- линейность зн.–линейность – это 
протяженность зн. во времени и пространстве. 
ПВ яз.зн.-линеен. Т.е. фонемы букв в слове 
расположены последовательно. В устной 
речи – во вр., в пис.–в простр. Яз.зн. относительно 
линеен.
- воспроизводимость–зн. не конструируется 
каждый 
Вопрос 8) 
 
 
№8 План выражения иплан содержания 
языкового знака.Значение и значимость 
языкового знака.
Аспекты плана-содерж.язык.зн.:1денатотивный-соотнесенн.зн.с 
представлением об обозначаемом объекте.(св-ва 
знака,кот мы о нём знаем).2сигнификативный-соотн.знач.зн. с 
понятием об обознач.объекте-(существенные 
св-ва)3системный-соотн.знака 
с др.зн.яз.системы.4прагматны –соотн.зн.с говорящим 
и конкр.реч.ситуацией.Проблема значения и значимости яз.зн.Значение-отн.соотв.между 
означаемым и его аккустич.образом(означающим)Значимость-часть 
знач.знака,обусл.егопротивопоставл.др.элементам 
системы.Проблема произвольности яз.знака.О 
языке вообще:яз.зн.произволен-связь между 
формой и знач.зн.не мотивирована.НО о 
конкр.языке:относительно произволен-конкр.предмет 
в рамках социума должен иметь 1 или неск.назв.,иначе 
общение невозможно.Эта произв.ограничена 
правилами,по кот.оформляются еденицы 
данного языка.Яз.знаки могут быть:матевир.и 
немативир.Немативир»рука».Мативир.может 
быть первичной и вторичной.Первичная:когда существует прямая 
связь между означающим означаемым.Слова 
звукоподражательные.Доля звукового символизма 
в знач.слова-сотые доли%-актуализируются 
в опред.условиях,как правило в худ.речи.Вторичная:внутрияз.мотив.одних 
зн.другими.Значение и форма 1знака может 
быть истолкована через форму и знач.А)мотив.произв.слов(голова,головастик).Б)семотическая.у 
одной формы появл.новые значения.(голова 
поезда,чел.голова,голова колонны).Одинак.смысл.мотив.находит 
различное яз.выражение.Одно явл.может 
быть обозначено при помощи разн.мотиваций.Между 
планом выраж и планом содерж. Наблюдается 
ассиметрия.За одним ПВ стрит неск ПС
 
 
№9 Язык как знаковая система и 
ее свойства.Части языка(фонетика,лексика,грамматика),их 
роль в сист.языка.
Система-совок.взаимосвяз.или опред.образом 
упорядоч.элементов,образующ.единство.Для 
любой системы характ.наличие опред.рода 
отношений между ее элементами,от связей 
зависит свойства этой сист.Структура системы-совок.устойч.взаимосвязей 
между вход.в сист.элементами способ организ.элементов 
этой сист.(углерод-элемент,системы-графит 
и алмаз).С изменением структуры меняется 
качество структуры.Язык как осн.средство 
хран.и передачи инф-ии имеет знаковый 
хар-тер,явл-ся знаковой системой.Системность 
языка закл.не только во внешн.организ.язык.материалов,а 
в том,что однор.элементы структура языка 
взаимосвязаны и получают свою значимость 
лишь как противопост.части целого.Док-ва системности 
языка:1быстрый выбор слова2наличие опред.групп слов-синонимы…3наличие 
тематич.групп-кухонная утварь..4наличие граммат.групп-части речи…Язык как знак.сист.облад.св-вами:1вторичность(яз.-вторичная 
знак.сист.)-элементы языка значимы и функцион.в 
силу вторичных приписанных свойств,в 
отлич.от первич.,где элементы значимы 
и функц.в силу первичных.(солнечная система).2естественность-семиотич.система-элементы 
такой с.и отнош.между …..сущ-ют объективно  
независимо от созн.и воли человека.Такие 
с.возн.в ходе ест.развития социума и отд.человека(…)3вероятность-в 
рамках яз.сист.по предыдущим элементам 
нельзя однозначно предсказать порядок 
следования послед.эл-тов и их хар-ер.Порядок.след.эл-ов 
в ест.языках не явл.установленным раз 
и навсегда,степ.вероятности-от 1%до 100%.4многоуровневость-сост.из 
неоднародных элементов,кот.связаны между 
собой разнообр.отнош-ями(синтагматичность, 
……)Яз.сист.состо…из взаимосвязей подсистем:фонетика,лексика,морфол 
и синтаксис.5Диномичность-измен-ся,раз-ся элементы 
меняют своё полож.по отнош.друг к другу(в 
отлич.от статич.систем-дорожные знаки 
и пр.)6Открытость-могут 
входить ,выходить знаковые элементы.Фонетика.(звук.сост.языка)план 
выраж.я-а.,его матер.база,носитель информ.база,при 
помощи кот.люди передают мысли друг другу.Лексика.(слов.сост.языка)закрепляется 
и различ.вся инф-ия об обозная-х явл-х,имеюющаяся 
у данного социума.Назнач.-отражать действит.и 
обеспечить обстрактное мышление.Грамматика.1 морфалогия2синтаксис(правила 
и средства комбинаторики язык.едениц.)1совок.правил 
и средств изм. И постр.слова.2совок.правил и средств гум.и постр. 
Словосочит. И предложений. Они выражают 
разл.рода отнош.кот.возникют между яз.еденицами 
при формировании текста.
 
