Шпаргалка по "Лингвистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:02, шпаргалка

Описание работы

№1 Языкозн.как наука о языке.Место языкозн.в системе наук,его основные прблемы.
№2 Основные концепции природы языка.
№3 Функции языка.
....
№ 24 Типы изменения лексического значения. Полисимия. Типы значений могозначного слова.

Файлы: 1 файл

Вопрос 1.docx

— 53.37 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1)

№1 Языкозн.как наука о языке.Место языкозн.в системе наук,его основные прблемы.

Я-наука о  естеств. чел. языке вообще и о  всех языках мира как об индивид.его представлениях. Я.изучает природу языка,его ф-ции,внутренний организм и закономерность развития..Предпосылки возникнов. Я как науки:1потребность освоения родного я-ка.2потребн. в письме 3потребн. Толкования древних литер. Памятников. 4 потребн. Опис. Я-ка при изуч. Его как иностранного. основные проблемя Я:1-происх-я чел. я-ка,его эволюция во времени и пространстве.Отношение мнжду родств. Я-ками и их взаимодействие во времени-нач 19в Раск,Востоков,Бопп.2-внутр. Организма я-ка –понимание я-ка как знаковой сист. С чётка выделенными структурными элем-ми,что позволяет дать строгое формальное опис. Я-ка. Впервые стал изуч. Основы структурной лигв-ки в нач. 20в Соссюр. 3-взаимосвязей я-ка и мышления изуч-я,что происходит в созн. Чел., владевшего я-ком и использующего язык.Для этого необх.изуч. внешних языковых явлений.,дополнить анализом. –генеративная лин-ка.оновы 20в –амер .лингв. Хомский. – когнитивная лингв.-взаимоотношение я-ка и мыш-ия. Язык не просто отраж.мира вообще,а как отраж.такого мира,кот. Увиден,осмыслен и интерпретирован чел. сознанием. 4пробл. Тождества и развитие отдельных я-ков,пробл.несовподения грани гос-в,этносов и я-ков-социолингвистика(определяет ф-ции я-ка в рамках определ. общества) и ареальная лигв.(распостронение я-ков,выявление ареала).

 

Вопрос 2)

№2 Основные концепции природы  языка.

1-Анатомо-физиологическая концепция.(биологическая).Возникновение связано с бурным ростом естест.наук.В ходе иследования структуры чел.мозга были получ. Данные об участках кары головного мозга связанных с речевой деятельностью.Реч.деятел.оказалась локализованна в левом полушарии гол.мозга.Были открыты 2 зоны:1-зона Брока(управ.производстврм устной деят.чел.) 2- зона Веронике (отвечает за понимание речи). Язык-вражденное,передоваемое по наследству,биолог.свойство чел-ого организма. Такое же как умение дышать,спать,есть… 2- Натуралистическая.Это конц.немецкого ученого Августа Шлейхера. Язык-природный естеств. Организм,образов. От звуковоу материи.Понимался,как развивающая структура,кот. Образов. Естественно,без вмешательств роли чел. Я-ки возник. И существ. Вне воли чел. они рождаются,растут, развиваются по своим законам.Выделяют3 степени развития я-ка,к-рые соответствуют 3-м царством природы:животному ,растительному и минеральному.Шлейхер переносил в язык положение Дарвина за существ. В природе+он разработал учение о «проязыке» и родословном древ. Индоевроп.языков. Он впервые предложил генетическую классификацию языков не языковой семьи.3- Психологическая.возник. во второй полов.19в-нач.-20в.как реакция на натуралистическую концепцию.Язык- явление психолог.Языкозн.отнасилось к разряду наук психолог. Пауль говорил,что»реально язык сущест. В индивиде».Изменение значениний слов,кот-е происходят в языке,объясняется неустойчивостью психики отдельно взятого чел.Язык не только хранилище ,но и средство выражения мысли. +(привличение внимание реч.деятельности). –(преувеличение психического состояния языка и,вследствии этого,фактора индивидуальности.)4-Социологическая.Появ. в нач.20в,основополож.швейц.ученый Соссюр,кот.доказывал,что Я.-социальное  явление.,т.к.он может возникнуть только в социуме,его развитие и смерть определяется обществом,и его главное предназначение-быть средством общения в социуме.

