Шпаргалка по "Лингвистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:02, шпаргалка

Описание работы

№1 Языкозн.как наука о языке.Место языкозн.в системе наук,его основные прблемы.
№2 Основные концепции природы языка.
№3 Функции языка.
....
№ 24 Типы изменения лексического значения. Полисимия. Типы значений могозначного слова.

Файлы: 1 файл

Вопрос 1.docx

— 53.37 Кб (Скачать файл)

- линейность зн.–линейность – это протяженность зн. во времени и пространстве. ПВ яз.зн.-линеен. Т.е. фонемы букв в слове расположены последовательно. В устной речи – во вр., в пис.–в простр. Яз.зн. относительно линеен.

- воспроизводимость–зн. не конструируется каждый

Вопрос 8)

 

 

№8 План выражения иплан содержания языкового знака.Значение и значимость языкового знака.

Аспекты плана-содерж.язык.зн.:1денатотивный-соотнесенн.зн.с представлением об обозначаемом объекте.(св-ва знака,кот мы о нём знаем).2сигнификативный-соотн.знач.зн. с понятием об обознач.объекте-(существенные св-ва)3системный-соотн.знака с др.зн.яз.системы.4прагматны –соотн.зн.с говорящим и конкр.реч.ситуацией.Проблема значения и значимости яз.зн.Значение-отн.соотв.между означаемым и его аккустич.образом(означающим)Значимость-часть знач.знака,обусл.егопротивопоставл.др.элементам системы.Проблема произвольности яз.знака.О языке вообще:яз.зн.произволен-связь между формой и знач.зн.не мотивирована.НО о конкр.языке:относительно произволен-конкр.предмет в рамках социума должен иметь 1 или неск.назв.,иначе общение невозможно.Эта произв.ограничена правилами,по кот.оформляются еденицы данного языка.Яз.знаки могут быть:матевир.и немативир.Немативир»рука».Мативир.может быть первичной и вторичной.Первичная:когда существует прямая связь между означающим означаемым.Слова звукоподражательные.Доля звукового символизма в знач.слова-сотые доли%-актуализируются в опред.условиях,как правило в худ.речи.Вторичная:внутрияз.мотив.одних зн.другими.Значение и форма 1знака может быть истолкована через форму и знач.А)мотив.произв.слов(голова,головастик).Б)семотическая.у одной формы появл.новые значения.(голова поезда,чел.голова,голова колонны).Одинак.смысл.мотив.находит различное яз.выражение.Одно явл.может быть обозначено при помощи разн.мотиваций.Между планом выраж и планом содерж. Наблюдается ассиметрия.За одним ПВ стрит неск ПС

 

 

№9 Язык как знаковая система и  ее свойства.Части языка(фонетика,лексика,грамматика),их роль в сист.языка.

Система-совок.взаимосвяз.или опред.образом упорядоч.элементов,образующ.единство.Для любой системы характ.наличие опред.рода отношений между ее элементами,от связей зависит свойства этой сист.Структура системы-совок.устойч.взаимосвязей между вход.в сист.элементами способ организ.элементов этой сист.(углерод-элемент,системы-графит и алмаз).С изменением структуры меняется качество структуры.Язык как осн.средство хран.и передачи инф-ии имеет знаковый хар-тер,явл-ся знаковой системой.Системность языка закл.не только во внешн.организ.язык.материалов,а в том,что однор.элементы структура языка взаимосвязаны и получают свою значимость лишь как противопост.части целого.Док-ва системности языка:1быстрый выбор слова2наличие опред.групп слов-синонимы…3наличие тематич.групп-кухонная утварь..4наличие граммат.групп-части речи…Язык как знак.сист.облад.св-вами:1вторичность(яз.-вторичная знак.сист.)-элементы языка значимы и функцион.в силу вторичных приписанных свойств,в отлич.от первич.,где элементы значимы и функц.в силу первичных.(солнечная система).2естественность-семиотич.система-элементы такой с.и отнош.между …..сущ-ют объективно  независимо от созн.и воли человека.Такие с.возн.в ходе ест.развития социума и отд.человека(…)3вероятность-в рамках яз.сист.по предыдущим элементам нельзя однозначно предсказать порядок следования послед.эл-тов и их хар-ер.Порядок.след.эл-ов в ест.языках не явл.установленным раз и навсегда,степ.вероятности-от 1%до 100%.4многоуровневость-сост.из неоднародных элементов,кот.связаны между собой разнообр.отнош-ями(синтагматичность, ……)Яз.сист.состо…из взаимосвязей подсистем:фонетика,лексика,морфол и синтаксис.5Диномичность-измен-ся,раз-ся элементы меняют своё полож.по отнош.друг к другу(в отлич.от статич.систем-дорожные знаки и пр.)6Открытость-могут входить ,выходить знаковые элементы.Фонетика.(звук.сост.языка)план выраж.я-а.,его матер.база,носитель информ.база,при помощи кот.люди передают мысли друг другу.Лексика.(слов.сост.языка)закрепляется и различ.вся инф-ия об обозная-х явл-х,имеюющаяся у данного социума.Назнач.-отражать действит.и обеспечить обстрактное мышление.Грамматика.1 морфалогия2синтаксис(правила и средства комбинаторики язык.едениц.)1совок.правил и средств изм. И постр.слова.2совок.правил и средств гум.и постр. Словосочит. И предложений. Они выражают разл.рода отнош.кот.возникют между яз.еденицами при формировании текста.

