- линейность зн.–линейность – это
протяженность зн. во времени и пространстве.
ПВ яз.зн.-линеен. Т.е. фонемы букв в слове
расположены последовательно. В устной
речи – во вр., в пис.–в простр. Яз.зн. относительно
линеен.
- воспроизводимость–зн. не конструируется
каждый
Вопрос 8)
№8 План выражения иплан содержания
языкового знака.Значение и значимость
языкового знака.
Аспекты плана-содерж.язык.зн.:1денатотивный-соотнесенн.зн.с
представлением об обозначаемом объекте.(св-ва
знака,кот мы о нём знаем).2сигнификативный-соотн.знач.зн. с
понятием об обознач.объекте-(существенные
св-ва)3системный-соотн.знака
с др.зн.яз.системы.4прагматны –соотн.зн.с говорящим
и конкр.реч.ситуацией.Проблема значения и значимости яз.зн.Значение-отн.соотв.между
означаемым и его аккустич.образом(означающим)Значимость-часть
знач.знака,обусл.егопротивопоставл.др.элементам
системы.Проблема произвольности яз.знака.О
языке вообще:яз.зн.произволен-связь между
формой и знач.зн.не мотивирована.НО о
конкр.языке:относительно произволен-конкр.предмет
в рамках социума должен иметь 1 или неск.назв.,иначе
общение невозможно.Эта произв.ограничена
правилами,по кот.оформляются еденицы
данного языка.Яз.знаки могут быть:матевир.и
немативир.Немативир»рука».Мативир.может
быть первичной и вторичной.Первичная:когда существует прямая
связь между означающим означаемым.Слова
звукоподражательные.Доля звукового символизма
в знач.слова-сотые доли%-актуализируются
в опред.условиях,как правило в худ.речи.Вторичная:внутрияз.мотив.одних
зн.другими.Значение и форма 1знака может
быть истолкована через форму и знач.А)мотив.произв.слов(голова,головастик).Б)семотическая.у
одной формы появл.новые значения.(голова
поезда,чел.голова,голова колонны).Одинак.смысл.мотив.находит
различное яз.выражение.Одно явл.может
быть обозначено при помощи разн.мотиваций.Между
планом выраж и планом содерж. Наблюдается
ассиметрия.За одним ПВ стрит неск ПС
№9 Язык как знаковая система и
ее свойства.Части языка(фонетика,лексика,грамматика),их
роль в сист.языка.
Система-совок.взаимосвяз.или опред.образом
упорядоч.элементов,образующ.единство.Для
любой системы характ.наличие опред.рода
отношений между ее элементами,от связей
зависит свойства этой сист.Структура системы-совок.устойч.взаимосвязей
между вход.в сист.элементами способ организ.элементов
этой сист.(углерод-элемент,системы-графит
и алмаз).С изменением структуры меняется
качество структуры.Язык как осн.средство
хран.и передачи инф-ии имеет знаковый
хар-тер,явл-ся знаковой системой.Системность
языка закл.не только во внешн.организ.язык.материалов,а
в том,что однор.элементы структура языка
взаимосвязаны и получают свою значимость
лишь как противопост.части целого.Док-ва системности
языка:1быстрый выбор слова2наличие опред.групп слов-синонимы…3наличие
тематич.групп-кухонная утварь..4наличие граммат.групп-части речи…Язык как знак.сист.облад.св-вами:1вторичность(яз.-вторичная
знак.сист.)-элементы языка значимы и функцион.в
силу вторичных приписанных свойств,в
отлич.от первич.,где элементы значимы
и функц.в силу первичных.(солнечная система).2естественность-семиотич.система-элементы
такой с.и отнош.между …..сущ-ют объективно
независимо от созн.и воли человека.Такие
с.возн.в ходе ест.развития социума и отд.человека(…)3вероятность-в
рамках яз.сист.по предыдущим элементам
нельзя однозначно предсказать порядок
следования послед.эл-тов и их хар-ер.Порядок.след.эл-ов
в ест.языках не явл.установленным раз
и навсегда,степ.вероятности-от 1%до 100%.4многоуровневость-сост.из
неоднародных элементов,кот.связаны между
собой разнообр.отнош-ями(синтагматичность,
……)Яз.сист.состо…из взаимосвязей подсистем:фонетика,лексика,морфол
и синтаксис.5Диномичность-измен-ся,раз-ся элементы
меняют своё полож.по отнош.друг к другу(в
отлич.от статич.систем-дорожные знаки
и пр.)6Открытость-могут
входить ,выходить знаковые элементы.Фонетика.(звук.сост.языка)план
выраж.я-а.,его матер.база,носитель информ.база,при
помощи кот.люди передают мысли друг другу.Лексика.(слов.сост.языка)закрепляется
и различ.вся инф-ия об обозная-х явл-х,имеюющаяся
у данного социума.Назнач.-отражать действит.и
обеспечить обстрактное мышление.Грамматика.1 морфалогия2синтаксис(правила
и средства комбинаторики язык.едениц.)1совок.правил
и средств изм. И постр.слова.2совок.правил и средств гум.и постр.
