Синтаксис и пунктуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:25, реферат

Описание работы

Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.

Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.

Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Содержание работы

Введение
Синтаксис
Пунктуация
3.1. Сложное предложение
3.2. Сложноподчиненное предложение
3.3. Бессоюзные сложные предложения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Синтаксис и пунктуация.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

  1. Введение
  2. Синтаксис
  3. Пунктуация

3.1. Сложное предложение

3.2. Сложноподчиненное предложение

3.3. Бессоюзные сложные предложения

  1. Заключение
  2. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. 
Синтаксис – греческое слово, оно означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы.

Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.

 
Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.

 
Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить  знаки препинания.

 
Пунктуация содержит систему знаков препинания и правил их постановки. Знаки помогают членить текст на предложения, установить связи и отношения между словами в предложении.

 
Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синтаксис

 

 

 Синтаксис– раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. 

  Синтаксис – греческое слово, оно означает «составление», «построение». Синтаксис показывает, как соединяются слова в синтаксические единицы. Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст. Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи. Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.

Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: а) красная материя, железная балка, тупой взгляд; б) красная  смородина, железная дорога, тупой угол.  
 
Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: а) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; б) два студента, несколько книг.  
 
Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложением называется минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.  
 
Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение.  
 
Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.  
 
В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.  
 
Определяя предложение с точки зрения логики, представитель первого направления Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение»

 

 

  

 

Пунктуация  

Пунктуация (от лат. Punktum – точка) – это система  знаков препинания и правил их употребления.

Основное назначение пунктуации - указание на смысловое  членение речи. Например, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.  
 
Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними. Ср. постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же тексте: Всадник крикнул, лошадь понеслась (последовательность двух действий); Всадник крикнул - лошадь понеслась (в первой части указывается причина, во второй - следствие; или же отмечается быстрая смена одного явления другим); Всадник крикнул: лошадь понеслась (выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части). Постановка или отсутствие запятой между двумя определениями, предшествующими определяемому слову, связаны с пониманием этих определений как однородных или неоднородных, например: Особенно выразительны были ее большие, черные глаза. - Особенно выразительны были ее большие черные глаза. Ср. также постановку или отсутствие запятой при определениях, предшествующих определяемому существительному, в зависимости от наличия или отсутствия дополнительных обстоятельственных оттенков значения, с чем связано обособление или необособление этих определений, например: Усталые до последней степени, экскурсанты не могли продолжать свой путь. - Усталые до последней степени экскурсанты не могли продолжать свой путь.  
 
Таким образом, в ряде случаев знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений в письменном тексте, которые не могут быть выражены при помощи грамматических и лексических средств. Ср.: Профессор сейчас может быть у себя в кабинете. - Профессор сейчас, может быть, у себя в кабинете (синтаксическая роль выделенных слов выявляется только средствами пунктуации). Образуя вместе с буквами общую графическую систему языка, знаки препинания выполняют в ней особые функции.  
 
Пунктуация в русском языке строится в значительной степени на синтаксической основе. Однако это не означает, что пунктуация отражает синтаксическую структуру предложения, подчиняется ей: последняя в свою очередь обусловлена смыслом высказывания, поэтому исходным моментом для строения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи. Ср. случаи постановки знака препинания, не связанные с синтаксическими правилами, например, постановку так называемого интонационного тире: а) Ходить долго - не мог; б) Ходить - долго не мог. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложное предложение.

Сложное предложение- это предложение, которое состоит  из двух и более грамматических основ, из двух и более простых предложений. Участвующие в создании сложного предложения простые предложения  называются его частями и представляют собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Например:

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье  боевое

Служить уж начинает нам.

(А. Пушкин.)

Части сложного предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.

Например:

Змея лежала под колодой

И злилася на целый свет;

У ней другого  чувства нет,

Как злиться: создана  уж так природой. 

(И. Крылов.)

Ещё напор - и  враг бежит.

Основные виды сложных предложений в русском  языке.

В зависимости от способа соединения частей (интонация, союзы или союзные слова) сложные предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и бессоюзные.

В сложносочинённых предложениях части соединяются  при помощи союзов: и, а, но, да, или, либо, то - то, не только - то, то ли - то ли, как... так и, и др., а в сложноподчинённых - при помощи союзов и союзных слов: что, где, кто, который, чтобы, когда и др.

Части сложносочинённого  предложения равноправны, т.е. ни одна часть не зависит от другой:

Наступил октябрь, и заметно похолодало.

Воздух дышит  весенним ароматом, и вся природа  оживляется.

Части сложноподчинённого предложения неравноправны - одна часть (придаточная) зависит от другой (главной):

Заметно похолодало, так как наступил октябрь.

В одном сложном предложении могут быть разные виды связи:

Грохот и треск  несся с окружных гор; задымились лесные опушки , и нельзя было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек.

