Теория речевых актов : риторический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 12:00, творческая работа

Описание работы

1. Становление теории речевых актов
2. Понятие речевого акта
3. Понятие речевой интенции
4.Типология речевых актов

Файлы: 1 файл

Тема 3 Теория речевых актов-рит.аспект.pptx

— 370.61 Кб (Скачать файл)

 

Примеры бытовых клятв:

«Провалиться мне на этом месте»

«Чтоб я с этого места не сошел»

«…или я не <имя клянущегося>»

 

Поскольку клятва даётся при свидетелях, её соблюдение влияет на социальный статус клянущегося.

 

 

Формулировки типа «зуб даю» и т.п. в отдельных социумах (напр., в уголовной среде) в случае несоблюдения клятвы могут восприниматься буквально.

Ср. смысловые эквиваленты : без базара,  без балды, непременно, век свободы не видать,  железно, как пить дать,    мамой клянусь, не я буду,  головой отвечаю,   я не я буду, гадом буду, разрази меня гром и т.п

 

 

2

Клятва — торжественное заверение.

«Я не оскверню этого священного оружия и не покину в беде моего товарища.

Я передам потомкам отечество не униженным или уменьшенным, но возросшим и в положении улучшенном сравнительно с тем, в каком я его наследовал.

 Я буду почитать решения мудрых.

Я буду повиноваться законам, которые были или будут народом приняты, и если кто вздумает нарушить их, я не должен того допускать, и стану защищать их, все равно придется ли мне делать это одному или будут со мною другие.

 Я буду чтить верования».

 

Нельзя поклясться, не произнеся «Клянусь».

     Клянусь я первым днём творенья

     Клянусь его  последним днём

     Клянусь позором  преступленья

     И правды вечной торжеством… 

              (М.Ю. Лермонтов. Мцыри). 

Произнесение клятвы – перформативный   речевой акт, обладающий юридической перспективой.

 Нарушающего клятву «постигает суровая кара закона».

 Клятва – д е л о, а не слово. 

 

 

 

3) директивы –

 речевые побуждающие акты, напр.:

Встать! Суд идет! 

К этому классу относятся запреты, разрешения, рекомендации, инструкции и др. виды побудительных речевых актов.

 

Ср.: приказ (акт) и требование (речевое действие)

при приказе статус говорящего должен быть выше статуса слушающего,

При требовании статус не играет роли : мы не можем потребовать от нашего начальника, чтобы он был с нами вежлив, но не можем ему это приказать.

 

 

 

4) экспрессивы –

 речевые акты, с помощью которых  говорящий выражает благодарность, огорчение, соболезнование, поздравление и т.д.;

напр.:

Очень приятно!

Интенция экспрессивов -  выразить эмоциональное состояние говорящего как реакцию на ситуацию.

 

  ср. рус. Извините! – форму повелительного наклонения глагола с его английским эквивалентом – речевое действие.

 Sorry!, по форме – прилагательным со значением 'огорченный', - речевой акт.

англ. Thanks (букв. 'благодарности') и русская форма  Спасибо, восходящая  к пожеланию «Спаси [тебя/вас] Бог!».

 

5) декларативы  - декларируя некоторую ситуацию  существующей, речевой акт тем самым делает ее существующим в реальном мире.

 Примеры деклараций: 

назначение на пост,

объявление войны или перемирия, отлучение от церкви,

посвящение в рыцари,

прием в партию, присвоение звания человеку или имени учреждению и т.п.

 

 

 

 

 

Декларации – отличается от остальных четырех типов  по параметру связи с внеязыковыми институтами.

 Говорящий обладает определённым социальным статусом и потому способен изменить статус какого-либо лица.

 

 

6) интеррогативы –

акты-запросы информации, напр.:

 К какой языковой семье принадлежит киргизский язык?

 

 

 

 

Данная типология , как и большинство других классификаций языковых явлений, не дает разбиения множества на непересекающиеся классы.

  Существуют речевые акты, обладающие признаками, характерными для разных иллокутивных классов, и образующие, так сказать, «смешанные» типы.

 

 

Например, приглашение является одновременно и директивом, поскольку говорящий побуждает адресата прийти в определенное место, и комиссивом, поскольку тем самым говорящий связывает долгом либо лично, либо через посредство других лиц обеспечить приглашаемому должный прием.

 

 

Жалоба (например, девочки учителю на одноклассника, дергающего ее за косички) является одновременно и констативом, поскольку связано с реальной ситуацией, и экспрессивом, поскольку выражает эмоциональное состояние говорящего , и директивом, покольку интенция – не просто проинформировать адресата, а побудить его к принятию соответствующих мер.

 

 

 

 

Спасибо за внимание!


Информация о работе Теория речевых актов : риторический аспект