Словосочит. И предложений. Они выражают
разл.рода отнош.кот.возникют между яз.еденицами
при формировании текста.
№10 Элементарные еденици языка,основание
их выделения,их ф-ции.Языковые уровни.
Предложение,слово,морфема,фонема.
Основанием для выдел.элемент.:-функции
едениц,-членение речевого потока.Предложение-минимальная коммуник.еденица
языка. Слово-мин.наминотивная
ед.языка-служит для назыв. И различ.предмета.В
свою очередь слова можно разделить на
морфемы.Морфема-мин.значимая ед.языка, выполняющая
словообр.или формообр.ф-цию.Фонема-мин.ед.звукового строя языка,выпол.смыслоразличительную
ф-цию.Языковые
уровни.Уровень-подсистема одна из
систем некоторой семиотики,имеющ. Свою
еденицу,кот.связана с ее др.уровней иорорхически. Языковые
уровни-совок.ед.языка,выполн. одинак.ф-цию
и связанных с ед.др.уровней иерорхически. Языковые уровни:1
–фонетический-уровень фонем.2-морфологический-ур.морфем. 3-лексический-ур.слов,номинат.ф-ия. 4-синтаксич.-ур.прелож.,коммуник.ед.
№11 Структура языка.Типы отношений между
языковыми еденицами.
Структуру языковой
сист.формирует парадигматич., иерархич.,и
синтагм.отношения.1Иерархич.-отнош.между неоднор.элементами
,их подчинение друг другу как общего и
частного,родового и видового,высшего
и низшего.Возник.между едениц.разн.уровня
и сущн.-в этом,что еденицы более низкого
уровня позволяют ед.более высокого выполн.свою
ф-цию(фонемы по отнош.к морфемам,морфемы
к слову,слова к предлож.).2 Парадигматические-отнош.между
ед.1уровня ,кот объедин.данные еденицы
в группы,разделы,категории.Данные отнош.позвол.выбрать
нужн.ед.языка из рядавозможных(синонимов)и
образов.слова и формы по аналогии(я прочитала,пролистала,просмотрела).Элем.,между
кот. Сущ.парн.отн.-дублеры ,кот.могут замещать
друг друга в акте общения. 3 Синтагматические- отн.между ед.одного
ур.при сочет.их в линейных рядах.Напр.слова
в пределах высказыв.,морфемы в пределах
слова,звука в пределах звукосочитания.
Структура яз. - единство разнородных
элементов в пределах целого.
Первое, с
чем мы сталкиваемся при рассмотрении
структуры языка, приводит нас к
очень любопытному наблюдению, показывающему
всю сложность и противоречивость
такой структуры, как язык.
Действительно,
на первый взгляд речевое общение
происходит очень просто: я говорю,
ты слушаешь, и мы друг друга понимаем.
Это просто только потому, что привычно.
Но если вдуматься, как это происходит,
то мы наталкиваемся на довольно странное
явление: говорение совершенно непохоже
на слушание, а понимание – ни на то, ни
на другое. Получается, что говорящий делает
одно, слушающий – другое, а понимают они
третье.
№12 Акустический аспект звуков речи.
Акустические классификации.
Осн.акуст.классиф.зв.: 1 по соотонош.
Тона и шума.(тон-переодич.колебание,а
шум-неретмичные. Только тон-гласные, тон
>шум-санорные, шум-глухие ,шум>тон-звонкие. 2 по силе
звука: громкие, тихие.3 по длительности: долгие, краткие.4 по высоте:высокие,средние,низкие.
Акустический аспект звуков речи.
Акустические классификации звуков.
Акустический (физический) аспект
изучает звуки речи с точки зрения их физических
хар-стик.
Звук – волновое колебание воздушной
среды вызванное движением органов речи.
Основные акустич. параметры звука:
- высота – зависит от частоты колебаний
(муж. голос ниже жен.). Ед.частоты колеб.-герц=1
колеб. в сек. Человеческое ухо может различать
от 16 до 20000 герц.
- сила – зависит от размаха (амплитуды)
колебаний и от напряжения органов речи.