 

Вопрос 3)

№3 Функции языка.

В языкознании  слово »функция» - Функции языка-использования  потенц. свойств различных средств  языка в речи для разных целей. Фун-ции языка: коммуникативная – средство передачи инф-ии. Включает  2 разновидности: 1 Информативная-передача объективной информ.,сведений о чем-либо. 2 Регулятивная- передача субъективной инфор.,связи,контакт между людьми.Когнитивная(познавательная)- элемент мышления,при помощи кот. Не только передоётся мысль ,но и формируется.Аккумулятивная –основ. Ср-во наполнение, трансляция знаний из поколение в поколение.Отражения и хранения знаний о действительности.Эстетическая- язык выступает как средство выражения творческих потенций чел.Метоязыковая- использ.я-ка для коммент.речи. Экспресивная- выражения чувств ,эмоций чел.его внутреннего состояния.Все ф-ии в языке редкоупотребл.изолированно.

 

Вопрос 4)

Мышление-высшая форма реакции живого организма на окруж.его действит-ть. Наше сознание воспринимает окруж.мир,через воздействие слов. Мышл.-обобщенное абстрактированное отражение явлений окр.действ.,направленное на познание сущности этих явленийТипы мышления: Вербальное-язык явл.опорой мышл.только в его словесно-логическом виде. Яз.не просто помгает выразить мысль,а и сконструировать её.Свойственно только человеку.Невербальное-делится на: Образное-оперирует конкретными образами чувственно воспринимаемых предметов,кот.мы в данный момент прямо не ощущаем.(картина,музыка).Предметное- ориентация чел.в окруж. Обстановке и выполнение осмысленных действий. Это уровень 1ой сигнальной сист.(обезьяна палкой сбивает банан..)Техническое-необходимо для решения творческих задач технич.характера,связанно с пространственной ориентацией,координацией и работоц механизма.Однако вербальное мышл.-один из важнейших типов мышления.Отличие Я и М. 1Я материален в том,что все языки единицы материализуются в звуке. М идеально.Мысль не имеет мотериальных свойств-массы,звука,плотности и т.д. 2 Я служит для обмена сообщениями о действительности,называть и различать явления окр.действит. Цель М-получение новых знаний и их систематизация,познание сущности окр.действит. М и Я разл-ся котегориями: котегор.М-понятие,суждение,умозаключение.Они находят своё выраж. В опр.единицах языка: понятие=слово, суждение=предложение, умозаключ.=текст.Понятие-форма мышл.,отраж.существ.свойства связи и отношения предмета и явл.Суждение-форма мышл. В кот.либо утвержх.,либо отриц. Существование предмета,либо утвер./отриц. Связь между предметом и его свойсивами.Умозаключение-фор.мышл.,в кот. Из одного или неск.истинных суждений в соответствии с опред. правилами  вывода получ.новое суждение.

 

 

