Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:24, реферат
Актуальность выбранной темы заключается в том, что ораторское искусство имеет огромное влияние на жизнь нынешнего общества, так как умение убеждать и владеть ситуацией в разговоре значительно облегчает жизнь многих людей. Использование своих навыков красноречия, помогает людям добиться высокого карьерного роста и многого другого.
Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления?
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Роды и виды ораторской речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Социально-политическое красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Академическое красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Судебное красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.4. Социально-бытовое красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.5. Богословско-церковное красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2. Лексические приемы ораторской речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3. Структура ораторской речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список используемой литературы . . . . . .
Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс - это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса - вынести законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная речи.
Виды судебной речи:
-прокурорская – речь прокурора носит обвинительный характер и содержит четкий вывод в конце (требование определенного наказания). » [12]
Например: «Товарищи судьи! Савкин предстал перед судом по обвинению в преступлениях, одно упоминание о которых вызывает негодование всех честных людей. Жестокость преступления, однако не освобождает от обязанности доказать виновность подсудимого. Поэтому главную свою задачу я вижу именно в том, чтобы обосновать обвинение - доказать, что Савкиным эти преступления совершены и выяснить, какими мотивами он руководствовался.» [13]
«Прокурору всегда легче. Он – обвинитель, выступающий от имени государства и народа.
Структура прокурорской речи чаще всего состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных фактов, формулировок, определения и разбора, из характеристики подсудимого, его деяний. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о мере наказания или об оправдании, если для этого имеются основания.
Прокурорская речь, как бы сурова она ни была, не может быть лишена чувства такта и предельной объективности.
-адвокатская – речь адвоката учитывает психологию восприятия слушателей, в ней обычно говорится о мотивах совершения преступления. Для смягчения вины подзащитного используются психологические способы воздействия на слушателей.» [14]
12. Делецкий Ч. Практикум по риторике. - М.: 1996
13. http://www.ibil.ru
14. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.
Например: «Господа присяжные заседатели, дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них сознался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который 30 лет отпускал на исповеди все ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?» Ф.Н. Плевако
«Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее полная характеристика обвиняемого и его мотивов.
В речи – четкая логическая структура; ярко выражена нравственная, этическая позиция адвоката, его способность профессионально выстраивать систему доводов и доказательств. Вместе с тем в стенограмме присутствуют элементы «разговорного» синтаксиса. Так, обращают на себя внимание многочисленные речевые формы внутреннего диалога, несобственно прямой речи; «разговорен» самый характер текстовой связи и подбор воздействующих стилистических фигур. Сравним использование антитезы: «… Так и хочется сказать судьям: в своем решении не записывайте «белое» или «черное»; эмоционального обращения: «… Хочется взывать к совести руководителей лаборатории: ну скорее восстановите несправедливо уволенного работника!», риторического вопроса: «Может ли суд после этого вынести решение иное, чем отказ в иске?» и т. д.» [15]
15. Граудина Л. К., Мисъкевич Г. М. Теория и практика русского красноречия. М., 1989
Глава 1.4.
Социально-бытовое красноречие
«Социально-бытовое красноречие отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции. Причем тост и поминальная речь – явления наидревнейшие, возникли у большинства народов мира вместе с формированием у них определенного уклада жизни. И тот факт, что юбилейная, застольная и поминальная речи не играют такой роли в общественной и государственной жизни, как другие виды красноречия, вовсе не умаляет их значимости, поскольку социально-бытовое красноречие – составная часть духовной культуры общества в не меньшей мере, чем другие виды ораторского искусства.» [16]
«Виды социально-бытового красноречия:
Например: «Дорогие коллеги партнеры! Мне очень приятно видеть вас всех присутствующих на юбилее компании. Самым главным нашим активистом являются люди – самоотверженные сотрудники, надежные партнеры и поставщики…»
Например: «Великий Жан Жак Руссо однажды сказал: «Царство женщины – это царство нежности, тонкости, терпимости». Давайте поднимем бокалы за процветание этого царства!»
Например: «Вы помните, как вы впервые встретили N? Нет-нет, не для того, чтобы спровоцировать прилив ностальгии я прошу вас вспомнить эту первую встречу. Нет. А для того, чтобы сказать – каждый из нас встретится с ним еще раз, и эта вторая встреча будет совсем иной…»
Например: «Добрый вечер, дамы и господа! Добро пожаловать на 5-ю годовщину журнала “Lifestyle”. Сегодня особенный вечер. Пять лет назад мы вместе с Владимиром начали работу над этим журналом в гараже друга, потому что, по правде говоря, это был единственный офис, который мы могли себе тогда позволить…»
16. Введенская Л.А.,Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Для студентов вузов.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999
17. http://www.argument-studio.ru/
Например: «У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 гг, когда наша армия отступала, покидала родные села и города, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: «Вы не оправдали наших желаний, уходите прочь…». Но русский народ не пошел на это…» И.В.Сталин
Глава 1.5.