Измеряется в децибелах. Чем бол.амплитуда
колеб., тем сильнее звук.
- длительность (долгота) – зависит
от того, как долго работают органы речи.
Важна соотносительность длительности.
- тембр – создает индивидуальную
окраску звука.
Тоны и шумы: Зв.колеб. могут
быть: периодические
и равномерные (не меняется); непериодические и неравномерные
(кол-во колеб. за ед.вр. меняется).
- тоны – результат периодических
колебаний (голосовых связок и воздуха,
заполняющих полости рта и носа).
- шумы – результат непериодических
колебаний (колебания губ, языка, мал.языка).
Любой звук – это не просто колеб.
воздушной среды, а сложение нескольких
одновременных колебаний.
На основной
тон, рождающийся от вибрации голосовых
связок, накладываются обертоны или
дополнительные тоны, возникающие от
движения других органов речи и резонанса
воздушной волны в ротовой, носовой
и глоточной полостях.
Резонанс
возникает в замкнутой воздушной
среде. Благодаря наличию резонанса
основной тон обогащается. Соотношение
этих колебаний – тембр. У каждого
звука некоторые области частот
оказываются усиленными – это формаиты. Их сочетания составляют
индивидуальную окраску звука.
Акустич.асп.зв.речи по соотношению голоса
(тона) и шума:
- гласные (в их образовании участвует
голос);
- согласные (в их образовании уч. голос
и шум).
Вокализм – система гласных в
языке, диалекте, говоре, в семье и группе
языков.
Консонантизм – система согласных
в языке, диалекте, говоре, в семье и группе
языков.
Согласные:
- сонорные (звучные) – при произнесении
голос преобладает над шумом.
- шумные – при произнесении шум преобладает
над голосом:
- звонкие
(с участием голоса);
- глухие (без
участия голоса, только при помощи шума).
№13 Артикуляционный аспект звуков
речи. Артикуляционные классификации
Артикуляция-работа реч.аппарата,сост.из
5-ти частей:1 органы дых.,легкие,бронхи,трахеи.2гортань
с голос.связками.3надгортанная полость. 4органы произношения:язык и губы-активные,твер.неба
,альвеоллы и зубы-пассивные. 5гол.мозг и нервн.сист. Осн.артиккуляц.классификации звуков:
1 деление звуков на гл.и согл. 2 Гласные:
подъем,ряд,лабиолиз.,полож. мягкого неба. 3 Согласные:
палатализация,по месту образов.-губн.,язычные,заязычные,по
способу образов.,смычные,щелевые.Артикуляционный аспект звуков речи.
Артикуляционные классификации звуков.Артикуляционные
(физиологический) аспект имеет дело
с физиологическими хар-ками звука, т.е.
работой органов речевого аппарата, кот.
и создают звук.Артикуляция – работа органов речи,
направленная на произнесение конкретных
звуков речи.Термин речевой аппарат следует
понимать условно.Каждый звук имеет 3 фазы:- экскурсия
– органы речи переходят в положение нужное
для производства данного зв.- выдержка – органы речи некоторое
время задерживаются в одном положении.- рекурсия
– органы речи возвращаются в состояние
покоя либо занимают положение необходимое
для произнесения след.зв.Артик. классификация:- образованность с участием, без участия
голоса или шума. Звуки: гласные (голос);
согласные (голос и шум или только шум).
- способ образования:- свободного
прохода воздуха через рот: гласные
(широкие (а), средние (э, о), узкие (и, у, э)).
- несвободного
прохода воздуха: согласные в зависимости
от хар-ра преграды (смычки) и того, как
она преодолевается, делятся на подклассы.- местообразования
– учитывается, где именно фокусируется
произношение зв., какой орган берет на
себя основную артикуляционную нагрузку.- доп.артик.
– движение к-л еще кроме основного органа
речи.Для
гласных – это участие губ или лабиализация
(о, у); включение носовой полостиДля согласных – это палатализация
(смягчение) и веолиолизация (подъем задней
части спинки языка к мягкому небу).Гласные:- место образования
– ряд (какая часть языка приподнимается):
передний (и, э); средний (а, ы); задний (у,
о).- способ
образования – подъем (на сколько
язык приподнимается): верхний (и, ы); средний
(э, о); нижний (а).- лабиализация (у, о).Согласные:- место образования – та точка, в кот.