 

 

№10 Элементарные еденици языка,основание  их выделения,их ф-ции.Языковые уровни.

Предложение,слово,морфема,фонема. Основанием для выдел.элемент.:-функции едениц,-членение речевого потока.Предложение-минимальная коммуник.еденица языка. Слово-мин.наминотивная ед.языка-служит для назыв. И различ.предмета.В свою очередь слова можно разделить на морфемы.Морфема-мин.значимая ед.языка, выполняющая словообр.или формообр.ф-цию.Фонема-мин.ед.звукового строя языка,выпол.смыслоразличительную ф-цию.Языковые уровни.Уровень-подсистема одна из  систем некоторой семиотики,имеющ. Свою еденицу,кот.связана с ее др.уровней иорорхически. Языковые уровни-совок.ед.языка,выполн. одинак.ф-цию и связанных с ед.др.уровней иерорхически. Языковые уровни:1 –фонетический-уровень фонем.2-морфологический-ур.морфем. 3-лексический-ур.слов,номинат.ф-ия. 4-синтаксич.-ур.прелож.,коммуник.ед.

 

 №11 Структура языка.Типы отношений между языковыми еденицами.

Структуру языковой сист.формирует  парадигматич., иерархич.,и  синтагм.отношения.1Иерархич.-отнош.между неоднор.элементами ,их подчинение друг другу как общего и частного,родового и видового,высшего и низшего.Возник.между едениц.разн.уровня и сущн.-в этом,что еденицы более низкого уровня позволяют ед.более высокого выполн.свою ф-цию(фонемы по отнош.к морфемам,морфемы к слову,слова к предлож.).2 Парадигматические-отнош.между ед.1уровня ,кот объедин.данные еденицы в группы,разделы,категории.Данные отнош.позвол.выбрать нужн.ед.языка из рядавозможных(синонимов)и образов.слова и формы по аналогии(я прочитала,пролистала,просмотрела).Элем.,между кот. Сущ.парн.отн.-дублеры ,кот.могут замещать друг друга в акте общения. 3 Синтагматические- отн.между ед.одного ур.при сочет.их в линейных рядах.Напр.слова в пределах высказыв.,морфемы в пределах слова,звука в пределах звукосочитания.

Структура яз. - единство разнородных элементов в пределах целого.

Первое, с  чем мы сталкиваемся при рассмотрении структуры языка, приводит нас к  очень любопытному наблюдению, показывающему  всю сложность и противоречивость такой структуры, как язык.

Действительно, на первый взгляд речевое общение  происходит очень просто: я говорю, ты слушаешь, и мы друг друга понимаем. Это просто только потому, что привычно. Но если вдуматься, как это происходит, то мы наталкиваемся на довольно странное явление: говорение совершенно непохоже на слушание, а понимание – ни на то, ни на другое. Получается, что говорящий делает одно, слушающий – другое, а понимают они третье.

 

№12 Акустический аспект звуков речи. Акустические классификации.

Осн.акуст.классиф.зв.: 1 по соотонош. Тона и шума.(тон-переодич.колебание,а шум-неретмичные. Только тон-гласные, тон >шум-санорные, шум-глухие ,шум>тон-звонкие. 2 по силе звука: громкие, тихие.3 по длительности: долгие, краткие.4 по высоте:высокие,средние,низкие.

Акустический аспект звуков речи. Акустические классификации звуков.

Акустический (физический) аспект изучает звуки речи с точки зрения их физических хар-стик.

Звук – волновое колебание воздушной среды вызванное движением органов речи.

