Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 21:50, курсовая работа
Описание работы
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Содержание работы
Введение Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей развития детской речи в норме §1. Основные этапы формирования речи ребенка §2. Развитие понимания речи в онтогенезе §3. Развитие словаря в онтогенезе §4. Развитие грамматического строя в онтогенезе Глава 2. К вопросу о необходимости раннего выявления отклонений в развитии речи ребенка §1. Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста §2. Специфика процесса усвоения родного языка у детей с отклонениями в развитии Заключение Список литературы
Таким образом, любое общее
или нервно-психическое заболевание ребенка
первых трех лет жизни обычно сопровождается
нарушениями речевого развития. [16]
Весь период речевого развития
от 1 года до 6 лет считается сензитивным,
т.е. особо чувствительным как к восприятию
речи окружающих, так и к влиянию разных
факторов внешней и внутренней среды.
Выделяют три периода повышенной ранимости
нервных механизмов речевой деятельности,
в эти периоды существует риск возникновения
нарушений ее функций даже при воздействии
незначительных экзогенных вредностей.
В этих случаях критический период в развитии
речи является предрасполагающим условием
к возникновению речевых расстройств.
Если в сензитивный период развития
речи организм ребенка претерпевает влияние
каких-либо вредоносных воздействий ,то
нормальный процесс речевого развития
нарушается. Это происходит либо вследствие
устранения ряда необходимых условий
для формирования речи (нарушение речевого
общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.),
либо вследствие появления новых “вредоносных”
факторов (резкое увеличение сенсорной
информации, постоянное шумовое окружение,
обилие новых людей в окружении ребенка,
смена языковой среды и т.п.).
Помимо того, что весь период
от 1 до 6 лет считается сензитивным для
развития речи, на этом фоне отмечаются
достаточно ограниченные по времени гиперсензитивные
фазы.
Первая из них относится к периоду
накопления первых слов. Условно это период
от 1 до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой
фазы сводится, с одной стороны, к тому,
что адекватное речевое общение взрослого
с ребенком позволяет ребенку достаточно
быстро накапливать слова, являющиеся
основой для дальнейшего нормального
развития фразовой речи, с другой стороны,
недостаточное речевое общение со взрослым,
соматические и психические стрессы легко
приводят к разрушению формирующейся
речи. Это может проявляться в задержке
появления первых слов, в “забывании”
тех слов, которыми ребенок уже владел,
и даже в остановке речевого развития.
Вторая гиперсензитивная фаза
в развитии речи относится в среднем к
периоду трех лет (2,5-3,5 года). Это период,
когда ребенок активно овладевает развернутой
фразовой речью. То есть, в это время ребенок
делает переход от несимволической к символической
вербализации (от конкретных к отвлеченно-обобщенным
формам общения), от односложных фраз к
комплексным и иерархически организованным
синтаксическим и семантическим структурам.
Именно в этот период резко усложняется
внутреннеречевое программирование.
В этот период речь самого ребенка
становится средством его интеллектуального
и речевого развития. У ребенка трех лет
появляется повышенная потребность в
речевой активности. Он говорит постоянно,
обращается к взрослому с вопросами, инициативно
подключая взрослого в общение с собой.
Любые, главным образом, психические
стрессы в этот период, а также любые виды
сенсорных деприваций могут не только
изменить темп речевого развития (задержку
речевого развития), но и привести к патологии
речи (заикание).
Третий гиперсензитивный период
наблюдается в 5-6 дет, когда в норме формируется
контекстная речь, т.е. самостоятельное
порождение текста. В этот период у ребенка
интенсивно развивается и существенно
усложняется механизм перехода внутреннего
замысла во внешнюю речь. Ребенок в этом
возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен
к качеству речевых образцов контекстной
речи взрослых, с другой стороны, психические
стрессы могут привести к возникновению
речевой патологии (заиканию), а ограничение
речевого общения, низкий уровень речевого
окружения приводят к недостаточной сформированности
монологической речи. В дальнейшем эта
недостаточность плохо компенсируется
и требует специальной помощи.
Критические периоды развития
речи играют роль предрасполагающих условий,
они могут иметь как самостоятельное значение,
так и сочетаться с другими неблагоприятными
факторами – генетическими, общей ослабленностью
ребенка, дисфункцией со стороны нервной
системы и т.д. [3]
§2. Специфика процесса
усвоения родного языка у детей с отклонениями
в развитии
Формирование речи детей раннего
возраста является предметом исследований
ученых в разных областях специальной
педагогики: Н.Д. Шматко – при нарушениях
слуха и разных формах психического дизонтогенеза;
И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько – при двигательных
нарушениях; О.С. Никольской, Е.Р. Баенской,
М.М. Либлинг – при нарушениях эмоциональной
сферы; Е.А. Стребелевой – при органических
поражениях центральной нервной системы;
Ю.А. Разенковой – при последствиях социальной
депривации. [16]
Ребенку с любой формой поражения
речевой функции независимо от того, захватывает
ли поражение центральные механизмы речи,
или только периферические, или то и другое
вместе, предстоит овладеть родным языком
сначала как средством общения, а затем
как средством мышления. Для этого предстоит
пройти сложный путь усвоения языка как
системы, в которой все ее составные части
и элементы (слова, морфы, фонемы и т.п.)