5)Общенародный язык. Литературный язык. Понятие нормы. лит.яз. — всегда результат коллективной творческой деятельности. Представление о «закреплённости» норм литературного языка имеет известную относительность (при всей важности и стабильности нормы она подвижна во времени). Нельзя представить себе развитую и богатую культуру народа без развитого и богатого литературного языка. В этом большое общественное значение самой проблемы литературного языка.Лит.яз. — достояние всех, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы (язык писателей), хотя обычно ориентируется на те же нормы, заключает в себе много индивидуального, не общепринятого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и языка художественной литературы оказывалась неодинаковой.Лит.яз. - общий язык письменности того или иного народа, а иногда нескольких народов - язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме, чаще письменной, но иногда и в устной. Вот почему различаются письменно-книжная и устно-разговорная формы литературного языка, возникновение, соотношение и взаимодействие которых подчинены определенным историческим закономерностям. Языковой стиль — это разновидность литературного языка, сложившаяся исторически и характеризующаяся определённой совокупностью признаков, часть из которых может повторяться и в других стилях, но определённое их сочетание и своеобразная их функция отличает один стиль от другого.Понятие языковой нормыЯз.н. – это традиционно сложившиеся правила использования речевых средств, т.е. правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений. Норма обязательна и охватывает все стороны языка. Различают нормы письменные и устные. Письменные яз.н. – это прежде всего орфографические и пунктуационные нормы. Например, написание Н в слове тружеНик, и НН в слове имениННик подчиняется определенным орфографическим правилам. А постановка тире в предложении Москва – столица России объясняется пунктуационными нормами современного русского языка.Грамм.н. – это правила использования форм разных частей речи, а также правила построения предложения.Наиболее часто встречаются грамматические ошибки, связанные с употреблением рода имен существительных: *железнодорожная рельса, *французская шампунь, *большой мозоль, *заказной бандероль, *лакированный туфель. Однако рельс, шампунь – это существительное мужского рода, а мозоль, бандероль, туфля – женского, поэтому следует говорить: железнодорожный рельс, французский шампунь и большая мозоль, заказная бандероль, лакированная туфля. Лексич.н. – это правила применения слов в речи. Ошибкой является, например, употребление глагола *ложить вместо класть. Несмотря на то что глаголы ложить и класть имеют одно и то же значение, класть – это нормативное литературное слово, а ложить – просторечное. Ошибкой являются выражения: *Я ложу книгу на место, *Он ложит папку на стол и т.д. В этих предложениях нужно употребить глагол класть: Я кладу книги на место, Он кладет папку на стол.Орфоэп.н. – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия. Соблюдение норм произношения имеет важное значение для качества нашей речи. Орфоэпические ошибки *катáлог, *звóнит, *средствá и др. всегда мешают воспринимать содержание речи.

 

Вопрос 6)

.№6 Язык и речь. Речевая деятельность.

Впервые на взаимосвязь я-ка и речи обратил  внимание Соссюр:речь и язык-2стороны  более общего явления-реч.деятельности.Реч.деял.-вид деятельности чел.,направленный на производство и понимания текстов.Виды рея.деят.:говорение,писмо(порождение речи),аудирование,чтение(восприятие речи).Минимальное проявление реч.деят.-речевой акт.Структура реч.акта:акт говорения или писания-текст(устное или писм.речевое произвидение любой протяженности)-акт восприятия(визуального,слухового).-понимание(один.яз.,сочет.элементов,их комбин.у 2ух людей).Язык предстовляет собой систему единиц разных уровней и систему правил функционирования этих единиц,в основном единую для всех.Речь-совокупность всего сказанного и зафиксированного на данном языке.Иязык и речь тесно взаимосвязаны и взаимно предпологают друг друга:-язык необходим,чтобы речь была понято и произвела своё действие,-речь необх.,чтобы установить язык(Сосюр).Обнаружить язык можно только наблюдая речь.Различия Я и Р:1я-идеален(знаков.сист.средств общения,кот сущ в сознании людей).Р-материальна(реализация знаковой сист).2Я-потенциален(только предпологает варианты,возможности).Р-Реальна(явл.реал-ей возможностей языка).3 Я-соц.явл.(т.к.процесс говорения и понимания протекает в коллетиве).Р-индивидуальна(принадлеж.конкр.индивидуал.,носителю языка)4Я-обстрактен(обознач.отвлеч.сущности понятия.напр.(поле-футб.,п.тетради)Р-конкретна(ситуативное употреб.,функционир.единиц,всегдакрнкретизирует,уточняет,определяет их)5Я-сфера инвариантных стабильных единиц(морфемма,фонема,лексема..)Р-обл.вариантных единиц(звук.,морф.,форма слова,лекс.)6Я-консервативен(относительно усойчив,изменяется через речь)Р-динамична(изм-ся в гораздо большей степени ,чем язык)7Я-многомерен(еиницы выступают в разн.связях и зависимостях)Р-линейна(Р-представляет собой поток звуков)8Я-не ситуативен(не зависит от ситуации и обстановки общения)Р-ситуативна(т.к.всегда имеет место в опред.ситуации речевого общения.Поэтому выражаемое в речи может быть неполным,что может воспотнить контекст общения).Таким образом язык-набор единиц общения и система правил их применения,а Речь-выбор из этого набора и реализация этих правил.

