Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:40, научная работа
Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до н. э.) определил эту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. Наука подразделялась в античности на три области: физику — знание о природе; этику — знание об общественных установлениях; логику — знание о слове как инструменте мышления и деятельности.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Научная работа на тему:
«Структура ораторской речи »
Работу выполнила:
студентка 1 курса ФПП,
группы 19Д-П01/1 (2-11П)
Морозова Е.Д.
Москва
2013
Введение
Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до н. э.) определил эту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”. Наука подразделялась в античности на три области: физику — знание о природе; этику — знание об общественных установлениях; логику — знание о слове как инструменте мышления и деятельности.
Самым великим оратором Древней Греции по праву считается афинянин Демосфен, родившийся и умерший год в год с Аристотелем. Первые годы своих занятий по ораторскому искусству Демосфен провел, тренируясь либо в полном одиночестве, либо под надзором одного лишь учителя. Поэтому, чувствуя, себя уязвимым перед более опытными в публичном красноречии оппонентами, Демосфен выработал у себя такую манеру выступления, при которой практически не оставалось места для импровизации, а выкрики и замечания противников игнорировались или парировались заранее подготовленным текстом.
В своих речах Демосфен, в отличие от Аристотеля, делал акцент на воздействие выступления на психику людей, их волю и эмоции. Чему способствовали отлично поставленный голос Демосфена и тщательно проработанный им текст речи с опорными и кодовыми фразами. Что давало в сочетании с отработанной мимикой и жестикуляцией, эффект трансформирования психики масс в нужном оратору направлении так, что люди сами не замечали момента, когда под воздействием речи Демосфена переходили на его сторону, даже будучи изначально настроенными против идей выступающего... На вопрос: что составляет самое существенное достоинство оратора, - Демосфен неизменно отвечал: "Во-первых, произношение, во-вторых, произношение и, в-третьих, опять-таки произношение".
Следующий шаг в развитии искусства красноречия сделали специалисты Древнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами обственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь широкого распространения, как это было в греческих полисах. Для римлян было главным публичное выступление в режиме монолога. В римской школе слились воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства - изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое.
B ХVІІ-ХІХ веках
риторику стали понимать как
науку об аргументации в
Первая русская риторика, так называемая риторика архиепископа Макария, появилась, очевидно, в Москве первой четверти XVII века. Следующим важным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М. В. Ломоносова (1711-1765). В 1739 году выходят “Письмо о правилах российского стихотворства,” в 1748 году — “Краткое руководство к красноречию,” в 1757 году — “Российская грамматика,” около 1758 года напи-сано “Предисловие о пользе книг церковных.” Главная особенность филологических работ М. В. Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди. Его филологические труды оказали значительное влияние на русскую словесность. В начале XIX в. российская риторика переживает свой подъём, особе место играет в этом: учебники словесности Н.Ф. Кошанского, А. Ф. Мерзлякова, А. И. Галича, И. И. Давыдова и других авторов сформировавшие поколения образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке. В XX веке с помощью техники ораторам становятся доступны самые тонкие эмоциональные и интонационные акценты, а также воздействие на огромное количество слушателей, одномоментно, что привело к высочайшему взлету ораторского искусства. Сейчас же, в начале XXI в., когда информационные технологии сделали просто огромный скачок вперёд, ораторское искусство снова на подъёме, так как не только увеличилась аудитория слушателей, но и технические средства делают возможными показать самые мельчайшие детали или создать, что-то совершенно новое.
Основная часть
Ораторская речь
После небольшого экскурса в историю мы вплотную подходим к теме нашего реферата, то есть к тому, что же собой представляет ораторская речь и её структура. Конечно прежде всего, следует отметить, что ораторская речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая речь будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.
