Мимы, в которые включались и танцы. Актёры играли без масок; в отличие от других видов античного театра, в Миме участвовали и женщины. Тексты Мим не сохранились (известны лишь небольшие отрывки). Театр античного мира стал неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.
Средневековый или западноевропейский театр охватывает огромный период развития театрального искусства - десять веков: с 5 до 11 в.в. (раннее средневековье) и с 12 по 15 вв. (период развитого феодализма). Его развитие обусловливается общим историческим процессом развития цивилизации, и неотделимо от его тенденций.
Ранние идеологи христианства называли актеров детьми сатаны, а зрителей - погибшими душами. Все ранее существовавшие светские театры были закрыты, все актеры, музыканты, жонглеры, циркачи, плясуны - преданы анафеме. Театральное искусство считалось ересью и попадало под инквизицию. Но благодаря странствующим труппам, которые скитались с импровизационными сценками по небольшим селеньям. И благодаря тому, что театральные традиции упрямо сохранялись в народных обрядовых играх и ритуалах, связанных с календарным циклом театральное искусство продолжало существовать. В эпоху средневековья появляются мистерии. Мистерия – это служение, обряд, она верна библейскому тексту в изображении фактов. Сюжеты их не являлись свободным проявлением творчества: они были заимствуемы или из святого писания, или из житий святых, или же из легенд. Это заимствование было рабским копированием чужого текста. Самостоятельность выражалась только в построении стиха. Добавления к основному тексту, о которых была речь выше, хотя во многих случаях и были живым воспроизведением действительности, но часто они внешним способом прикреплялись к сюжету и затемняли первоначальный смысл мистерий, и этим нарушалось единство сюжета. . Характер действующего лица являлся сразу данным в библейском или легендарном тексте, поэтому не может быть и речи о постепенном проявлении психических особенностей. Свободное раскрытие духовных сил отсутствовало потому, что человек был поставлен в зависимость от внешних сил, от ангелов и демонов, или же он следовал указаниям отвлеченных добродетелей и пороков, которые в позднейших мистериях выводились в виде Милосердия, Терпения, Любви, Скупости, Расточительности и т. д.
Этот недостаток художественности восполнялся введением частных параллельных сюжетов. Этими вставочными сценами нарушалось не только единство впечатления, но также и единство хронологической последовательности. Отсюда получилась растянутость действия, ослабляющая интерес к произведению. Для поддержания интереса после отдельных сцен вводились интермедии, в которых чаще всего главными действующими лицами были чертенята.
Особенностью
мистерий являлось крайнее
Так же в
эпоху Средневековья появляются Моралите. Наибольшее распространение
он получил на рубеже XIV-XV веков. Эти постановки
были распространены в крупных европейских
городах во время праздников и народных
гуляний. Сюжеты в основном брались из
притч и коротких рассказов назидательного
характера.
Играли
моралите на балаганных подмостках. Декорация
представляла собой сложную конструкцию,
где наверху располагалось нечто вроде
балкона, обозначавшее царство небесное.
В середине находилась земля, а ниже —
преисподняя.
Любопытны
действующие лица моралите, которые представляли
собой не конкретных людей, а аллегорические
персонажи, олицетворявшие чувства и человеческие
качества, отсюда их имена — Вера, Разум,
Скупость, Беспутство, Глупость, Надежда.
Обычно
персонажи, олицетворявшие противоположные
качества, выходили на сцену с разных сторон,
образуя симметричные группы.
Представление
всегда имело счастливый конец, за которым
следовал эпилог, содержащий нравоучение.
В нем прославлялись страдания и кротость
и порицались жестокосердие и скупость.
По
существу, моралите представляло собой
не пьесу, а представленный актерами философский
диспут. Поэтому главным в нем было не
действие, а споры, которые вели между
собой актеры. Вместе с тем представления
носили сатирический характер, забавляя
и веселя зрителей. Вот почему они всегда
пользовались популярностью у зрителей.
