Роды и виды ораторской речи. Структура ораторской речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:24, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что ораторское искусство имеет огромное влияние на жизнь нынешнего общества, так как умение убеждать и владеть ситуацией в разговоре значительно облегчает жизнь многих людей. Использование своих навыков красноречия, помогает людям добиться высокого карьерного роста и многого другого.
Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления?

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Роды и виды ораторской речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Социально-политическое красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Академическое красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3. Судебное красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.4. Социально-бытовое красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.5. Богословско-церковное красноречие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2. Лексические приемы ораторской речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3. Структура ораторской речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список используемой литературы . . . . . .

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!!!.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Русское судебное красноречие начинает развиваться во второй половине XIX в. после судебной реформы 1864 г., с введением суда присяжных. Судебный процесс - это разбирательство уголовного или гражданского дела, исследование всех материалов, связанных с ним, которое происходит в обстановке поисков истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Конечная цель данного процесса - вынести законный и обоснованный приговор, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности и осужден. Достижению этой цели способствуют обвинительная и защитительная речи.

Виды судебной речи:

-прокурорская – речь прокурора носит обвинительный характер и содержит четкий вывод в конце (требование определенного наказания). » [12]

Например: «Товарищи судьи! Савкин предстал перед судом по обвинению в преступлениях, одно упоминание о которых вызывает негодование всех честных людей. Жестокость преступления, однако не освобождает от обязанности доказать виновность подсудимого. Поэтому главную свою задачу я вижу именно в том, чтобы обосновать обвинение - доказать, что Савкиным эти преступления совершены и выяснить, какими мотивами он руководствовался.» [13]

«Прокурору всегда легче. Он – обвинитель, выступающий от имени государства и народа.

Структура прокурорской речи чаще всего состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных  фактов, формулировок, определения и разбора, из характеристики подсудимого, его деяний. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о мере наказания или об оправдании, если для этого имеются основания.

Прокурорская речь, как  бы сурова она ни была, не может быть лишена чувства такта и предельной объективности.

-адвокатская – речь адвоката учитывает психологию восприятия слушателей, в ней обычно говорится о мотивах совершения преступления. Для смягчения вины подзащитного используются психологические способы воздействия на слушателей.» [14]


 

12. Делецкий Ч. Практикум по риторике. - М.: 1996

13. http://www.ibil.ru

14. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.

Например: «Господа присяжные заседатели, дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил и в них сознался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который 30 лет отпускал на исповеди все ваши грехи. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грех?» Ф.Н. Плевако

«Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее полная характеристика обвиняемого и его мотивов.

В речи – четкая логическая структура; ярко выражена нравственная, этическая позиция адвоката, его способность профессионально выстраивать систему доводов и доказательств. Вместе с тем в стенограмме присутствуют элементы «разговорного» синтаксиса. Так, обращают на себя внимание многочисленные речевые формы внутреннего диалога, несобственно прямой речи; «разговорен» самый характер текстовой связи и подбор воздействующих стилистических фигур. Сравним использование антитезы: «… Так и хочется сказать судьям: в своем решении не записывайте «белое» или «черное»; эмоционального обращения: «… Хочется взывать к совести руководителей лаборатории: ну скорее восстановите несправедливо уволенного работника!», риторического вопроса: «Может ли суд после этого вынести решение иное, чем отказ в иске?» и т. д.» [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


15. Граудина Л. К., Мисъкевич Г. М. Теория и практика русского красноречия. М., 1989

Глава 1.4.

Социально-бытовое  красноречие

«Социально-бытовое красноречие отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции. Причем тост и поминальная речь – явления наидревнейшие, возникли у большинства народов мира вместе с формированием у них определенного уклада жизни. И тот факт, что юбилейная, застольная и поминальная речи не играют такой роли в общественной и государственной жизни, как другие виды красноречия, вовсе не умаляет их значимости, поскольку социально-бытовое красноречие – составная часть духовной культуры общества в не меньшей мере, чем другие виды ораторского искусства.» [16]

«Виды социально-бытового красноречия:

  • юбилейная (похвальная) речь.

Например: «Дорогие коллеги партнеры! Мне очень приятно  видеть вас всех присутствующих на юбилее компании. Самым главным нашим активистом являются люди – самоотверженные сотрудники, надежные партнеры и поставщики…»

 

  • застольное слово (тост).

Например: «Великий Жан Жак Руссо однажды сказал: «Царство женщины – это царство нежности, тонкости, терпимости». Давайте поднимем бокалы за процветание этого царства!»

 

  • надгробная (поминальная) речь.

Например: «Вы помните, как вы впервые встретили N? Нет-нет, не для того, чтобы спровоцировать прилив ностальгии я прошу вас вспомнить эту первую встречу. Нет. А для того, чтобы сказать – каждый из нас встретится с ним еще раз, и эта вторая встреча будет совсем иной…»

 

  • приветственная речь.

Например: «Добрый вечер, дамы и господа! Добро пожаловать на 5-ю годовщину журнала “Lifestyle”. Сегодня особенный вечер. Пять лет назад мы вместе с Владимиром начали работу над этим журналом в гараже друга, потому что, по правде говоря, это был единственный офис, который мы могли себе тогда позволить…»

 

  • торговое красноречие (реклама).» [17]

 


16. Введенская Л.А.,Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Для студентов вузов.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999

17. http://www.argument-studio.ru/

  • речь на приеме.