Чем выше умение использования обеих форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной речи. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой он выступает перед аудиторией, должен быть хорошим актером. Готовясь к выступлению первое, что он должен сделать – определить свою основную задачу и средства, которые помогут ее осуществить. После разработки задач надо создать образ, в котором оратор предстанет перед аудиторией: манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее. К выступлению перед любой аудиторией оратор должен подготовиться. Процесс подготовки можно разделить на два этапа . 1 этап можно назвать временем замысла, его вынашивания, продумывания идеи и темы, а так же конкретного содержания предстоящего выступления, его конспектирования. 2 этап - это уже реальное воплощение замысла и темы ораторской речи - ее публичное исполнение. Как на первом, так и на втором этапах оратор полностью самостоятелен, и его труд составляет совокупность обоих этапов. Материал для выступления необходимо подбирать, исходя из общего образовательного уровня аудитории, возраста слушателей и места проведения выступления. Неверно думать, что интересной может быть речь, содержащая только новые для аудитории сведения. Такую речь люди слушать не будут - при всем желании просто не смогут. Необходимо, чтобы новое перемежалось и сочеталось с уже известным, а трудное с легким. Трудно удерживать внимание слушателей дольше, чем на три четверти часа. Называют и еще одну временную величину - 5-10 минут - естественный период, в течение которого человек может слушать не отвлекаясь
Когда публичная речь прочитана должным образом, она волнует и возбуждает не только мысли, но и чувства человека. Оратор не должен говорить монотонно. Фразы желательно произносить с разной интонацией. Между ними необходимо делать небольшие паузы. Более длительная пауза делается, например, при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. Необходимо оратору как можно больше силы и энергии вливать буквально в каждое слово своей речи.
Одним из важнейших условий ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда будет бледна и скучна, а главное — не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Также и речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она просто быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, тогда эта речь запомнится надолго. Всегда краски и образы привносят живую струю в речь. Тогда на слушателей производится более сильное впечатление.
Структура ораторской речи
Классическая структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.
Теперь поговорим конкретно о частях нашей публичной речи, что они из себя представляют.
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ
1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.
2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию безальтернативно
3. Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую-то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих собы-тий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное, выступающему, мнение
4. Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стерео-типного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора.
5. Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на пози-тивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.
ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
1. Логическое. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи
2. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты.
3. Эмоциональное. требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты Мысль оратора высказывается императивно.
4. Отсылочное. Опытный оратор при публичном выступлении, как правило, опирается на заранее заготовленные тезисы, в качестве подтверждения ценности и правильности своей позиции использует ссылки на мнение авторитетных личностей или организаций
По классической схеме ораторского искусства:
1. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.
2. Кратко повторяет основные мысли своей речи.
3. Призывает публику к конкретным действиям по реализации своей идеи.
4. Еще раз на
наивысшем эмоциональном
Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть.
Тезисная форма и план выступления
Тезисная форма – скелет выступления, его краткий сюжет, в котором фиксируются основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более полному раскрытию уже во время произнесения речи. Тезис - совокупность коротких предложений, отражающих основные смысловые моменты той или иной идеи оратора. Тезисы образуют тезисную форму в соответствии со структурой речи.
Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов. Не вступая в спор о роли личности в истории, нужно отметить, что существует огромное количество исторических событий, которые никогда бы не произошли, если бы не появились люди, направившие их развитие в определенном направлении. И одним из главных инструментов воздействия на других была ораторская речь.
Целью ораторской речи является измерение мировоззрения слушателей в определенной области и воздействие на их поступки. «До того, как Вы закончите выступление … нужно внушить Вашей аудитории, что она должна что-то реально сделать. Неважно, что именно – написать письмо конгрессмену, позвонить своему соседу или обдумать какое-то ваше предложение. Иными словами, не покидайте трибуну, не организовав аудиторию должным образом».
ПОДГОТОВКА И ФАКТОРЫ
УСПЕШНОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Оратор должен иметь ясное и определенное представление о том, что он будет говорить. Тема для выступления должна глубоко затрагивать оратора, вызывать у него глубокий интерес. Это должно быть нечто такое, что произвело на него сильное впечатление. «Разве помимо вашей воли вас не тянет к тому оратору, ум и сердце которого, как вы чувствуете, поглощены действительно важной идеей и он страстно стремится воздействовать на ваш ум и сердце?».
Один из основателей социальной психологии Гюстав Лебон говорит об этом так: «Часто вожаками бывают хитрые ораторы, преследующие лишь свои личные интересы и действующие путем поблажки низким инстинктам толпы. Влияние, которым они пользуются, может быть и очень велико, но всегда бывает очень эфемерно. Великие фанатики, увлекавшие душу толпы … только тогда подчиняли ее своему обаянию, когда сами подпали под обаяние некой идеи. Тогда им удалось создать в душе толпы ту грозную силу, которая называется верой».
Тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Некоторые люди, говоря о своих делах, совершают непростительную ошибку, – касаются только тех сторон, которые интересуют их самих, но совершенно не интересны тем, кто их слушает.