Театр, бывший около тысячи лет под фактическим запретом, пережил в эпоху Возрождения особо яркий всплеск своего развития. Изменения шли во всех аспектах театральной жизни: появлялись новые жанры, формы. Появляется Соти - это французские театральные представления, шутовской жанр, разновидность фарса, который был весьма популярен в 15-16 веках. В соти совмещались прозаические и стихотворные элементы, а сами сюжеты высмеивали религиозность и ханжество, общественно-политические аспекты жизни, духовенство, власть светскую и церковную – короля и Папу римского.Дух дурачества, карнавала царил на улицах, когда в праздники представлялись соти. Не даром этот жанр и зародился в обществе «беззаботных ребят». Одеваясь в шутовские костюмы, актеры выступали в обличие «дураков», но все равно использовали традиционные атрибуты аллегорических представлений – изображая церковь, «дурак» под тиару надевал ослиные уши, символ глупости. И грим актеров был соответствующим – создавался карикатурный образ, выделялась одна черта и доводилась до абсурда.
Ренессанс не просто гуманизм, с выдвижением человеческой личности в центр мира, вместо абсолюта, но и ярко выраженная театральность всех форм жизни, общественной, политической, религиозной, корпоративной и бытовой, всех видов искусства, с возрождением театра. С появлением театрального здания , театральное искусство берет новые обороты, появляются новые жанры , новые виды драмы, например пастораль, что в переводе песня пастухов. Пастораль это жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.
Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии .В популярности пасторали мы находим косвенные свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам.
Поначалу пасторали исполняли придворные-любители. Позже в них стали принимать участие и профессиональные актеры. Большое внимание (как, впрочем, и во всех жанрах придворного театра) в пасторали уделялось постановочным эффектам и нарядным пейзажным декорациям.
В определенном смысле театр в эпоху
Возрождения достиг пика своего развития,
освоив практически все возможные жанры,
виды и направления. И практически до конца
19 в. развитие театра шло преимущественно
под сменой эстетических направлений:
классицизм, просвещение, романтизм, сентиментализм,
символизм, натурализм, реализм и т.д.
Театр
имеет очень древнюю историю. Много веков
тому назад наши предки точно также наслаждались
этим замечательным искусством. В первобытном
обществе люди, конечно же, не знали, что
такое афиша, сцена, здания театра и понятия не имели
о профессии актера и режиссера. Эпоха
сменяла эпоху, моральные устои менялись,
вместе со всем менялись и понятия об искусстве.
Театр прошел через кризисы и через смену
власти, прошел через религиозный запрет,
прошел через века и сложился как чрезвычайно
интересное искусство. Благодаря всем
эпохам и времени мы имеем современный
театр, профессию режиссер, понятия что
такое сценарий, афиша и многое другое.
Глава 2
Понятия видов и родов театрального искусства
Каган пишет: «Таков общий закон родообразования в искусстве: род утверждает себя своеобразием художественной структуры, обусловленным восприятием одним видом искусства особенностей смежного вида».
Род искусства - категория, отражающая,
главным образом, соответствующие черты
в рамках художественной литературы,
театрального искусства и т.д.
Эпос, лирика и драма – это
основные роды творчества в искусстве.
Само понятие выражает способ подачи автором
смыслового содержания в художественном
произведении, определяющий предметные
сферы искусства, характер создания и
понимания художественных сообщений.
Приоритетом предметных сфер разных родов
творчества являются: описывание автором
объективное бытие, но как бы при взгляде
со стороны – это для эпического, выражаемые
непосредственно автором переживания
субъекта, его внутренний мир – для лирического,
и субъектов в деятельности и борьбе –
это для драматического. В каждом роде
художественного творчества имеется своя
специфика, не смотря на то, что данные
роды прослеживаются почти во всех видах
искусства. Свое начало роды творчества
берут из разных видов искусства: эпос
– из словесного творчества, лирика –
из музыки, пения, а драма – из театральной
сферы. Формальное соотношение автора
и героя произведения играет не маловажную
роль в спецификации родов творчества:
в эпосе автор находится вне повествования
о герое, то есть они разведены; в лирике
как бы автор и есть герой, условно говоря
заменяет его собой; в драме автор говорит
от имени герой, перевоплощается в него.
Не является единственным признаком драмы
наличие взаимодействия между героями:
акт перевоплощения автора-актера в героя
уже создает характерный эстетическое
напряжение драматического рода - передачу
коллизий судьбы героя при выраженном
авторским сочувствии или с при ироничной
отстраненности.
Информация о работе Роды, виды и жангры театрального искусства