 
№10 Элементарные еденици языка,основание 
их выделения,их ф-ции.Языковые уровни.
Предложение,слово,морфема,фонема. 
Основанием для выдел.элемент.:-функции 
едениц,-членение речевого потока.Предложение-минимальная коммуник.еденица 
языка. Слово-мин.наминотивная 
ед.языка-служит для назыв. И различ.предмета.В 
свою очередь слова можно разделить на 
морфемы.Морфема-мин.значимая ед.языка, выполняющая 
словообр.или формообр.ф-цию.Фонема-мин.ед.звукового строя языка,выпол.смыслоразличительную 
ф-цию.Языковые 
уровни.Уровень-подсистема одна из  
систем некоторой семиотики,имеющ. Свою 
еденицу,кот.связана с ее др.уровней иорорхически. Языковые 
уровни-совок.ед.языка,выполн. одинак.ф-цию 
и связанных с ед.др.уровней иерорхически. Языковые уровни:1 
–фонетический-уровень фонем.2-морфологический-ур.морфем. 3-лексический-ур.слов,номинат.ф-ия. 4-синтаксич.-ур.прелож.,коммуник.ед.
 
 №11 Структура языка.Типы отношений между 
языковыми еденицами.
Структуру языковой 
сист.формирует  парадигматич., иерархич.,и 
синтагм.отношения.1Иерархич.-отнош.между неоднор.элементами 
,их подчинение друг другу как общего и 
частного,родового и видового,высшего 
и низшего.Возник.между едениц.разн.уровня 
и сущн.-в этом,что еденицы более низкого 
уровня позволяют ед.более высокого выполн.свою 
ф-цию(фонемы по отнош.к морфемам,морфемы 
к слову,слова к предлож.).2 Парадигматические-отнош.между 
ед.1уровня ,кот объедин.данные еденицы 
в группы,разделы,категории.Данные отнош.позвол.выбрать 
нужн.ед.языка из рядавозможных(синонимов)и 
образов.слова и формы по аналогии(я прочитала,пролистала,просмотрела).Элем.,между 
кот. Сущ.парн.отн.-дублеры ,кот.могут замещать 
друг друга в акте общения. 3 Синтагматические- отн.между ед.одного 
ур.при сочет.их в линейных рядах.Напр.слова 
в пределах высказыв.,морфемы в пределах 
слова,звука в пределах звукосочитания.
Структура яз. - единство разнородных 
элементов в пределах целого.
Первое, с 
чем мы сталкиваемся при рассмотрении 
структуры языка, приводит нас к 
очень любопытному наблюдению, показывающему 
всю сложность и противоречивость 
такой структуры, как язык.
Действительно, 
на первый взгляд речевое общение 
происходит очень просто: я говорю, 
ты слушаешь, и мы друг друга понимаем. 
Это просто только потому, что привычно. 
Но если вдуматься, как это происходит, 
то мы наталкиваемся на довольно странное 
явление: говорение совершенно непохоже 
на слушание, а понимание – ни на то, ни 
на другое. Получается, что говорящий делает 
одно, слушающий – другое, а понимают они 
третье.
 