Например: «У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 гг, когда наша армия отступала, покидала родные села и города, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы  сказать правительству: «Вы не оправдали наших желаний, уходите прочь…». Но русский народ не пошел на это…» И.В.Сталин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.5.

Богословско-церковное  красноречие

«Богословско-церковное красноречие также одно из древних, имеющее немалый опыт воздействия на массы. Особенность церковно-богословского красноречия (проповедь, речь на соборе) – задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения мыслей, красота слога.

Виды церковно-богословской речи:

  • проповедь.

Например: «Много наставлений для нас имеется, братия, о страхе Божием, и как полезно бояться Бога, об этом слово Божие говорит многократно. Насколько позволить краткость времени, выслушайте меня со вниманием, меня, желающего припомнит кое-что из этих многочисленных свидетельств и сделать некоторые пояснения к тому. Кто не радуется своему разумению или не желает его…»

 

  • официально-церковная речь.

Например: «Ваши высокопреосвященства, Ваши преосвященства, всячестные отцы, дорогие братия и сестры! Сегодня  начинается Юбилейный Собор Русской  Православной Церкви…» Патриарх Алексий.» [18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


18. http://www.distedu.ru/

Глава 3.

Лексические приемы ораторской речи

«Метафора - основана на переносе наименования по сходству. Метафоры образуются по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения и т.д. 
Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или явление. Особый эффект достигается, когда в речи сталкиваются прямое и метафорическое значение слова. Однако использование метафор, прямого и переносного значений слов не всегда делают речь художественной. Иногда выступающие увлекаются метафорами. Изобилие метафор отвлекает слушателей от содержания речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании.

Эпитет - художественные определения, которые позволяют более ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Как и другими средствами речевой выразительности, эпитетами не рекомендуется злоупотреблять, так как это может привести к красивости речи в ущерб ее ясности и понятности.

Аллегория - способ повествования, при котором буквальный смысл целого текста служит для того, чтобы указать на переносный смысл, передача которого является подлинной целью повествования.

Гипербола - стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении, например: «наметали стог выше тучи» или «вино лилось рекой» (Крылов).

Богатый материал для  выступлений содержит устное народное творчество. Настоящий клад для оратора - пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа - творца, опытом многих поколений. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Поэтому в речи пословицы приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание выступлений, но и помогают найти путь к сердцу слушателей, завоевать их уважение и расположение.

Часто пословицы и  поговорки служат отправным моментом для начала выступления, развития темы, раскрытия какого - либо положения или являются заключительным аккордом, выводом, используется для обобщения сказанного. Употребление пословиц и поговорок позволяет выразить мысль более ярко и убедительно. Образные иллюстрации надолго запоминаются слушателям.» [19]

 

 

 

 

 


19. http://do.gendocs.ru/

Глава 4.

Структура ораторской речи

«Целостность ораторской речи заключается в единстве ее темы - главной мысли выступления, основной проблемы и смысловых частей разной структуры и протяженности. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Путаное, непоследовательное высказывание не достигает цели, не вызывает у слушателей запланированной оратором реакции. В лучшем случае они остаются равнодушными, в худшем - не понимают, о чем идет речь.

Когда оратор начинает говорить, мы, слушатели, как бы стенографируем и комментируем его слова.

Что же такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.» [20]

«В композиции можно выделить пять частей:

  • ЗАЧИН РЕЧИ.

Выдающийся судебный оратор Анатолий Фёдорович Кони считал зачин  «самым ответственным и трудным моментом в речи». Он учил, что первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей.  

Такой «зацепкой» может стать, например, цитата. Начинать свою речь с цитат хорошо по нескольким причинам: их легко найти и легко подогнать под нужную тему. Например: «Чтобы испортить отношения, достаточно начать выяснять их».

Ещё одним способом эффективного начала является постановка вопросов. Например: Как и с чем нам бороться? С обстоятельствами, мешающими перестраиваться нашей жизни, с людьми, воплощающими старые, отжившие представления о том, как должно развиваться наше общество  или  (пауза) с собственной инертностью мышления?

Людям всегда льстит, когда  выступающий не видит в них некую  безликую массу, они всегда  оценят время, затраченное оратором на изучение  состава,  интересов и запросов аудитории. Одной из разновидностей подобного начала   является  воспоминание о чём-то сближающим  с аудиторией  (местность, учебное заведение, общий род деятельности на каком-то этапе, общие увлечения и т.п.).

Иногда уместно  выступление, затрагивающее  особенно острый проблемный  вопрос, начать с   комплимента  собравшимся  или  с удачной  шутки.» [21]

 

 


20. Колесов В.В. Культура речи — Л.: МПСИ, 2003

21. http://www.bibliofond.ru/

«И ,наконец, если  у выступающего  нет «домашних заготовок» для удачного зачина, он всегда может воспользоваться специальными    речевыми формулами начала «убеждающих» фраз:

-Давайте согласимся...

-Будем откровенны...

-Нет сомнения в том, что...» [22]

 

  • «ВСТУПЛЕНИЕ.

«Виды вступления:

1. Позитивное.  Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция  в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде;

2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию без альтернативно;

3. Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение;

4. Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора;

5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.

 

  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (содержание).

Содержание – это последовательный рассказ о различных сторонах предмета в соответствии с представленным планом.

Различают следующие методы изложения содержания:

1) индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а после подводит слушателей к обобщенным выводам;

Информация о работе Роды и виды ораторской речи. Структура ораторской речи