(А. Толстой.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложносочинённое  предложение

Сложносочинённое предложение - это такие сложные предложения, части которых связаны между  собой интонацией и сочинительными союзами. По характеру союза или  значению сложносочинённые предложения  делятся на три группы:

  1. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.

В предложениях с этими союзами перечисляются  явления, которые происходят одновременно или последовательно.

Потом все сидели в гостиной с очень серьёзными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман. 

(А. П. Чехов.)

  1. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами.

В них указывается  на чередовании явлений (событий ), на возможность одного явления из двух или нескольких:

Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне  в лоб шлагбаум влепит непроворный  инвалид.

  1. Сложносочинённые предложения с противительными союзами.

В предложениях данной группы одно явление( событие ) противопоставляется другому:

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое  варенье, а я , облизываясь, смотрел  на кипучие пенки. 

( А. Пушкин.)

Сочинительные союзы делятся на следующие разряды.

Соединительные: и, да ( = и ), да и, ни-ни, также ( = и ), то же ( = и ), не только - но и, как - так и ;

Противительные: а, но, да ( = но ), однако, зато, же, только ( = но );

Разделительные: или ( иль ), либо, то - то, то ли - то ли, не то - не то.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложноподчинённое предложение.

Сложноподчинённое предложение может быть с одной  придаточной частью или с несколькими  придаточными частями.

Сложноподчинённым называется предложение, в котором  одна часть зависит от другой, т.е. от одной части ( главной ) задаётся вопрос к другой - зависимой ( придаточной ).

Главная часть - независимая, от неё задаётся вопрос к придаточной части. В главном  предложении часто используются указательные слова ( тот, такой, там, туда, оттуда, тогда, потому, оттого, сколько и др. ), которые указывают, что при нём имеется придаточные предложение. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части и связывают её с главной:

Запела птица  голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.

О чём? ( А. Ахматова. )

Основные группы сложноподчинённых предложений.

I.  С придаточным определительным.

Придаточные определительные  относятся к имени существительному ( или местоимению главной части ) и отвечают на вопросы определений какой? который? чей?

В главной части  придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:

И Таня видит  дом пустой, где жил недавно  наш герой. 

( А. Пушкин. ) 

какой?

Придаточные определительные стоят всегда после определяемого слова.

II. С придаточным  изъяснительным.

Эти придаточные  предложения отвечают на падежные вопросы  и поясняют слова в главной  части сложноподчинённого предложения:

И, конечно, брат мой ни одной минуты не думал, что он виноват в её смерти.

О чём?

Придаточная часть  может стоять после поясняемого  слова, реже - перед поясняемым словом:

Что волки жадны , всякий знает..

Что? ( И. Крылов. )

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной  речи.

Печорин говорит Максим Максимычу о том, что ’’если отдадим дочь этому  дикарю, он её зарежет или продаст’’.

( М. Ю. Лермонтов.).

III.  С придаточными обстоятельственными.

С придаточными места. 

Где? куда? откуда?

[ там, туда, оттуда ], ( союзные слова: где, куда, откуда ).

Он выехал оттуда, откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

Откуда? ( А.Н. Толстой.)

С придаточными времени. 

Когда? С каких  пор? На сколько времени? 

[ тогда, до  тех пор ], ( союзы: когда, пока, лишь только,   как только, едва, в то время как).

Покуда ночка  длится, покуда бричка катит, дороги этой дальней на нас обоих хватит.

( Б. Окуджава.)  

Как долго?

С придаточными сравнительными.

Относятся ко всей главной части и поясняют то, о  чём в ней говорится, при помощи сравнения.

Отвечают на вопрос: как?

Присоединяются  к главному предложению с помощью  союзов: как, точно, словно, будто, как  будто, подобно тому как, чем ... тем  и др.

Стало мне вдруг  хорошо на душе, как будто детство  моё вернулось. 

Как?

С придаточными образа действия и степени.

Они раскрывают образ, способ действия, а так же степень признака, названного в главной части сложноподчинённого предложения.

В русской земле  столько прелестей, что всем художникам хватит на тысячи лет. 

( К. Паустовский. ) 

Сколько? До какой  степени?

Она знала жизнь настолько плохо, насколько это возможно в двадцать лет.

В какой степени?

С придаточными цели.

Отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для  чего?

Присоединяются  к главному предложению с помощью  союзов: чтобы ( чтоб ), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др.

Чтоб чем - нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.

Зачем?

С придаточными условия.

Указывают на условия  при котором протекает действие, о котором говорится в главной  части. Присоединяются к главному предложению  с помощью союзов: если, когда ( = если ), раз, коли, ежели, как скоро, кабы и др.

Коли парень ты румяный, братец будешь нам названный..

При каком условии?

С придаточными причины и следствия.

Придаточные причины  отвечают на вопросы: почему? по какой  причине? отчего?

Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: потому что, оттого что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Информация о работе Синтаксис и пунктуация