Соотнесенность судебной речи с книжно-письменным стилем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение соотнесенности судебной речи с книжно-письменными стилями.
Поставленная цель обусловила выдвижение следующих исследовательских задач:
- поиск проблемы стилевого статуса судебной речи;
- исследование судебной речи как сложнофункционального единства;
- произвести частотный анализ использование фигур речи:
-проанализировать публицистическая маркированность речей адвоката.

Файлы: 1 файл

судебная речь.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

«Широким фронтом развернута борьба / с организованной преступностью; Можно создавать массы комитетов / можно бросать на борьбу с организованной преступностью / все силы правоохранительных органов и общественности; И если сейчас идет борьба с организованной преступностью то мы все сейчас засучим рукава и начнем с этой организованной преступностью бороться / именно /любым путем / то есть опять шараханье не в нужную сторону; Наша история много преподнесла уроков когда / вот такие шараханья ни к чему хорошему не приводили; И все это является продуктом той системы; И в аду /ив нашем обществе / нельзя запретить искать правду; Подобный стереотип / «гроза общества» / он ясно возник не с рождения Лавахина / а возник к сожалению в нашем обществе; Сейчас у нас всплеск /вот этого рода преступности; Мы жили идеалами социализма / но очевидно где-то / серьезно заблудились».

В основной массе выше перечисленные метафоры нейтральны по своей стилевой принадлежности, некоторые из них имеют публицистическую маркированность.

Немногочисленные метафоры имеют разговорную или просторечную окраску. Они представляют привычные и понятные слушателям фразеологические метафоры, далекие от эстетических претензий на «свежесть», но по-своему выразительные благодаря сниженному регистру, что при чередовании их со стандартизованными терминологическими единицами официально-делового стиля создает эффект контраста, позволяющий управлять вниманием слушателей. Привычная сфера функционирования этих метафор — устная публичная речь, включая политическую, совещательную и судебную:

«Кто-то / любым путем / любой ценой / под лозунгом / «Деньги не пахнут!» / набивал себе в общем-то карман; Они пытались навести / тень на плетень; Только ленивый не пинает милиции; Лавахин / он не от жира бесился; Рабский / навязанный труд из-под палки / способен вызвать у заключенных только озлобление; То есть / как говорят / дальше по сути / ехать некуда; Поэтому я не склонен сегодня все сваливать на плечи / одного Лавахина; Он может чтоб только отвязались от него сказал «Да видел»; И вот это клеймо / на Заравняеве / останется / и эта репутация его перед судом / окажется подмоченной / и подмоченной очень серьезно; Мне кажется вся эта форма поведения не совсем может быть удобоварима; Рыжков отбывал наказание от звонка до звонка; Заравняев имеет какое-то положение /деньги /а я должен гнить/в тюрьме.

Важно заметить, что в нашем материале почти не встретились метафоры, очень распространенные в жанрах СМИ, где в переносном значении использовалась бы устаревшая и высокая лексика. Как единичные можно отметить следующие случаи: К кому / будет / применено то прокрустово ложе уголовного закона / о котором говорил государственный обвинитель; Любое преступление оно как всегда вызывает бурю протеста <...> /Пострадавший жаждет отмщенья.

Таким образом, в нашем материале отсутствуют «свежие», а также развернутые метафоры, что может быть квалифицировано или как 1) профессиональная специфика судебной речи, в которой коммуникативность предпочитается поэтичности, или как 2) свидетельство невысокого творческого потенциала адвокатов, чьи речи нам удалось записать, или как 3) отсутствие у говорящих ораторского мастерства. Именно владение метафорой является признаком зрелости «языковой личности», в сознании которой складывается индивидуальная картина мира. В то же время необходимо сказать, что использование клишированных метафор может быть объяснено необходимостью незатруднительного словесного построения устной речи убеждающего типа в условиях относительной подготовленности высказывания, рассчитанного на незатрудненное восприятие.

Значительно менее метафоры заметна в современной речи адвоката ирония - одна из типичных черт современных российских СМИ, прием, популярный и в разговорной речи, и в рекламе. Проявление адвокатами интереса к иронии нельзя назвать всеобщим. Лишь восьмая часть речей содержит иронию, что можно объяснить индивидуальной склонностью говорящих (один и тот же оратор в разных речах использует иронию независимо от особенностей дела). Возможно, отказ значительной части адвокатов от иронии объясняется и тем, что этот прием относится к коннотативным, имплицитным кодам текста, уходящим в подтекст и требующим усилий по расшифровке. Использование иронии увеличивает риск непонимания оратора слушателями, что очень нежелательно в условиях, когда речь звучит только один раз.

