Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:25, реферат
Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.
Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.
Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
Введение
Синтаксис
Пунктуация
3.1. Сложное предложение
3.2. Сложноподчиненное предложение
3.3. Бессоюзные сложные предложения
Заключение
Список литературы
План
3.1. Сложное предложение
3.2. Сложноподчиненное предложение
3.3. Бессоюзные сложные предложения
Введение
Синтаксис – раздел грамматики,
в котором изучается строение и значение
синтаксических единиц.
Синтаксис – греческое слово,
оно означает «составление», «построение».
Синтаксис показывает, как соединяются
слова в синтаксические единицы.
Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.
Изучение синтаксиса способствует
развитию речи, так как помогает
правильно строить предложения,
выбирать выразительные виды словосочетаний
и предложений, которые наиболее
подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.
Знание строения и значения синтаксических
единиц служит основой для формирования
умения логически стройно выражать
мысли, а также правильно ставить
знаки препинания.
Пунктуация содержит систему знаков
препинания и правил их постановки. Знаки
помогают членить текст на предложения,
установить связи и отношения между словами
в предложении.
Знаки препинания
помогают пишущему точно и ясно выразить
мысли и чувства, а читающему – понять
их.
Синтаксис
Синтаксис– раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц.
Синтаксис – греческое слово, оно означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы. Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст. Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи. Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
Различаются словосочетания
синтаксические и словосочетания фразеологические.
Первые изучаются в синтаксисе, вторые
- во фразеологии. Ср.: а) красная материя,
железная балка, тупой взгляд; б) красная
смородина, железная дорога, тупой угол.
Среди синтаксических словосочетаний
выделяются словосочетания свободные
и несвободные. Первые легко разлагаются
на составляющие их части, вторые образуют
синтаксически неразложимое единство
(в предложении выступают в роли единого
члена). Например: а) нужная книга, лекция
по литературе, бежать опрометью; б) два
студента, несколько книг.
Другой основной синтаксической единицей
является предложение. Предложением называется
минимальная единица человеческой речи,
представляющая собой грамматически организованное
соединение слов (или слово), обладающее
известной смысловой и интонационной
законченностью. Будучи единицей общения,
предложение вместе с тем является единицей
формирования и выражения мысли, в чем
находит свое проявление единство языка
и мышления.
Предложение соотносится с логическим
суждением, однако не тождественно ему.
Как справедливо указывал еще Аристотель,
каждое суждение выражается в форме предложения,
но не всякое предложение выражает суждение.
Предложение может выражать вопрос, побуждение
и т.д., соотносительные не с суждением,
а с другими формами мышления. Отражая
деятельность интеллекта, предложение
может служить также для выражения эмоций
и волеизъявления, входящих в сферу чувства
и воли.
В науке нет единого определения предложения.
В истории разработки русского синтаксиса
можно отметить попытки определить предложение
в плане логическом, психологическом и
формально-грамматическом.
Определяя предложение с точки зрения
логики, представитель первого направления
Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное
словами, есть предложение»
Пунктуация
Пунктуация (от лат. Punktum – точка) – это система знаков препинания и правил их употребления.
Основное назначение
пунктуации - указание на смысловое
членение речи. Например, постановка точки
указывает на законченность предложения
с точки зрения пишущего.
Вместе с тем знаки препинания служат
для выявления различных смысловых оттенков,
присущих отдельным частям письменного
текста. Например, постановка вопросительного
знака в конце предложения указывает не
только на членение речи, но и на вопросительный
характер предложения, на особый его тип
по цели высказывания. Выбор знака между
частями бессоюзного сложного предложения,
обусловленный тем или иным пониманием
взаимоотношения этих частей, в свою очередь
служит средством выявления смысловых
отношений между ними. Ср. постановку запятой,
тире и двоеточия в одном и том же тексте:
Всадник крикнул, лошадь понеслась (последовательность
двух действий); Всадник крикнул - лошадь
понеслась (в первой части указывается
причина, во второй - следствие; или же
отмечается быстрая смена одного явления
другим); Всадник крикнул: лошадь понеслась
(выявляются причинно-следственные отношения
с указанием причины во второй части).
Постановка или отсутствие запятой между
двумя определениями, предшествующими
определяемому слову, связаны с пониманием
этих определений как однородных или неоднородных,
например: Особенно выразительны были
ее большие, черные глаза. - Особенно выразительны
были ее большие черные глаза. Ср. также
постановку или отсутствие запятой при
определениях, предшествующих определяемому
существительному, в зависимости от наличия
или отсутствия дополнительных обстоятельственных
оттенков значения, с чем связано обособление
или необособление этих определений, например:
Усталые до последней степени, экскурсанты
не могли продолжать свой путь. - Усталые
до последней степени экскурсанты не могли
продолжать свой путь.
Таким образом, в ряде случаев знаки препинания
являются основным или единственным средством
выявления смысловых отношений в письменном
тексте, которые не могут быть выражены
при помощи грамматических и лексических
средств. Ср.: Профессор сейчас может быть
у себя в кабинете. - Профессор сейчас,
может быть, у себя в кабинете (синтаксическая
роль выделенных слов выявляется только
средствами пунктуации). Образуя вместе
с буквами общую графическую систему языка,
знаки препинания выполняют в ней особые
функции.
