Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 21:50, курсовая работа
Описание работы
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Содержание работы
Введение Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме §1. Основные этапы формирования речи ребенка §2. Развитие понимания речи в онтогенезе §3. Развитие словаря в онтогенезе §4. Развитие грамматического строя в онтогенезе Глава 2. К вопросу о необходимости раннего выявления отклонений в развитии речи ребенка §1. Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста §2. Специфика процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии Заключение Список литературы
Самые первые слова у ребенка
обычно появляются к году. Эти слова (чаще
всего мама, папа, баба) представляют собой
слова-предложения, выражающие целую мысль.
При помощи одного и того же слова ребенок
может высказывать и какую-то жалобу, и
просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки»,
и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются
все новые и новые слова, которые он постепенно
начинает связывать между собой, пытаясь
строить из них элементарные предложения.
На первых стадиях знакомства
со словом ребенок не может еще усвоить
слово в его «взрослом» значении. Отмечается
при этом феномен не полного овладения
значением слова, так как первоначально
ребенок понимает слово как название конкретного
предмета, а не как название класса предметов.
В процессе развития значения
слова, в основном у детей от 1 года до 2,5
лет, отмечается явление сдвинутой референции,
или «растяжения» значения слова. При
этом отмечается перенесение значения
одного предмета на ряд других, ассоциативно
связанных с исходным предметом. Ребенок
вычленяет признак знакомого ему предмета
и распространяет его название на другой
предмет, обладающий тем же признаком.
Он использует слово для названия целого
ряда предметов, которые имеют один или
несколько общих признаков – «форма, размер,
движение, материал, звучание, вкусовые
качества» и др., а также общее функциональное
назначение предметов. [18]
Л.Б. Федоренко выделяет несколько
степеней обобщения слов по смыслу:
- нулевой стадией обобщения
являются собственные имена и
названия единичного предмета; в
возрасте от одного года до
двух лет дети усваивают слова,
соотнося названия только с
конкретным предметом; названия
предметов, т.о. является для них
такими же именами собственными,
как и имена людей;
- ко второму году жизни
ребенок усваивает слова первой
степени обобщения, т.е. начинает
понимать обобщающее значение
наименований однородных предметов,
действий, качеств – имен нарицательных;
- в возрасте трех лет
дети начинают усваивать слова
второй степени обобщения, обобщающие
родовые понятия (игрушки, посуда, одежда),
передающие обобщенно название
предметов, действий, признаков в
форме имен существительных (полет,
плаванье, чернота);
- примерно к пяти-шести
годам жизни дети усваивают
слова, обобщающие родовые понятия,
т.е. слова третей степени обобщения
(растения – деревья, травы, цветы;
движение – бег, плавание, полет),
которые являются более высоким
уровнем обобщения для слов
второй степени обобщения.[1]
Обогащение жизненного опыта
ребенка, усложнение его деятельности
и развитие общения с окружающими людьми
приводит к постепенному количественному
росту словаря.
По данным В. Штерна, к полутора
годам у ребенка насчитывается около 100
слов, к 2 годам – 200-300, к 3 годам – 1000-1100,
к 4 годам – 1600, к 5 годам – 2200 слов. [4]
По данным А.Н. Гвоздева, в словаре
четырех летнего ребенка наблюдается
50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8%
прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных,
1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий
и частиц. [6]
Формирование словаря у ребенка
тесно связано с процессами словообразования,
так как по мере развития словообразования
словарь у ребенка быстро обогащается
за счет производных слов. Если ребенок
не владеет готовым словом, он «изобретает»
его по определенным, уже усвоенным ранее
правилам, что проявляется в детском словотворчестве.
Взрослые замечают и вносят коррективы
в самостоятельно созданное ребенком
слово, если это слово не соответствует
нормативному языку. В случае, если созданное
слово совпадает с существующем в языке,
окружающие не замечают словотворчества
ребенка. Детское словотворчество является
отражением сформированности одних и
в то же время недостаточной сформированности
других языковых обобщений.
Механизм детского словотворчества
связывается с формированием языкового
обобщения, с явлением генерализации,
со становлением системы словообразования.
§4. Развитие грамматического
строя в онтогенезе
Развитие грамматического строя
в онтогенезе описано в работах многих
авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушакова, А.М.
Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др. [1]
В работах А.Н. Гвоздева с учетом
тесного взаимодействия морфологической
и синтаксической системы языка выделяются
следующие три периода формирования грамматического
строя речи:
I период – период предложений
состоящих из аморфных слов-корней
(от 1 года 3 мес. до 1года 10 мес.). Этот
период включает в себя два
этапа:
1) Этап однословного предложения
(от 1 года 3мес. до 1года 8 мес.). На этом
кратковременном этапе ребенок
использует лишь отдельные слова
в роли предложений. В речи
ребенка лишь небольшое количество
слов, которые используются для
выражения его желаний, потребностей,
впечатлений. При этом для уточнения
смысла своего высказывания ребенок
использует жесты, интонацию. Первые
слова, которые употребляет ребенок,
не имеют определенной грамматической
формы. Это аморфные-слова корни.
В различных предложениях они
используются в одинаковом звуковом
оформлении, без изменения. Основную
часть слов составляют существительные,
обозначающие названия лиц, предметов,
звукоподражания (бух, би-би, мяу), лепетные
слова (ди, мокко).
2) Этап предложений из
нескольких слов-корней (от 1 года 8мес.
до
1 года 10 мес.). На этом этапе
ребенок объединяет в одном
высказывании сначала два, затем
три слова, то есть в речи
ребенка появляется фраза. Грамматическая
связь между словами отсутствует.
Ребенок объединяет слова в высказывания,
связывая их только интонацией, общностью
ситуации. При этом слова используются
в предложениях в одной и той же аморфной
неизменяемой форме. Существительные
употребляются либо в именительном падеже
ед. числа, либо в усеченной, искаженной,
неизменяемой форме. Глаголы представлены
либо в неопределенной форме 2-го лица
ед. числа повелительного наклонения (дай,
ниси, пать).
При комбинировании аморфных
слов-корней ребенок еще не ставит и не
может решить задачу выбора нужной грамматической
формы и употребляет одинаковые формы
слова в различных словосочетаниях.
II период – период усвоения
грамматической структуры предложения
(от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период
включает в себя три этапа:
1) Этап формирования первых
форм слов (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.).
На этом этапе формирования
грамматического строя речи дети
начинают замечать различную
связь между словами в предложении.
В отличии от предыдущего этапа,
ребенок начинает использовать
в речи различные формы одного
и того же слова. Первыми грамматическими
формами существительных являются
следующие: формы именительного
падежа ед. и мн. числа с окончанием
«ы», «и», формы винительного падежа
с окончанием «у», иногда появляются
формы родительного падежа с
окончанием «ы», окончание «е»
для обозначения места, при этом
предлог не употребляется. Первыми
грамматическими формами глаголов
являются: повелительное наклонение
2-го лица ед. числа, формы 3-го лица
ед. числа настоящего времени
без чередования в основе, возвратные
и невозвратные глаголы. К двум
годам появляются прилагательные,
чаще в именительном падеже ед.
числа мужского и женского рода, но без
согласования с существительными.
2) Этап использования
флективной системы для выражения
синтаксических связей слов (от 2
лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.). Словоизменения
в русском языке характеризуется
большим разнообразием флексий (окончаний),
которые систематизируются при
формообразовании в различные
типы склонения имен существительных
и спряжения глаголов. Из-за сложности
флективной системы ребенок не
может одновременно усвоить все
формы словоизменения.
В течении определенного времени
дети используют только одно, наиболее
продуктивное окончание, которое А.Н. Гвоздев
называет «главенствующими». Другие варианты
окончаний, выражающих то же грамматическое
значение, отсутствуют в речи, оказываются
вытесненными, они заменяются продуктивными
флексиями. Так, формы существительных
родительного падежа мн. числа имеют несколько
вариантов окончаний:
«-ов», нулевое окончание, «-
ей», среди которых продуктивной флексией
является окончание «-ов» (много ложков,
ножов). [6]
Характерной чертой детской
речи на этом этапе является стремление
к унификации основы различных форм слова.
В начале отмечается однозначное соединение
корня и флексии, что выражается в отсутствии
чередования, беглости гласных (молотоком,
левы, человеки).
Таким образом, на начальном
этапе ребенок усваивает наиболее общие,
наиболее продуктивные правила формообразования,
позже овладевает частными правилами,
исключениями из общего правила. На этом
этапе в детской речи встречается много
грамматических неточностей.
3) Этап усвоения служебных
слов для выражения синтаксических
отношений (от 2 лет 6 мес. до 3 лет). Характерной
особенностью нормального речевого
развития является то, что усвоение
предлогов происходит лишь после
усвоения основных наиболее функциональных
грамматических элементов языка
– флексий. На начальных этапах
речевого развития в детской
речи отсутствуют предлоги. Но
этот период не продолжителен.
Научившись выделять и использовать
флексию, ребенок затем вводит
в эту конструкцию и не достающий
третий элемент – предлог, выражая
лексико-грамматическое значение
с помощью предлога и флексии.