Основные акустич. параметры звука:

- высота – зависит от частоты колебаний (муж. голос ниже жен.). Ед.частоты колеб.-герц=1 колеб. в сек. Человеческое ухо может различать от 16 до 20000 герц.

- сила – зависит от размаха (амплитуды) колебаний и от напряжения органов речи. Измеряется в децибелах. Чем бол.амплитуда колеб., тем сильнее звук.

- длительность (долгота) – зависит от того, как долго работают органы речи. Важна соотносительность длительности.

- тембр – создает индивидуальную окраску звука.

Тоны и шумы: Зв.колеб. могут быть: периодические и равномерные (не меняется); непериодические и неравномерные (кол-во колеб. за ед.вр. меняется).

- тоны – результат периодических колебаний (голосовых связок и воздуха, заполняющих полости рта и носа).

- шумы – результат непериодических колебаний (колебания губ, языка, мал.языка).

Любой звук – это не просто колеб. воздушной среды, а сложение нескольких одновременных колебаний.

На основной тон, рождающийся от вибрации голосовых  связок, накладываются обертоны или  дополнительные тоны, возникающие от движения других органов речи и резонанса  воздушной волны в ротовой, носовой  и глоточной полостях.

Резонанс  возникает в замкнутой воздушной  среде. Благодаря наличию резонанса  основной тон обогащается. Соотношение  этих колебаний – тембр. У каждого  звука некоторые области частот оказываются усиленными – это формаиты. Их сочетания составляют индивидуальную окраску звука.

Акустич.асп.зв.речи по соотношению голоса (тона) и шума:

- гласные (в их образовании участвует голос);

- согласные (в их образовании уч. голос и шум).

Вокализм – система гласных в языке, диалекте, говоре, в семье и группе языков.

Консонантизм – система согласных в языке, диалекте, говоре, в семье и группе языков.

Согласные:

- сонорные (звучные) – при произнесении голос преобладает над шумом.

- шумные – при произнесении шум преобладает над голосом:

- звонкие (с участием голоса);

- глухие (без участия голоса, только при помощи шума).  

 

 

№13 Артикуляционный аспект звуков речи. Артикуляционные классификации  Артикуляция-работа реч.аппарата,сост.из 5-ти частей:1 органы дых.,легкие,бронхи,трахеи.2гортань с голос.связками.3надгортанная полость. 4органы произношения:язык и губы-активные,твер.неба ,альвеоллы и зубы-пассивные. 5гол.мозг и нервн.сист. Осн.артиккуляц.классификации звуков: 1  деление звуков на гл.и согл. 2 Гласные: подъем,ряд,лабиолиз.,полож. мягкого неба. 3  Согласные: палатализация,по месту образов.-губн.,язычные,заязычные,по способу образов.,смычные,щелевые.Артикуляционный аспект звуков речи. Артикуляционные классификации звуков.Артикуляционные (физиологический) аспект имеет дело с физиологическими хар-ками звука, т.е. работой органов речевого аппарата, кот. и создают звук.Артикуляция – работа органов речи, направленная на произнесение конкретных звуков речи.Термин речевой аппарат следует понимать условно.Каждый звук имеет 3 фазы:- экскурсия – органы речи переходят в положение нужное для производства данного зв.- выдержка – органы речи некоторое время задерживаются в одном положении.- рекурсия – органы речи возвращаются в состояние покоя либо занимают положение необходимое для произнесения след.зв.Артик. классификация:- образованность с участием, без участия голоса или шума. Звуки: гласные (голос); согласные (голос и шум или только шум). - способ образования:- свободного прохода воздуха через рот: гласные (широкие (а), средние (э, о), узкие (и, у, э)). - несвободного прохода воздуха: согласные в зависимости от хар-ра преграды (смычки) и того, как она преодолевается, делятся на подклассы.- местообразования – учитывается, где именно фокусируется произношение зв., какой орган берет на себя основную артикуляционную нагрузку.- доп.артик. – движение к-л еще кроме основного органа речи.Для гласных – это участие губ или лабиализация (о, у); включение носовой полостиДля согласных – это палатализация (смягчение) и веолиолизация (подъем задней части спинки языка к мягкому небу).Гласные:- место образования – ряд (какая часть языка приподнимается): передний (и, э); средний (а, ы); задний (у, о).- способ образования – подъем (на сколько язык приподнимается): верхний (и, ы); средний (э, о); нижний (а).- лабиализация (у, о).Согласные:- место образования – та точка, в кот. сближаются 2 органа на пути струи воздуха и где, при преодолении преграды, возникает шум: губные (губно-губные; губно-зубные); язычные (переднеязычные, среднеязычные, заднеязычный); заязычные (увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные), ларингальные (гортанные)).- способ образования – хар-р прохода струи при образовании звука речи (свободные - гласные; суженные - фрикативные; сомкнутые - взрывные).Щелевые – смычные: взрывные (д, т); носовые (н, м); боковые (л); вибранты (р); аффрикаты (смычно-щелевые

 

№14 Функциональный аспект звуков речи.Фонология.Звук речи(фон) и фонема,критерии фонемотичности.

Впервые различать  фонологию и фонетику стал Трубецкий.Фонетика изучаетзвукавую субстанцию. Фонология изуч.звуковые явления с точки зрения их функционирования.Она устанавливает те отношения,кот.связывают звуковык еденицы языка.Фонема- миним.частица языка,кот.выполняет смыслоразличительную ф-цию.Фонема как еденица языка представлена в речи одним или нескалькими звуками(аллофонами).нож(ш)-ножик(ж).

Впервые на факт несовпадения звуков в языке  и кол-во  букв обратил внимание Датский ученый Якоб Бредсторф в 19в. Петр Карлович Услар разробатывая алфавит для одного из непесьменных языков,выделил два типа звуков: звукокачество  -различ по артикуляции и выполняет смыслоразлич.ф-цию. Звукоколичество-отлич.по акустике и артикуляции,но не выполн.смыслоразич.роль. Услар пришёл к выводу,что буквы нужны только для обознач.звуков 1-го типа-звукокачество.Дальнейшее развитие учение о фонеме получили в работах русс.уч.Будэна де Куртене,подчеркнул несовподение физич.и функцищн.свойств звука.Фонема-это определенный звукотип,устойчивое представление о звуке,кот.хранится в сознании носителя языка.Дальнейшее разв.учения о фонеме было сделано русс.уч.Щерба.Он повторил выводы Услара.фонема.это звук.элементы,кот различ по акустич.и артикул. И различаются звуковые оболочки значемых едениц языка. Трубецкий(разрабатывает такие понятия,как дифференциальные и интегральные признаки фонем,позиция фонм,нейтрализация ф, архифонема. Критерии фонематичности. Смыслоразличительный-

 

Если в  одинаковых произносительных условиях звуки различают звуковые оболочки значемых едениц языка,то они явл.представителями разных фонем,а если нет-то  аллофоны одной фонемы. Дистрибутивный-

 

 

 

№15 Дифференциальный и интегральные признаки фонемы.Фонологические оппозиции,их типы.

Диффер.и интегр.призн.фонем.Поскольку фонема-это тип звука,ее также можно охарактеризовать через определенный набор аккустич.св-в.Эти свойства  оказываются неодинаково важными при выполнении фонемой смыслоразл.ф-ции.Дифференц.пр-ки-акустико-артикуляц.пр-ки,кот.различают звуковые оболочки значемых едениц языка,признаки по кот.фонема противопоставлена др.фонемом.Интегр .пр-ки-акуст.-артику.св-ва,кот не различают значимые еденицы данного языка,а лишь дополняет состав фонемы,не противопоставл.др.фонемам.Фонолог.оппоз.,их типы.(ввел Трубецкий).Ф.О-противопоставления каких-то фонем,при кот.различ.как сами фонемы,так и их дифф.пр-ки. Типы. 1По числу пртивоп.членов:Бинарные        Групповые(гласн.-согл.),Трипарные        (по месту обрпзов) 2 По отнош-ям между фонемами:Ступенчатые(одна ф.хар-ся.большей степ.проявл.признака,чем 2-ая.и-верхн.подъём,  -средн.подъём),Равноправные(обе ф. обладают разными,но их можно по смыслу логич.соотнести.Привативные (1ф.облад.признаком,а 2ая-нет.                          3 По отнош.в сист.фонем:Пропорциональные(отнош.между ф-ми тождественны отн-ям между др.ф-ями в др. оппозиции)(г-к=ж-ш(зв.-глух)).Изолированые(отнош.между ф-ми не повторяются в др. оппозиции)(т-ц взрывн.аффриката) 4 По кол-ву противоположных диффер.признаков:Коррелетивные(фонемы противопост.только по 1у признаку. Г-к, т-т ) Некоррелятивные(по 2ум и более признаком. Брать-брпл) 5По объёму смыслоразлич.силы: Постоянные(действ.всегда в любой позиции(м-н). Нейтрализуемые(перестают сущ.в опред.позициях)(т:д_кот-код).

Информация о работе Шпаргалка по "Лингвистике"