Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:25, реферат
Основные единицы синтаксиса – словосочетание, предложение, текст.
Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, выбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, которые наиболее подходят для нужного в данной ситуации стиля речи.
Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
Введение
Синтаксис
Пунктуация
3.1. Сложное предложение
3.2. Сложноподчиненное предложение
3.3. Бессоюзные сложные предложения
Заключение
Список литературы
Так как встала полная луна, то многие пошли гулять.
Почему? ( Л. Н. Андреев.)
К придаточным следствия от главного предложения можно задать вопрос - что из этого следует?
Придаточные следствия присоединяются к главной части предложения с помощью союзов: так что.
Вешние воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели скворцы и летали по саду жёлтые бабочки.
( Л. Н. Толстой. )
Что из этого следует?
С придаточными уступительными.
Они содержат сообщение о факте, который противоположен тому, что можно было бы ожидать.
Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Присоединяются к главной части предложения с помощью союзов: хотя, хотя... но, пускай, несмотря на то что и др. и союзные слова - как, сколько и др.
Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата.
( М. Лермонтов. )
Несмотря на что?
Бессоюзные сложные предложения - это такие сложные предложения, части которых соединены только интонацией, без союзов и союзных слов.
В них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.
Интонация при устной речи и знаки препинания при письме определяются значением бессоюзного предложения.
Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях.
Двоеточие. Тире. Запятая, точка с запятой. Перечисление.
а) Перечисление.
Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал.
( И. С. Тургенев. )
б) Причина.
Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит.
( А. Блок. )
в) Пояснение.
Всё это значило, друзья; с приятелем стреляюсь я.
г) Быстрая смена событий.
Сыр выпал - и с ним была плутовка такова.
( И. А. Крылов.)
д) Противопоставление.
Шестнадцать лет служу - такого со мной не было.
( Л. Н. Толстой. )
е) Вывод ( следствия ).
Любишь кататься - люби и саночки возить.
( Пословица. )
ж) Время.
Пашню пашут - руками не машут.
( Пословица. )
Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении.
Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов ( или слово ), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания.
Основное назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними.
Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания допускающие пунктуационные варианты, которые обусловлены правилами расстановки знаков препинания.
В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац ( написание с новой строки ).
Различаются знаки отделяющие ( точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие ) и знаки выделяющие ( две запятые, два тире, скобки, кавычки ).
Современный русский язык. «Высшая школа» Москва - 1971г. Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина, В. В. Цапукевич.
Русский язык 9класс, под ред. «Дрофа». Москва - 1999г. М. М. Разумовской.
Русский язык в школе, 1 2000г. Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях. Н. Н. Милованова.
Краткий справочник по русскому языку для школьников, «Баласс». Москва - 1998г. Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева.