Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 10:35, реферат
Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи.
Самым великим оратором Древней Греции по праву считается афинянин Демосфен, родившийся и умерший год в год с Аристотелем. Первые годы своих занятий по ораторскому искусству Демосфен провел, тренируясь либо в полном одиночестве, либо под надзором одного лишь учителя. Поэтому, чувствуя, себя уязвимым перед более опытными в публичном красноречии оппонентами, Демосфен выработал у себя такую манеру выступления, при которой практически не оставалось места для импровизации, а выкрики и замечания противников игнорировались или парировались заранее подготовленным.
1. Введение.
2. Построение ораторской речи.
Вступление ораторской речи.
Интеграция ораторской речи.
Заключение ораторской речи.
3. Вывод об особенностях и структуре ораторской речи.
4. Список литературы.
5. Список сокращений.
Дальневосточный государственный аграрный
университет
РЕФЕРАТ
На тему: Структура ораторской речи.
ПЛАН:
1.Введение.
Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи.
Самым великим оратором Древней
Греции по праву считается афинянин
Демосфен, родившийся и умерший год
в год с Аристотелем. Первые годы
своих занятий по ораторскому
искусству Демосфен провел, тренируясь
либо в полном одиночестве, либо под
надзором одного лишь учителя. Поэтому,
чувствуя, себя уязвимым перед более
опытными в публичном красноречии
оппонентами, Демосфен выработал у
себя такую манеру выступления, при
которой практически не оставалось
места для импровизации, а выкрики
и замечания противников
B ХVІІ-ХІХ веках риторику стали понимать как науку об аргументации основном письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы — богословия,
религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа — возрастает. А сама она прочно входит в повседневную жизнь европейцев. И к середине XIX-го века митинги и собрания - и соответственно красноречие - составляют уже часть мировой культуры, так же как театр или литература. А техника риторики и ораторского искусства входит в программы обучения крупнейших университетов.
Первая русская риторика, так называемая риторика архиепископа Макария, появилась, очевидно, в Москве первой четверти XVII века. Следующим важным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М. В. Ломоносова (1711-1765). В 1739 году выходят “Письмо о правилах российского стихотворства,” в 1748 году — “Краткое руководство к красноречию,” в 1757 году — “Российская грамматика,” около 1758 года напи-сано “Предисловие о пользе книг церковных.” Главная особенность филологических работ М. В. Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди.
2.Построение ораторской речи.
После небольшого экскурса в историю мы вплотную подходим к теме нашего реферата, то есть к тому, что же собой представляет ораторская речь и её структура. Конечно, прежде всего, следует отметить, что ораторская речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая речь будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.
Цель ораторской речи, которая психологически вводит слушателей в суть речи оратора и в процессе ее восприятия. Психологическая часть В. установление контакта, внимание и интересы, которые были вызваны Зачином; подготовка слушателей к восприятию речи, создание не обходимого настроя.
Содержательная задача В. описание целевой установки речи, сообщение темы, направление её развития, перечисление и краткое описание проблемы, рассматриваемых в основной части, определение специфики темы, её актуальности и значимости.
ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЯ:
1) Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.
2)Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию.
3)Аналитическое. Не навязывает слушателям, какую то конкретную позицию, а предлагает вместе исследовать факты или обдумать суть происходящих событий. Но материал подобран так, что уже с самого начала у аудитории возникает определенное и нужное.
4)Парадоксальное. Озадачивает аудиторию. Сбивает со стандартного, стереотипного пути мышления и готовит к восприятию чего-то необычного. Строится, как и негативное, как бы в остросюжетном жанре, и слушателя до конца выступления держат в неведенье о позитивном предложении оратора.
5)Эмоциональное. Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует оформленный призыв, на него нет даже намека.
В.- категория
гибкая, многовариантная, поэтому наличие
перечисленных признаков
Функции вступление:
В некоторых видах ораторской речи В. может отсутствовать: в митинговых, военных, юбилейных, надгробных и в некоторых других речах. В. характерно для речей пространных.
В. должно усилить внимание слушателей, обрисовать цели и задачи вступление, коротко рассказать о главных подтемах основной части; настроить слушателей на восприятие информации.
Интеграция-объединение всех частей речи в целях достижение её целостности. Необратимость ораторской речи определяет многое в её построении и восприятии, в частности, требует сопоставление и соотнесение её частей между собой. Связанностью ораторской речи обеспечивается когезией, ретроспекцией, проспекцией, благодаря которым отдельные части речи, отстоящие друг от друга на некотором или даже значительном расстоянии, оказываются в той или иной степени связанными.
Когезия- это особые виды сцепление, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в её содержание. Когезия может выражаться различными словосочетаниями (с моей точки зрение…, мне кажется…, как вы видите…, совершенно очевидно, и т.д.) Так же когезия может выражаться словами, обозначающими временные, пространственные, причинно-следственные отношение (во-первых, во-вторых, следующий вопрос, другой момент, как видно из материалов).
Ретроспекция- форма речевого выражение, относящая слушателя к предшествующей содержательной информации. Ретроспекция проявляется в следующих случаях: а) когда оратор отсылает слушателей к информации, которая содержится вне его выступлений; таким образом, происходит связь данного выступление с общим контекстом информации. б) когда оратор отсылает слушателей к информации, которая содержится в предыдущих его выступлениях, таким образом происходит связь данного выступления с предыдущим. в) когда оратор ещё раз сообщает информацию, изложенную ранее и необходимую для связи событий, мыслей и т.д. Ретроспекция ориентирована на достижение некоторых целей: восстановить в памяти сведение, сообщить новые сведение, относящиеся к прошлому и т.д.
Проспекция- один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чём будет говориться в последующих частях речи. Проспекция проявляется, когда оратор: а) обещает слушателям информацию, которая будет дана позднее в этой же части речи;б) обещает слушателям информацию, которая будет дана в следующем выступлении этого оратора;в) обещает слушателям информацию, которая будет дана другим оратором. Классическим примером проспекции является В. в котором оратор указывает о чём он будет говорить .
Часть ораторской речи, в которой подводятся итоги, обобщающей мысли, высказаны в основной части. В З. могут кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части, ещё раз подчёркивается главная мысль и важность для слушателей рассмотренной темы. З. должно быть кратким, сжатыми выражать главную мысль выступления. Неудачное З. может испортить хорошее впечатление, которое произвела вся речь, поэтому заключительные слова следует тщательно продумывать.
3.Вывод об особенностях и структуре ораторской речи.
О человеке судят на основании того, что он делает, как он выглядит, что он говорит и как он это говорит. Можно иметь умные и добрые мысли, но это лишь полдела. Вторая половина заключается в том, чтобы суметь донести их до окружающих, иначе от мудрости не будет никакой пользы. Все великие люди, когда-либо влиявшие на ход истории, смогли сделать это благодаря публичным выступлениям, и, если человек хочет изменить что-то в этом мире, обучение ораторскому искусству должно стать неотъемлемой частью его жизни (на какое-то время), ибо это искусство является важным шагом на пути воплощения мысли в реальность.
Слово – мощное орудие, с которым следует обращаться очень бережно, так как оно может не только вдохновлять на великие дела и поступки, но и привести к гибели целые народы, что к сожалению нам хорошо известно на примере фашистской Германии.
Не возможно построить процветающее и достойное общество, опираясь только на материальные блага. Культуры речи, даёт возможность обществу гармонично развиваться. Культура речи позволяет сохранить свою самобытность, но вместе с тем способствует рождению диалога между различными культурами.
Список литературы:
Список сокращений:
В.-вступление
З.-заключение