Не свойственна современной речи адвоката и самоирония как средство самовыражения оратора, что, видимо, свидетельствует о недостаточной степени творческой свободы говорящего, о намеренном самоограничении в проявлении индивидуального начала. Ирония помогает современному адвокату лишь усомниться в безоговорочности утверждений процессуального оппонента — обвинителя, следователя, свидетеля, подсудимого, каждый из которых может быть подвергнут иронической оценке.

Редкие сравнения, метонимии, синекдохи, мейозисы, встретившиеся в записанных нами речах адвокатов, в основной массе так же далеки от решения творческих задач эстетического плана, как и метафоры или ирония, и являются воспроизведением известных фразеологических словосочетаний, которые, впрочем, на фоне стандартизованных единиц терминологического плана выглядят как экспрессивные элементы:

Синекдоха: То есть одной рукой суд расписался / что этому человеку верить нельзя / а другой /рукой / положил показания этого человека в основу обвинения; Рейсы могли уходить недогруженными.

Метонимни: Вопрос стоял о спасении чести мундира.

Мейозис: Там по сути фигурирует один кусок колбасы / и фигурирует какой-то почти детекторный приемник;

Гипербола: И создалось впечатление / что с третьего на второй этаж понимаете чуть ли не ручьями лилась кровь.

Итак, нами были рассмотрены риторические фигуры, наиболее распространенные в речи адвокатов. Анализ текстов речей адвокатов позволяет утверждать, что наиболее частотными являются метафоры, поскольку в этом жанре центр тяжести переносится на эмоциональное воздействие. Адвокат стремится воздействовать на воображение участникоы заседаниях через воображение на их эмоции, через эмоции - на решение суда, а через него - на последующие реальные ситуации. Сфера выражения эмоций и эмоционального давления вносит в обыденную речь адвоката элемент речевой состязательности, а вместе с ним и метафору.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Завершая изучение темы «Соотнесенность судебной речи с литературно - художественным стилем», можно сделать следующие выводы:

Судебная речь – это сложное функционально-стилевое единство, представляющее собой публичную речь, обращённую ко всем участникам судопроизводства. Её основной принцип - изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам. В ней органично переплетаются черты, присущие разным стилям, таким как: официально-деловому, научному, публицистическому и художественному. Среди специфических качеств судебной речи следует выделить: убедительность, понятность, ясность.

Судебная речь - речь полемическая, убеждающая, так как основная функция сторон в судебных прениях - это доказывание, опровержение, убеждение.

Попытка соотнести судебную речь с каким-то одним функциональным стилем речи приводит авторов к пониманию того, что этот жанр устной речи выходит за рамки какого-то одного функционального типа, и не может служить примером устойчивой дифференциации устной речи на стили, известные по письменным текстам.

Судебный оратор, стремящийся не только информировать, но и доказывать тезисы адресату, воздействовать на коллективного слушателя, непосредственно участвующего в судебном процессе, делает текст своего высказывания неизбежно разнородным: в нем появляются элементы как научного, официально - делового, так и публицистического стилей. Все это является причиной чередования в судебной речи разностилевых и гибридных фрагментов.

Преобладающими риторическими фигурами в судебной речи являются метафоры. С их помощью адвокату удается использовать новые слова по уже существующим моделям, что часто создает в тексте оптимальное соотношение стандарта (использование модели), и привлекает внимание адресата к способу выражения мысли, которая воспринимается как более яркая и значимая.

Метафора может быть употреблена оратором в полемике с процессуальным противником, экспертом, свидетелем, следователем и т.д., В этом случае она выражает оценку выводов оппонента.

Характер стиля высказывания, степень сложности и многоплановости жанра зависят не от реального адресата, а от концепции адресата речи (как ощущает и представляет его себе говорящий). Художественно-ориентированный и публично-ориентированный субъекты оценок создают концепцию сложного адресата, что, несомненно, влечет за собою формирование сложного в стилевом отношении высказывания, объединяющего элементы официально-делового, публицистического и научного стилей.