Богословско-церковное красноречие
«Богословско-церковное красноречие также одно из древних, имеющее немалый опыт воздействия на массы. Особенность церковно-богословского красноречия (проповедь, речь на соборе) – задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения мыслей, красота слога.
Виды церковно-богословской речи:
Например: «Много наставлений для нас имеется, братия, о страхе Божием, и как полезно бояться Бога, об этом слово Божие говорит многократно. Насколько позволить краткость времени, выслушайте меня со вниманием, меня, желающего припомнит кое-что из этих многочисленных свидетельств и сделать некоторые пояснения к тому. Кто не радуется своему разумению или не желает его…»
Например: «Ваши высокопреосвященства, Ваши преосвященства, всячестные отцы, дорогие братия и сестры! Сегодня начинается Юбилейный Собор Русской Православной Церкви…» Патриарх Алексий.» [18]
18. http://www.distedu.ru/
Глава 3.
Лексические приемы ораторской речи
«Метафора - основана на переносе наименования
по сходству. Метафоры образуются по принципу
олицетворения, овеществления, отвлечения
и т.д.
Метафоры должны быть оригинальными, необычными,
вызывать эмоциональные ассоциации, помогать
глубже осознать, представить событие
или явление. Особый эффект достигается,
когда в речи сталкиваются прямое и метафорическое
значение слова. Однако использование
метафор, прямого и переносного значений
слов не всегда делают речь художественной.
Иногда выступающие увлекаются метафорами.
Изобилие метафор отвлекает слушателей
от содержания речи, внимание аудитории
концентрируется на форме изложения, а
не на содержании.
Эпитет - художественные определения, которые позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Как и другими средствами речевой выразительности, эпитетами не рекомендуется злоупотреблять, так как это может привести к красивости речи в ущерб ее ясности и понятности.
Аллегория - способ повествования, при котором буквальный смысл целого текста служит для того, чтобы указать на переносный смысл, передача которого является подлинной целью повествования.
Гипербола - стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, например: «наметали стог выше тучи» или «вино лилось рекой» (Крылов).
Богатый материал для выступлений содержит устное народное творчество. Настоящий клад для оратора - пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа - творца, опытом многих поколений. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Поэтому в речи пословицы приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание выступлений, но и помогают найти путь к сердцу слушателей, завоевать их уважение и расположение.
Часто пословицы и поговорки служат отправным моментом для начала выступления, развития темы, раскрытия какого - либо положения или являются заключительным аккордом, выводом, используется для обобщения сказанного. Употребление пословиц и поговорок позволяет выразить мысль более ярко и убедительно. Образные иллюстрации надолго запоминаются слушателям.» [19]
19. http://do.gendocs.ru/
Глава 4.
Структура ораторской речи
«Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы - главной мысли выступления, основной проблемы и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путаное, непоследовательное высказывание не достигает цели, не вызывает у слушателей запланированной оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем - не понимают, о чем идет речь.
Когда оратор начинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и комментируем его слова.
Что же такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.» [20]
«В композиции можно выделить пять частей:
Выдающийся судебный оратор Анатолий Фёдорович Кони считал зачин «самым ответственным и трудным моментом в речи». Он учил, что первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей.
Такой «зацепкой» может стать, например, цитата. Начинать свою речь с цитат хорошо по нескольким причинам: их легко найти и легко подогнать под нужную тему. Например: «Чтобы испортить отношения, достаточно начать выяснять их».
Ещё одним способом эффективного начала является постановка вопросов. Например: Как и с чем нам бороться? С обстоятельствами, мешающими перестраиваться нашей жизни, с людьми, воплощающими старые, отжившие представления о том, как должно развиваться наше общество или (пауза) с собственной инертностью мышления?
Людям всегда льстит, когда выступающий не видит в них некую безликую массу, они всегда оценят время, затраченное оратором на изучение состава, интересов и запросов аудитории. Одной из разновидностей подобного начала является воспоминание о чём-то сближающим с аудиторией (местность, учебное заведение, общий род деятельности на каком-то этапе, общие увлечения и т.п.).
Иногда уместно выступление, затрагивающее особенно острый проблемный вопрос, начать с комплимента собравшимся или с удачной шутки.» [21]
20. Колесов В.В. Культура речи — Л.: МПСИ, 2003
21. http://www.bibliofond.ru/
«И ,наконец, если у выступающего нет «домашних заготовок» для удачного зачина, он всегда может воспользоваться специальными речевыми формулами начала «убеждающих» фраз:
-Давайте согласимся...
-Будем откровенны...
-Нет сомнения в том, что...» [22]
«Виды вступления:
1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде;
2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без альтернативно;
3. Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение;
4. Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора;
5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.
Содержание – это последовательный рассказ о различных сторонах предмета в соответствии с представленным планом.
Различают следующие методы изложения содержания:
1) индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а после подводит слушателей к обобщенным выводам;
Информация о работе Роды и виды ораторской речи. Структура ораторской речи