№12 Акустический аспект звуков речи. 
Акустические классификации.
Осн.акуст.классиф.зв.: 1 по соотонош. 
Тона и шума.(тон-переодич.колебание,а 
шум-неретмичные. Только тон-гласные, тон 
>шум-санорные, шум-глухие ,шум>тон-звонкие. 2 по силе 
звука: громкие, тихие.3 по длительности: долгие, краткие.4  по высоте:высокие,средние,низкие.
Акустический аспект звуков речи. 
Акустические классификации звуков.
Акустический (физический) аспект 
изучает звуки речи с точки зрения их физических 
хар-стик.
Звук – волновое колебание воздушной 
среды вызванное движением органов речи.
Основные акустич. параметры звука:
- высота – зависит от частоты колебаний 
(муж. голос ниже жен.). Ед.частоты колеб.-герц=1 
колеб. в сек. Человеческое ухо может различать 
от 16 до 20000 герц.
- сила – зависит от размаха (амплитуды) 
колебаний и от напряжения органов речи. 
Измеряется в децибелах. Чем бол.амплитуда 
колеб., тем сильнее звук.
- длительность (долгота) – зависит 
от того, как долго работают органы речи. 
Важна соотносительность длительности.
- тембр – создает индивидуальную 
окраску звука.
Тоны и шумы: Зв.колеб. могут 
быть: периодические 
и равномерные (не меняется); непериодические и неравномерные 
(кол-во колеб. за ед.вр. меняется).
- тоны – результат периодических 
колебаний (голосовых связок и воздуха, 
заполняющих полости рта и носа).
- шумы – результат непериодических 
колебаний (колебания губ, языка, мал.языка).
Любой звук – это не просто колеб. 
воздушной среды, а сложение нескольких 
одновременных колебаний.
На основной 
тон, рождающийся от вибрации голосовых 
связок, накладываются обертоны или 
дополнительные тоны, возникающие от 
движения других органов речи и резонанса 
воздушной волны в ротовой, носовой 
и глоточной полостях.
Резонанс 
возникает в замкнутой воздушной 
среде. Благодаря наличию резонанса 
основной тон обогащается. Соотношение 
этих колебаний – тембр. У каждого 
звука некоторые области частот 
оказываются усиленными – это формаиты. Их сочетания составляют 
индивидуальную окраску звука.
Акустич.асп.зв.речи по соотношению голоса 
(тона) и шума:
- гласные (в их образовании участвует 
голос);
- согласные (в их образовании уч. голос 
и шум).
Вокализм – система гласных в 
языке, диалекте, говоре, в семье и группе 
языков.
Консонантизм – система согласных 
в языке, диалекте, говоре, в семье и группе 
языков.
Согласные:
- сонорные (звучные) – при произнесении 
голос преобладает над шумом.
- шумные – при произнесении шум преобладает 
над голосом:
- звонкие 
(с участием голоса);
- глухие (без 
участия голоса, только при помощи шума).   
 
 
№13 Артикуляционный аспект звуков 
речи. Артикуляционные классификации 
Артикуляция-работа реч.аппарата,сост.из 
5-ти частей:1 органы дых.,легкие,бронхи,трахеи.2гортань 
с голос.связками.3надгортанная полость. 4органы произношения:язык и губы-активные,твер.неба 
,альвеоллы и зубы-пассивные. 5гол.мозг и нервн.сист. Осн.артиккуляц.классификации звуков: 
1  деление звуков на гл.и согл. 2 Гласные: 
подъем,ряд,лабиолиз.,полож. мягкого неба. 3  Согласные: 
палатализация,по месту образов.-губн.,язычные,заязычные,по 
способу образов.,смычные,щелевые.Артикуляционный аспект звуков речи. 
Артикуляционные классификации звуков.Артикуляционные 
(физиологический) аспект имеет дело 
с физиологическими хар-ками звука, т.е. 
работой органов речевого аппарата, кот. 
и создают звук.Артикуляция – работа органов речи, 
направленная на произнесение конкретных 
звуков речи.Термин речевой аппарат следует 
понимать условно.Каждый звук имеет 3 фазы:- экскурсия 
– органы речи переходят в положение нужное 
для производства данного зв.- выдержка – органы речи некоторое 
время задерживаются в одном положении.- рекурсия 
– органы речи возвращаются в состояние 
покоя либо занимают положение необходимое 
для произнесения след.зв.Артик. классификация:- образованность с участием, без участия 
голоса или шума. Звуки: гласные (голос); 
согласные (голос и шум или только шум). 
- способ образования:- свободного 
прохода воздуха через рот: гласные 
(широкие (а), средние (э, о), узкие (и, у, э)). 
- несвободного 
прохода воздуха: согласные в зависимости 
от хар-ра преграды (смычки) и того, как 
она преодолевается, делятся на подклассы.- местообразования 
– учитывается, где именно фокусируется 
произношение зв., какой орган берет на 
себя основную артикуляционную нагрузку.- доп.артик. 
– движение к-л еще кроме основного органа 
речи.Для 
гласных – это участие губ или лабиализация 
(о, у); включение носовой полостиДля согласных – это палатализация 
(смягчение) и веолиолизация (подъем задней 
части спинки языка к мягкому небу).Гласные:- место образования 
– ряд (какая часть языка приподнимается): 
передний (и, э); средний (а, ы); задний (у, 
о).- способ 
образования – подъем (на сколько 
язык приподнимается): верхний (и, ы); средний 
(э, о); нижний (а).- лабиализация (у, о).Согласные:- место образования – та точка, в кот. 
сближаются 2 органа на пути струи воздуха 
и где, при преодолении преграды, возникает 
шум: губные (губно-губные; губно-зубные); 
язычные (переднеязычные, среднеязычные, 
заднеязычный); заязычные (увулярные (язычковые), 
фарингальные (глоточные), ларингальные 
(гортанные)).- способ образования – хар-р прохода 
струи при образовании звука речи (свободные 
- гласные; суженные - фрикативные; сомкнутые 
- взрывные).Щелевые – смычные: взрывные 
(д, т); носовые (н, м); боковые (л); вибранты 
(р); аффрикаты (смычно-щелевые
 