 

7 Понятие о семиотике. Знак, типы  знаков. Языковой знак, его свойства.

Знак – материальный объект, используемый для передачи информации.

Симеотика – наука изучающая св-ва знака и всевозможные знаковые системы. Т.к. среди этих систем находится чел. язык объект данной науки пересекается с объектом лингв. Основатели семиологии: Роберт и Чарльз Пирс. Основатель лингвосем. (раздела общего языкознания изучающего язык как сист. знаков): Соссюр. Работали в лингвосем.: Р.Якобсон, Ч.Маррис, Р.Барт, Э.Бенвенист. Для того, чтобы предмет получил ф-цию знака, чел. предварительно нужно договориться с другим чел., получателем этого знака.

Типология знаков:

- знаки-иконы (знаки-копии) – эти знаки имеют внешнее сходство с соответ. Предметами. Они могут быть естественные (отпечатки пальцев, ног на песке) и искусственные (рисунок, маска, фотография). В языке: звукоподражание (мяу, гав, пиу); пиктографическое письмо;

- знаки-индексы (симптомы, признаки) – выделяются на основании естественной, природной, причинно-следственной связи между ними и соответствующими явлениями: существует фактическая смежность (черная туча – дождь, знаки в яз. жив.). В яз.: междометия (ура, ой, ай); личные местоимения: их выбор зависит от роли в речевом акте, акте общения; глагольный определитель: употреб. наречий при глаголе (здесь-там, этот-тот).

- знаки-символы – сохраняют структурное сходство с обозначаемыми предметами или явлениями, т.е. способны передавать через отдельные элементы обозначаемого его целостный образ (маска-театр, ножницы-парикмахерская).Св-ва знаков:

- преднамеренность (целенаправ. природа, он специально используется для передачи определенного смысла)

- двусторонность (должны быть 2 стороны: 1-ая–идеальная, внутренняя (то, что передается), - значение, смысл, семантика – смысловая сторона языковых ед., означаемая; 2-ая–материальная, внешняя (то, чем передается)–форма, означающая. Эти 2 стороны знака назыв. ПВ и ПС. ПС имеет 4 аспекта. Знак должен быть доступен восприятию ПВ, одноврем. содержать значение, смысл, служащий для передачи информ.   

- произвольность зн.(Соссюр выдвигает как 1 из принципов определяющих природу знака. Знак имеет произвольный, условный хар-р, т.е. обычно знак не похож на то явл., предмет, кот. он обозначает, никак не вытекает из их сути. В основе назв. лежит договоренность, соглашение, конвенция. Конвенциональность – одно из св-в знаков).

- обязательность зн.–каждый чел., живя в определенном общ-ве, пользуется установленной в этом общ-ве системой знаков. Общ-во навязывает чел. определенную сист. знака.

- устойчивость, консервативность зн.–знак в целом стремится к стабильности. Он обладает относительной устойчивостью во времени.

- изменчивость зн.–каждый знак является произвольным. Со временем знак может меняться (в болг.яз. стол-обозн. стул, в пол.яз. столик-стулик).

- системность зн.–зн. никогда не существует изолированно, сам по себе, каждый зн. член своей системы, все элем. кот. взаимосвязаны. Не может быть сист. сост. только из 1-ого зн.

- обобщенность зн.–каждый яз.зн. обознач. множество однородных предметов или явл. Яз. зн. имеет обобщ. значение и может использов. в неогранич. кол-ве в определенной ситуации.

Информация о работе Шпаргалка по "Лингвистике"