Судебная речь как жанр ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 11:49, контрольная работа

Описание работы

У слова оратор есть еще второе значение: «тот, кто обладает даром произносить речь, красноречием». Это не только говорящий человек, но человек, умеющий говорить перед аудиторией. Он знает, как привлечь внимание слушателей, потому что он мастер; он владеет ораторским искусством; он любит свое дело. Оратор - это человек, глубоко изучивший тему выступления, материалы дела и свободно владеющий ими; человек, который умеет четко и определенно сформулировать тезис выступления, составить рабочий план; человек, который логично, ясно, убедительно излагает материал.

Содержание работы

Введение
Специфика судебной речи
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа по риторике.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Замысел судебной речи требует таких характеристик, как протяженность речевого отрезка, целенаправленность, композиционная организованность, предметно-смысловая завершенность, т.е. исчерпывающее выражение замысла, которое обеспечивает возможность ответа. Своеобразным ответом на выступления судебных ораторов служит обоснованное, законное судебное решение, в котором аргументированная, убедительная речь находит отражение в квалификации преступления, в определении меры наказания или признании гражданских правоотношений законными (или незаконными).

Обвинительная и защитительная речи, а также речи представителей истца и ответчика в гражданском процессе не зависят друг от друга, они самостоятельны в смысловом отношении. Таким образом, для определения судебной речи как монолога принимается обращенность к адресату с целью воздействовать на него, наличие замысла, предметно-смысловая исчерпанность, самостоятельность.

2. Судебная речь как  диалог

Чтобы произнести интересную речь, чтобы судьи слушали ее, ораторам надо постоянно чувствовать связь с адресатом, управлять его вниманием.

«Являясь монологом по форме, судебная речь составляет часть диалога, который ведется между прокурором и адвокатом на протяжении всего судебного следствия. Диалог проявляется в исследовании материалов дела с точки зрения обвинения и защиты, с точки зрения представителей истца и ответчика, в заявлении ходатайств. Завершается он в судебных прениях, когда окончательно определяются и аргументируются мнения процессуальных оппонентов. Вся судебная речь развертывается не как монолог, а как диалог с процессуальным противником. Это обусловлено ее назначением. Адвокат, полемизируя с прокурором, отвергает его точку зрения как неправильную или в чем-то соглашается с нею» Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие, 2-е изд., 2007.

Обращенность к суду, обоснование определенной квалификации того или иного обстоятельства делают необходимым воспроизведение и оценку (опровержение или принятие) мнения органов предварительного расследования, подсудимого, потерпевшего, свидетелей и ведут к диалогизации монологической речи, которая понимается как апелляция к суду и воспроизведение чужого мнения в целях доказывания, отражающее особенности устной разговорно-бытовой диалогической речи. Для судоговорения диалогизация является, как уже было сказано, внутренним качеством, связанным с его убеждающим характером. Юристы рассматривают диалогичность как основной признак судебной речи.

 

 

Заключение

Получившее широкое распространение в истории древнегреческой риторики судебное красноречие имело общественное и политическое влияние. В нем чаще всего и отличались ораторы.

 Красноречие в общем смысле - это способность говорить не только красиво, но и убедительно, это сочетание таланта и определенных знаний и умений.

Судебное красноречие один из древнейших видов ораторского искусства. Как прокурорская, как и адвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее полная характеристика обвиняемого и его мотивов.

Состязательный момент между прокурором и адвокатом в судебной речи является совершенно необходимым хотя бы потому, что прокурор как обвиняющий выступает от имени общества и адвокат как защищающий выступает от имени обвиняемого, но цель. которых на суде - установление конкретной истины и достижение вполне юридически обоснованного и поэтому справедливого приговора.

Среди специфических качеств судебной речи следует выделить:

1) Убедительность

2) Понятность

3) Ясность

4) Доходчивость

5) Точность

6) Логичность

7) Уместность

8) Чистота

9) Правильность

10) Эффективность

11) Лаконичность

12) Краткость

13) Выразительность

14) Эмоциональность

15) Экспрессивность

16) Индивидуальность

Также хотелось бы отметить то, что речь судебного оратора, будь то адвокат или прокурор, может быть с одной стороны монологом, а с другой - диалогом.

Судебная речь - речь полемическая, убеждающая, так как основная функция сторон в судебных прениях - это доказывание, опровержение, убеждение.

 

Список использованной литературы

1) Введенская Л.А. Риторика  для юристов: учебное пособие  для ВУЗов, 2006.

2) Гиздатов Г.Г. Судебная  риторика. - Алматы: Жети жагры, 1995

3) Ивакина Н.Н. Основы  судебного красноречия (риторика  для юристов). Учебное пособие, 2-е  изд., 2007

4) Лиммерман Х. Учебник  риторики. Тренировка речи с упражнениями. Перевод с немецкого С.Т. Бугло

5) Сергеич П. Искусство  речи в суде. М.: Юридическая литература, 1988.

 

 


 



Информация о работе Судебная речь как жанр ораторского искусства