находятся в закономерных отношениях.
Медленно и своеобразно продвигаются
дети с нарушениями развития речи в овладении
родным языком. На каждом этапе они испытывают
определенные трудности в усвоении тех
или иных единиц речи.
Особенности накопления первоначального
словарного запаса
Время появления первых слов
у детей с нарушениями развития речи не
имеет резкого отличия от нормы. Однако
сроки, в течение которых дети продолжают
пользоваться отдельными словами, не объединяя
их в двухсловное аморфное предложение,
сугубо индивидуальны. Полное отсутствие
фразовой речи может иметь место и в возрасте
-2-3 лет, и в 4-6 лет. Первоначальный лексикон
детей включает в себя:
- несколько правильно
произносимых слов в 1-2 слога (состоящих
из звуков раннего онтогенеза
речи);
- контурные слова в 1-2
слога, редко в 3 слога;
- слова-звукоподражания;
- слова-фрагменты названия
предметов, животных;
Например: Люда Б., 2 г. 8 мес.,
общее количество слов — 23.
би-би — называет игрушку-машину
мяу — просит игрушечную кошку
бо-бо — показывает завязанный
пальчик
а'м-а'м — достает из шкафа игрушечную
собачку
бе'-бе' — называет изображение
козлика
но — называет изображение
лошадки
Мариана Т., 3 г. 7 мес., общее количество
слов — 27.
ма — называет мать
па — называет отца
де — называет изображение
девочки
ма — называет изображение
мальчика
ва — Саша (имя отца)
бой — зовет брата (Боря)
у — утка
ни' ва' — нет зайчика
ти — просит птичку
па'па, ди — папа пойдем (хочет
уйти)
Уже первые слова детей могут
сигнализировать о неблагополучном начале
развития их речи: "ма" (вместо мама),
"па" (вместо папа), "ба" (баба)
или слово «мама» относят к отцу и другим
лицам.
Независимо от того, начал ли
ребенок произносить первые слова целиком
или только отдельные части их, необходимо
различать "безречевых" детей по
уровням понимания ими чужой речи. У одних
детей уровень понимания речи (т.е. импрессивная
речь) включает в себя довольно большой
словарный запас и довольно тонкое понимание
значений слов. О таком ребенке родители
обычно говорят, что "он все-все понимает,
вот только не говорит". Однако логопедическое
обследование всегда выявит недостатки
их импрессивной речи. Другие дети с трудом
ориентируются в обращенном к ним словесном
материале.
Яркой особенностью дизонтогенеза
речи выступает стойкое и длительное по
времени отсутствие речевого подражания
новым для ребенка словам. Не исключено,
что у отдельных детей с возрастом вырабатывается
способность повторять за взрослым отдельные
звуки (вплоть до звука р) при полной неспособности
объединить их в самые легкие слова.
Интересной особенностью аномальной
детской речи в этот период ее развития
является стремление ребенка к употреблению
открытых слогов. Стремление "открыть
слог" ярче всего обнаруживает себя
в добавлениях гласных звуков к концам
слов в тех случаях, где слово оканчивается
на согласный. Ребенок как бы достраивает
слово: мяса – мяч, котика – котик.
Укорочение слова за счет опускания
слогов или одного слога является одним
из характерных симптомов, который сопутствует
детям с нарушением речевого развития
в течение долгих лет жизни. По мере развития
речи этот дефект может постепенно изживаться,
но всегда обнаруживает себя, как только
ребенок сталкивается с новой для себя
сложной звуко-слоговой и морфологической
структурой слова: матаней – милиционер.
Первые слова аномальной детской
речи можно классифицировать следующим
образом:
1) правильно произносимые:
мама, папа, дай, нет в т.п.;
2) слова-фрагменты, т.е. такие,
в которых сохранены только
части слова, например, мако –
молоко;
3) слова-звукоподражания, которыми
ребенок обозначает предметы, действия,
ситуацию;
4) контурные слова, или "абрисы",
в которых правильно воспроизводятся
просодические элементы — ударение
в слове, количество слогов;
5) слова, которые совершенно
не напоминают слова родного
языка или их фрагменты.
Для дизонтогенеза речи нередко
характерно расширение номинативного
словаря до 50 и более единиц при почти
полном отсутствии словесных комбинаций.