№14 Функциональный аспект звуков речи.Фонология.Звук 
речи(фон) и фонема,критерии фонемотичности.
Впервые различать 
фонологию и фонетику стал Трубецкий.Фонетика 
изучаетзвукавую субстанцию. Фонология 
изуч.звуковые явления с точки зрения 
их функционирования.Она устанавливает 
те отношения,кот.связывают звуковык еденицы 
языка.Фонема- 
миним.частица языка,кот.выполняет смыслоразличительную 
ф-цию.Фонема как еденица языка представлена 
в речи одним или нескалькими звуками(аллофонами).нож(ш)-ножик(ж).
Впервые на 
факт несовпадения звуков в языке 
и кол-во  букв обратил внимание 
Датский ученый Якоб Бредсторф в 
19в. Петр Карлович Услар разробатывая 
алфавит для одного из непесьменных 
языков,выделил два типа звуков: звукокачество  -различ по артикуляции 
и выполняет смыслоразлич.ф-цию. Звукоколичество-отлич.по акустике 
и артикуляции,но не выполн.смыслоразич.роль. 
Услар пришёл к выводу,что буквы нужны 
только для обознач.звуков 1-го типа-звукокачество.Дальнейшее 
развитие учение о фонеме получили в работах 
русс.уч.Будэна де Куртене,подчеркнул 
несовподение физич.и функцищн.свойств 
звука.Фонема-это определенный звукотип,устойчивое 
представление о звуке,кот.хранится в 
сознании носителя языка.Дальнейшее разв.учения 
о фонеме было сделано русс.уч.Щерба.Он 
повторил выводы Услара.фонема.это звук.элементы,кот 
различ по акустич.и артикул. И различаются 
звуковые оболочки значемых едениц языка. 
Трубецкий(разрабатывает такие понятия,как 
дифференциальные и интегральные признаки 
фонем,позиция фонм,нейтрализация ф, архифонема. Критерии фонематичности. 
Смыслоразличительный-
 
Если в 
одинаковых произносительных условиях 
звуки различают звуковые оболочки 
значемых едениц языка,то они явл.представителями 
разных фонем,а если нет-то  аллофоны 
одной фонемы. Дистрибутивный-
 
 
 
№15 Дифференциальный и интегральные 
признаки фонемы.Фонологические оппозиции,их 
типы.
Диффер.и интегр.призн.фонем.Поскольку 
фонема-это тип звука,ее также можно охарактеризовать 
через определенный набор аккустич.св-в.Эти 
свойства  оказываются неодинаково 
важными при выполнении фонемой смыслоразл.ф-ции.Дифференц.пр-ки-акустико-артикуляц.пр-ки,кот.различают 
звуковые оболочки значемых едениц языка,признаки 
по кот.фонема противопоставлена др.фонемом.Интегр .пр-ки-акуст.-артику.св-ва,кот 
не различают значимые еденицы данного 
языка,а лишь дополняет состав фонемы,не 
противопоставл.др.фонемам.Фонолог.оппоз.,их типы.(ввел Трубецкий).Ф.О-противопоставления 
каких-то фонем,при кот.различ.как сами 
фонемы,так и их дифф.пр-ки. Типы. 1По числу пртивоп.членов:Бинарные        
Групповые(гласн.-согл.),Трипарные        
(по месту обрпзов) 2 По отнош-ям между фонемами:Ступенчатые(одна 
ф.хар-ся.большей степ.проявл.признака,чем 
2-ая.и-верхн.подъём,  -средн.подъём),Равноправные(обе 
ф. обладают разными,но их можно по смыслу 
логич.соотнести.Привативные (1ф.облад.признаком,а 
2ая-нет.                          3 По отнош.в 
сист.фонем:Пропорциональные(отнош.между 
ф-ми тождественны отн-ям между др.ф-ями 
в др. оппозиции)(г-к=ж-ш(зв.-глух)).Изолированые(отнош.между 
ф-ми не повторяются в др. оппозиции)(т-ц 
взрывн.аффриката) 4 По кол-ву противоположных диффер.признаков:Коррелетивные(фонемы 
противопост.только по 1у признаку. Г-к, 
т-т ) Некоррелятивные(по 2ум и более признаком. 
Брать-брпл) 5По объёму смыслоразлич.силы: Постоянные(действ.всегда 
в любой позиции(м-н). Нейтрализуемые(перестают 
сущ.в опред.позициях)(т:д_кот-код).