Таким образом, стилевой состав современной речи адвоката неоднороден и представляет ряд переходных явлений от официально-делового стиля через конгломерат официально - делового, публицистического, до публицистического, потенциально достигающего в устной форме речи уровня ораторского искусства (с элементами всех стилей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Брандес М.П. Стилистика текста. М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004. - 241 с.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов – на – Дону, 2005. - 401 с.
  3. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. - 341 с.
  4. Виноградова Т.Ю. Функционально-стилистические особенности публичной речи. Воронеж, 2011. - 347 с.
  5. Володина С.И. Психологические и этические особенности защитительной речи//Домашний адвокат. 2009. - № 4. - 197 с.
  6. Дюбуа Ж. Общая риторика : Пер. с фр. / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др.; Общ. ред. и вступ. ст. А. К. Авеличева. М., 2008. - 421 с.
  7. Желтухина М.Р. Основы психолого-лингвистической судебной экспертизы: учеб. пособие. – Волгоград: НОУ ДПО «ШАМ АО», 2008. – 64 с.
  8. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 2002. - 318 с.
  9. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М., 2007. - 401 с.
  10. Кожина М. Н. Стилистика русского языка (учебник). М., 2008. -205 с.
  11. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М. : Изд-во МГУ, 2003. -451 с.
  12. Культура русской речи и эффективность общения. М., 2009. - 415 с.
  13. Культура русской речи. Учебник для вузов./ Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. М., 1999. - 345 с.
  14. Ломовский В. Д. Ораторское искусство для целей правосудия//Российская юстиция.2008. - №9. - 157 с.
  15. Михайлов М.М. Стилистика русской речи. Чебоксары, 1968. - 305 с.
  16. Михальская, А.К. Основы риторики. М.: Дрофа, 2001. - 420 с.
  17. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. - 254 с.
  18. Романенко А.П., Кузнецова Н.Н. Деловой стиль // Функциональные стили и формы речи. М., 2009. - 268 с.
  19. Сиротинина О. Б. Функциональные стили и формы речи. Саратов, 2007. - 497 с.
  20. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2011. - 245 с.
  21. Стилистика и культура речи: Учеб. Пособие /Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет/ Под ред. П.П. Шубы. Мн., 2011. - 283 с.
  22. Функциональные стили и формы речи. Саратов, 2007. - 122 с.
  23. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры. Екатеринбург, 2001. - 238 с
  24. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977. - 309 с.
  25. Шмелева Т.В. Культура речи: Сборник статей и материалов. Великий Новгород, 2008. - 412 с.

 

 

 

1 См.: Культура русской речи и эффективность общения. М., 2009. - С. 236.

2 Функциональные стили и формы речи. Саратов, 2007. - С. 9.

3 Подголин Е. О стиле судебной речи // Сов. юстиция. 1981. - № 20. - С. 14.

4 Михайлов М.М. Стилистика русской речи. Чебоксары, 1968. - С. 198.

5 Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. - С. 8.

6 Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. - С. 41.

7 Кожина М. Н. Стилистика русского языка (учебник). М., 2008. - С. 87.

8 Брандес М.П. Стилистика текста. М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004. - С. 54.

9 Романенко А.П., Кузнецова Н.Н. Деловой стиль // Функциональные стили и формы речи. М., 2009. - С. 51.

10 Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М., 2007. - С. 87.

11 Сиротинина О. Б. Функциональные стили и формы речи. Саратов, 2007. - С. 15.

12Виноградова Т.Ю. Функционально-стилистические особенности публичной судебной речи. Воронеж, 2011. - С. 71.

13 Михайлов М.М. Стилистика русской речи. Чебоксары, 1968. - С. 198.

14 Брандес М.П. Стилистика текста DOC. Москва, Издательство: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2004. - С. 160.

15 Романенко А.П., Кузнецова Н.Н. Деловой стиль // Функциональные стили и формы речи. М., 2009. - С. 35.

16 Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977. - С. 72.

17 Сиротинина О. Б. Функциональные стили и формы речи. Саратов, 2007. - С. 9.

18 Дюбуа Ж. Общая риторика : Пер. с фр. / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др.; Общ. ред. и вступ. ст. А. К. Авеличева.. М., 2008. - С. 49.

19 Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М., 2007. - С. 175.

20 Стернин И.А. Введение в речевое воздействие . Воронеж, 2011. - С. 123.

21 Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М. : Изд-во МГУ, 2003. - С. 76.

 22 Желтухина М.Р. Основы психолого-лингвистической судебной экспертизы: учеб. пособие. - Волгоград: НОУ ДПО «ШАМ АО», 2002. - С. 50.


Информация о работе Соотнесенность судебной речи с книжно-письменным стилем