Однако наиболее частыми случаями являются
такие, когда усвоение первых синтаксических
построений начинается при наличии в активной
речи до 30 слов, но в более старшем возрасте,
чем это имеет место в норме.
Морфологически нечленимое
использование слов — основная закономерность
ранних этапов дизонтогенеза речи. Наступает
момент и в жизни детей с недоразвитием
речи, когда они начинают связывать уже
приобретенные и вновь приобретаемые
слова друг с другом. Однако слова в словосочетаниях
употребляются только в одной форме, так
как словоизменение этим детям недоступно.
Словосочетания включают в себя:
- единичные правильно
произносимые слова из двух, реже
трех, слогов (состоящих из звуков
раннего и среднего онтогенеза
речи);
- контурные слова в 2-3
слога, реже в 4 слога;
- слова — звукоподражания;
- слова — фрагменты
существительных;
- слова — фрагменты
глаголов (значительно меньше, чем
существительных);
- слова — фрагменты
прилагательных;
- слова — фрагменты
прочих частей речи;
- форма именительного
падежа на месте других падежных
форм (единственное число);
- форма именительного
падежа множественного числа (окончание
и) на месте других падежных
форм.
Например: Лариса А., 3 г. 10 мес.
-мам, Авка баби вууу
— мама, Славка с бабушкой уехали.
Характерной чертой употребляемых
словесных комбинаций является то, что
слова, соединяемые в предложения, не имеют
никакой грамматической связи между собой,
хотя внешне отдельные словосочетания
могут быть похожи на правильно оформленные
грамматические построения.
Несмотря на известное разнообразие
значений, которые ребенок желает выразить
в своих высказываниях, он полностью игнорирует
формальные (категориальные) средства
усваиваемого им языка. Хаотичные сочетания
слов, представляющих собой либо их контуры,
либо их части (фрагменты), вместе со словами-звукоподражаниями
используются ребенком только в одной
какой-либо форме.
На этом этапе развития ребенок
не способен изменять слова: мама — маму
— маме; или пить — пей — пьет; кукла —
куклу — куклы.
Существительные и их фрагменты
используются преимущественно в именительном
падеже, а глаголы и их фрагменты в инфинитиве
и повелительном наклонении или без флексий
в изъявительном наклонении.
Одни дети имеют крайне убогий
глагольный словарь, заменяя названия
действий одним общим словом "деи"
(делает), другие знают несколько названий
действий, но и в том, и в другом случае
в лексиконе ребенка отсутствуют окончания
изъявительного наклонения -ет, -ит и др.
Дети с нарушенным развитием
речи длительно и стойко не замечают грамматической
изменяемости слов родного языка, вовлекая
все новые и новые слова и их фрагменты
в различные сочетания между собой. [9]
В норме морфологические элементы
слов начинают опознаваться и вычленяться
при накоплении детьми небольшого словарного
запаса. Примечательно, что разряд слов
— названий действий, т.е. глаголов, составляет
1/2 часть от разряда слов — названий предметов,
т.е. существительных.
При нарушениях развития речи
глагольный словарь ничтожно мал по отношению
к довольно обширному предметному словарю.
Предметный словарный запас ребенка оказывается
как бы переобогащенным по отношению к
этапу его речевого развития. В то же время
этот словарный запас всегда недостаточен
для календарного возраста детей,
По данным А.Н. Гвоздева к 1 году
11 месяцам запас глаголов составил 50 слов,
из них первоначально употреблялись только
в повелительном наклонении.[6]
При нарушениях развития речи
морфологическое членение слов или накопление
специализированных форм обозначения
с помощью грамматических элементов чаще
всего не имеет характера резкого скачка,
как это наблюдается в норме.
Своеобразие грамматического
изменения слов при нарушенном развитии
речи. Первые грамматические формы слов
или начальные этапы овладения словоизменением
у этих детей характеризуются:
- правильно произносимыми
словами в 2-3 слога;
- контурными словами в
2-4 слога;
- случаями использования
падежных окончаний, а у глаголов
окончаний 3-го лица, изъявительного
наклонения настоящего времени;
- крайне редким использованием
слов — звукоподражаний;
- словами — фрагментами
существительных;
- словами — фрагментами
глаголов и их некорректными
формами;
- формами именительного
падежа единственного и множественного
числа на месте других падежных
форм;
смешениями падежных форм;
- наличием прилагательных,
числительных и других частей
речи. (гвозд)
Если при нормальном развитии
речи однажды воспроизведенная форма
быстро "захватывает" ряды слов и
дает большое количество случаев образований
форм слов по аналогии, то при нарушениях
речевого развития дети не способны использовать
"подсказывающий" образец слов. А
поэтому в грамматическом оформлении
одних и тех же синтаксических построений
имеются непредвиденные колебания. [19]