Пунктуация в русском языке строится в
значительной степени на синтаксической
основе. Однако это не означает, что пунктуация
отражает синтаксическую структуру предложения,
подчиняется ей: последняя в свою очередь
обусловлена смыслом высказывания, поэтому
исходным моментом для строения предложения
и для выбора знаков препинания является
смысловая сторона речи. Ср. случаи постановки
знака препинания, не связанные с синтаксическими
правилами, например, постановку так называемого
интонационного тире: а) Ходить долго -
не мог; б) Ходить - долго не мог.
Сложное предложение-
это предложение, которое состоит
из двух и более грамматических основ,
из двух и более простых предложений.
Участвующие в создании сложного
предложения простые
Например:
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
(А. Пушкин.)
Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.
Например:
Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней другого чувства нет,
Как злиться: создана уж так природой.
(И. Крылов.)
Ещё напор - и враг бежит.
В зависимости от способа соединения частей (интонация, союзы или союзные слова) сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные.
В сложносочинённых предложениях части соединяются при помощи союзов: и, а, но, да, или, либо, то - то, не только - то, то ли - то ли, как... так и, и др., а в сложноподчинённых - при помощи союзов и союзных слов: что, где, кто, который, чтобы, когда и др.
Части сложносочинённого предложения равноправны, т.е. ни одна часть не зависит от другой:
Наступил октябрь, и заметно похолодало.
Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.
Части сложноподчинённого предложения неравноправны - одна часть (придаточная) зависит от другой (главной):
Заметно похолодало, так как наступил октябрь.
В одном сложном предложении могут быть разные виды связи:
Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки , и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек.
(А. Толстой.)
В предложениях с этими союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно или последовательно.
Потом все сидели в гостиной с очень серьёзными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман.
(А. П. Чехов.)
В них указывается на чередовании явлений (событий ), на возможность одного явления из двух или нескольких:
Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.
В предложениях данной группы одно явление( событие ) противопоставляется другому:
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я , облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
( А. Пушкин.)
Сочинительные союзы делятся на следующие разряды.
Соединительные: и, да ( = и ), да и, ни-ни, также ( = и ), то же ( = и ), не только - но и, как - так и ;
Противительные: а, но, да ( = но ), однако, зато, же, только ( = но );
Разделительные: или ( иль ), либо, то - то, то ли - то ли, не то - не то.
Сложноподчинённое предложение может быть с одной придаточной частью или с несколькими придаточными частями.
Сложноподчинённым называется предложение, в котором одна часть зависит от другой, т.е. от одной части ( главной ) задаётся вопрос к другой - зависимой ( придаточной ).
Главная часть - независимая, от неё задаётся вопрос к придаточной части. В главном предложении часто используются указательные слова ( тот, такой, там, туда, оттуда, тогда, потому, оттого, сколько и др. ), которые указывают, что при нём имеется придаточные предложение. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части и связывают её с главной:
Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
О чём? ( А. Ахматова. )
I. С придаточным определительным.
Придаточные определительные
относятся к имени
В главной части
придаточные определительные
И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.
( А. Пушкин. )
какой?
Придаточные определительные стоят всегда после определяемого слова.
II. С придаточным изъяснительным.
Эти придаточные предложения отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчинённого предложения:
И, конечно, брат мой ни одной минуты не думал, что он виноват в её смерти.
О чём?
Придаточная часть может стоять после поясняемого слова, реже - перед поясняемым словом:
Что волки жадны , всякий знает..
Что? ( И. Крылов. )
Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.
Печорин говорит Максим Максимычу о том, что ’’если отдадим дочь этому дикарю, он её зарежет или продаст’’.
( М. Ю. Лермонтов.).
III. С придаточными обстоятельственными.
С придаточными места.
Где? куда? откуда?
[ там, туда, оттуда ], ( союзные слова: где, куда, откуда ).
Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.
Откуда? ( А.Н. Толстой.)
С придаточными времени.
Когда? С каких пор? На сколько времени?
[ тогда, до тех пор ], ( союзы: когда, пока, лишь только, как только, едва, в то время как).
Покуда ночка длится, покуда бричка катит, дороги этой дальней на нас обоих хватит.
( Б. Окуджава.)
Как долго?
С придаточными сравнительными.
Относятся ко всей главной части и поясняют то, о чём в ней говорится, при помощи сравнения.
Отвечают на вопрос: как?
Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, чем ... тем и др.
Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось.
Как?
С придаточными образа действия и степени.
Они раскрывают образ, способ действия, а так же степень признака, названного в главной части сложноподчинённого предложения.
В русской земле столько прелестей, что всем художникам хватит на тысячи лет.
( К. Паустовский. )
Сколько? До какой степени?
Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет.
В какой степени?
С придаточными цели.
Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для чего?
Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: чтобы ( чтоб ), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др.
Чтоб чем - нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.
Зачем?
С придаточными условия.
Указывают на условия
при котором протекает
Коли парень ты румяный, братец будешь нам названный..
При каком условии?
С придаточными причины и следствия.
Придаточные причины отвечают на вопросы: почему? по какой причине? отчего?
Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что и др.