сближаются 2 органа на пути струи воздуха
и где, при преодолении преграды, возникает
шум: губные (губно-губные; губно-зубные);
язычные (переднеязычные, среднеязычные,
заднеязычный); заязычные (увулярные (язычковые),
фарингальные (глоточные), ларингальные
(гортанные)).- способ образования – хар-р прохода
струи при образовании звука речи (свободные
- гласные; суженные - фрикативные; сомкнутые
- взрывные).Щелевые – смычные: взрывные
(д, т); носовые (н, м); боковые (л); вибранты
(р); аффрикаты (смычно-щелевые
№14 Функциональный аспект звуков речи.Фонология.Звук
речи(фон) и фонема,критерии фонемотичности.
Впервые различать
фонологию и фонетику стал Трубецкий.Фонетика
изучаетзвукавую субстанцию. Фонология
изуч.звуковые явления с точки зрения
их функционирования.Она устанавливает
те отношения,кот.связывают звуковык еденицы
языка.Фонема-
миним.частица языка,кот.выполняет смыслоразличительную
ф-цию.Фонема как еденица языка представлена
в речи одним или нескалькими звуками(аллофонами).нож(ш)-ножик(ж).
Впервые на
факт несовпадения звуков в языке
и кол-во букв обратил внимание
Датский ученый Якоб Бредсторф в
19в. Петр Карлович Услар разробатывая
алфавит для одного из непесьменных
языков,выделил два типа звуков: звукокачество -различ по артикуляции
и выполняет смыслоразлич.ф-цию. Звукоколичество-отлич.по акустике
и артикуляции,но не выполн.смыслоразич.роль.
Услар пришёл к выводу,что буквы нужны
только для обознач.звуков 1-го типа-звукокачество.Дальнейшее
развитие учение о фонеме получили в работах
русс.уч.Будэна де Куртене,подчеркнул
несовподение физич.и функцищн.свойств
звука.Фонема-это определенный звукотип,устойчивое
представление о звуке,кот.хранится в
сознании носителя языка.Дальнейшее разв.учения
о фонеме было сделано русс.уч.Щерба.Он
повторил выводы Услара.фонема.это звук.элементы,кот
различ по акустич.и артикул. И различаются
звуковые оболочки значемых едениц языка.
Трубецкий(разрабатывает такие понятия,как
дифференциальные и интегральные признаки
фонем,позиция фонм,нейтрализация ф, архифонема. Критерии фонематичности.
Смыслоразличительный-
Если в
одинаковых произносительных условиях
звуки различают звуковые оболочки
значемых едениц языка,то они явл.представителями
разных фонем,а если нет-то аллофоны
одной фонемы. Дистрибутивный-
№15 Дифференциальный и интегральные
признаки фонемы.Фонологические оппозиции,их
типы.
Диффер.и интегр.призн.фонем.Поскольку
фонема-это тип звука,ее также можно охарактеризовать
через определенный набор аккустич.св-в.Эти
свойства оказываются неодинаково
важными при выполнении фонемой смыслоразл.ф-ции.Дифференц.пр-ки-акустико-артикуляц.пр-ки,кот.различают
звуковые оболочки значемых едениц языка,признаки
по кот.фонема противопоставлена др.фонемом.Интегр .пр-ки-акуст.-артику.св-ва,кот
не различают значимые еденицы данного
языка,а лишь дополняет состав фонемы,не
противопоставл.др.фонемам.Фонолог.оппоз.,их типы.(ввел Трубецкий).Ф.О-противопоставления
каких-то фонем,при кот.различ.как сами
фонемы,так и их дифф.пр-ки. Типы. 1По числу пртивоп.членов:Бинарные
Групповые(гласн.-согл.),Трипарные
(по месту обрпзов) 2 По отнош-ям между фонемами:Ступенчатые(одна
ф.хар-ся.большей степ.проявл.признака,чем
2-ая.и-верхн.подъём, -средн.подъём),Равноправные(обе
ф. обладают разными,но их можно по смыслу
логич.соотнести.Привативные (1ф.облад.признаком,а
2ая-нет. 3 По отнош.в
сист.фонем:Пропорциональные(отнош.между
ф-ми тождественны отн-ям между др.ф-ями
в др. оппозиции)(г-к=ж-ш(зв.-глух)).Изолированые(отнош.между
ф-ми не повторяются в др. оппозиции)(т-ц
взрывн.аффриката) 4 По кол-ву противоположных диффер.признаков:Коррелетивные(фонемы
противопост.только по 1у признаку. Г-к,
т-т ) Некоррелятивные(по 2ум и более признаком.
Брать-брпл) 5По объёму смыслоразлич.силы: Постоянные(действ.всегда
в любой позиции(м-н). Нейтрализуемые(перестают
сущ.в опред.позициях)(т:д_кот-код).