На этом этапе ребенок правильно
употребляет простые предлоги
и многие союзы. На этом этапе
закрепляется согласование прилагательных
с существительными в косвенных
падежах, продолжается развитие
в речи сложносочиненного и
сложноподчиненного предложений, усваиваются
многие служебные слова.
Таким образом, в основном усваиваются
многие грамматические формы, однако морфологическая
система языка усвоена еще не в полной
мере.
III период – период дальнейшего
усвоения морфологической системы (от
3 лет до 7 лет). В этот период ребенок систематизирует
грамматические формы по типам склонения
и спряжения, усваивает многие единичные
формы, исключения.
В этот период значительно сокращается
свободное использование морфологических
элементов (словотворчество), так как ребенок
овладевает не только общими правилами
грамматики, но и более частичными правилами,
системой «фильтров», накладываемых на
использование общих правил.
Таким образом, к школьному
периоду ребенок овладевает в основном
всей сложной системой практической грамматики.
Этот уровень практического овладения
языком является очень высоким, что позволяет
ребенку в школьном возрасте перейти к
осознанию грамматических закономерностей
при изучении русского языка. [14]
речь дети норма отклонение
Глава 2. К вопросу
о необходимости раннего выявления отклонений
в развитии речи ребенка
§1. Причины задержки
речевого развития у детей раннего возраста
Под причиной нарушений речи
понимают воздействие на организм внешнего
или внутреннего вредоносного фактора
или их взаимодействие, которые определяют
специфику речевого расстройства и без
которых последнее не может возникнуть.
[16]
Нарушение речи вызывают разные
причины. Кратко охарактеризуем основные
причины патологии детской речи:
1. Различная внутриутробная
патология, которая приводит к
нарушению развития плода. Наиболее
грубые дефекты речи возникают
при нарушении развития плода
в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению
речевой патологии способствуют
токсикоз при беременности, вирусные
и эндокринные заболевания, травмы,
несовместимость крови по резус-фактору
и др. При этом поражаются подкорковые
отделы мозга, слуховые ядра, что
приводит к специфическим нарушениям
звукопроизносительной стороны
речи в сочетании с нарушениями
слуха. При внутриутробных поражениях
головного мозга отмечаются наиболее
тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся,
как правило, с другими полиморфными дефектами
развития (слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата, интеллекта).
2. Ведущее место в пренатальной
патологии нервной системы занимают
родовая травма и асфиксия. Родовая
травма приводит к внутричерепным
кровоизлияниям и гибели нервных
клеток. Внутричерепные кровоизлияния
могут захватить и речевые
зоны коры головного мозга, что
влечет за собой различные
нарушения коркового генеза (алалия).
При локализации поражения мозга
в области структур, обеспечивающих
речедвигательный механизм речи,
возникают приемущественные нарушения
звукопроизносительной ее стороны
– дизартрии.
3. Различные заболевания
в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия
и локализации повреждения мозга возникают
речевые дефекты различного типа. Особенно
пагубными для развития речи являются
частые инфекционно-вирусные заболевания,
менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные
расстройства.[23]
В этих случаях нарушения речи
могут составлять лишь часть общего нарушения
нервной системы и сочетаться с интеллектуальной
и двигательной недостаточностью. [24]
6. Неблагоприятные социально-бытовые
условия, приводящие к микросоциальной
педагогической запущенности, вегетативной
дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой
сферы и дефициту в развитии
речи. [7]
Дети раннего возраста, воспитывающиеся
в среде с ограниченным или дефектным
речевым окружением (глухонемые родители
или родители с дефектами речи, длительная
госпитализация, ограничение социальных
контактов из-за различных тяжелых заболеваний)
отстают в развитии речи.
Для нормального речевого развития
ребенка общение должно быть значимым,
проходить на эмоционально положительном
фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно
слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон).
Неблагоприятные условия: отсутствие
эмоционально положительного окружения,
сверхшумное окружение, задерживают развитие
речи ребенка
Речь развивается по подражанию,
поэтому некоторые речевые нарушения
(нечеткость произношения, заикание, нарушение
темпа речи и т.д.) могут иметь в своей основе
подражание. [30]
Речевые нарушения возникают
часто при различных психических травмах
(испуг, переживания в связи с разлукой
с близкими, длительная психотравмирующая
ситуация в семье и т.д.) - это задерживает
развитие речи, а в ряде случаев, особенно
при острых психических травмах, вызывает
у ребенка психогенные речевые расстройства:
мутизм, невротическое заикание. Так же
оказывают неблагоприятное воздействие
на развитие речи ребенка: общая физическая
слабость, незрелость, обусловленная недоношенностью
или внутриутробной патологией, заболевания
внутренних органов, рахит, нарушение
обмена веществ.