Тест по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:59, тест

Описание работы

1. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: __________ – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда. a) Анафора
2. Укажите фигуру речи, которой соответствует определение: __________ – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого ими впечатления. a) Градация

Файлы: 1 файл

Рус. яз прав.тест.doc

— 588.50 Кб (Скачать файл)

b) научно-популярный стиль; рассуждение и описание 
c) публицистический стиль; повествование и рассуждение 
d) художественный стиль; рассуждение

 

12. Определите стиль и тип речи. 
 
          Во всей мировой литературе я не знаю более близкого духовного родства, чем родство этих двух гениев. 
          Вся жизнь Лермонтова вплоть до его трагической гибели была прямым продолжением жизни Пушкина. 
          Едва умолк выстрел на Черной речке, как всю Россию потрясли, словно мощнейшее землетрясение, стихи Лермонтова «Смерть поэта», и яростное горе потери, неистовая жажда возмездия сделали никому не известного юношу великим русским поэтом, видным со всех сторон Отечества, достойным преемником пушкинской музы. 
          В эту минуту Пушкин как бы стал Лермонтовым, чтобы потребовать высшего суда над надменными потомками «известной подлостью прославленных отцов». 
          По словам Блока: «Отлетевший дух Пушкина как бы снизошел на Лермонтова. В этом году его дар совершенно окреп и определился; поэт претворил в себе все влияние литературы и жизни и стал самим собой». 
          Блок очень точно заметил: «В эту минуту наивысшего духовного напряжения, высшего, почти нечеловеческого прозрения, осененный Пушкиным Лермонтов «стал самим собой». Стать самим собой, казалось бы, так легко, а на самом деле нет ничего труднее для человека – стать самим собой!» 
          Трудно сказать, как бы сложилась поэтическая судьба Лермонтова, не будь этого стихотворения, поднявшего поэта на такую великую высоту. Это загадка. 
(по Н. Доризо) 
a) публицистический стиль; рассуждение и повествование

b) разговорный стиль; рассуждение и описание 
c) публицистический стиль; описание 
d) художественный стиль; повествование

 

13. Определите стиль и тип речи. 
 
          Некоторые люди панически боятся жаб, не могут преодолеть отвращения к ним. А страшны ли они? Присмотритесь внимательно. 
          У них удивительно выразительные, «умные» глаза. У глаз подвижные веки, зрачок круглый, черный, а радужная оболочка золотистая или серебристая. Кожа на туловище у жаб не покрыта слизью и никакого дурного запаха не издает. В своих движениях жабы несколько медлительны, как бы неуклюжи, прыгают они не так ловко и проворно, как лягушка, но в целом их туловище совсем не безобразно. Когда жаба  прижмется к пеньку, камню или затаится среди наземной зелени, вид у нее просто привлекательный. 
          Почему же у людей поднимается на жаб рука с камнем или палкой? Объяснить это можно только полной безграмотностью в отношении к живой природе, отсутствием необходимого уважения ко всему живому. 
 
(И. Сосновский) 
a) научно-популярный стиль; рассуждение и описание 
b) научный стиль; рассуждение 
c) художественный стиль; описание и повествование 
d) публицистический стиль; повествование

14. Определите стиль и тип речи. 
 
          Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. Первые иконы были привезены готовыми. Это бесспорно. В числе их икона «Владимирская Божья матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Писал ее, по преданию или по легенде, евангелист Лука. Надо полагать, не одну икону привезли из Византии на Русь. Но столько, чтобы хватило оснастить первые храмы. Привезенные иконы можно было размножить для все новых и новых церквей, развозя их из Киева в глубину Руси. Но одних образцов мало. Нужны были живые учителя, тем более они нужны были для писания фресок. 
          Жесткая, суровая, аскетическая манера письма постепенно смягчалась и, можно сказать, очеловечивалась русскими мастерами. Вместо сухого канона и догмы появилось живое чувство непосредственности, первородство восприятия, радость открытия, торжество умения. 
          После Куликовской битвы к этому присоединилось также могучее чувство самосознания. 
 
(В. Солоухин) 
a) публицистический стиль; повествование и рассуждение

b) официально-деловой стиль; рассуждение 
c) научный стиль; описание и повествование 
d) художественный стиль; описание

 

15. Определите стиль и тип речи. 
 
          Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как они хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди по золотому ковру. 
          Как же снять? Как поймать это дыхание осени? Кажется, листья падают не беззвучно. Кажется, полет сопровождает какая-то музыка. Бом-бом. Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке. Один ли я ее слышу? 
          Нет. Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает золотой хоровод. Вспоминаю. Скорее, скорее снимать. Поймать хоть отрывок музыки листопада. 
 
(По В. Пескову) 
a) художественный стиль; описание 
b) разговорный стиль; повествование 
c) публицистический стиль; рассуждение 
d) научно-популярный стиль; описание

16. Определите стиль и тип речи. 
 
  Каждому человеку совершенно необходимо уметь нравиться, но искусством этим овладеть нелегко. Вряд ли его можно свести к определенным правилам, и твой собственный здравый смысл и наблюдательность подскажут тебе больше, нежели мои советы. 
  Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе, – вот самый верный способ нравиться людям, какой я только знаю. Внимательно подмечай, какие черты тебе нравятся в людях, и очень может быть, что то же самое в тебе понравится и другим. Если тебе приятно, когда люди внимательны и чутки к твоему настроению, вкусам и слабостям, можешь быть уверен, что внимательность и чуткость, которые ты в подобных же случаях выкажешь другим, будут им также приятны. Сообразуйся с тоном, господствующим в обществе, и не старайся задать ему свой. Будь серьезен, весел, даже легкомыслен, шути – в зависимости от того, какое будет в эту минуту настроение у всей компании. Именно так каждый отдельный человек должен вести себя по отношению к обществу, окружающему его. Не надо докучать собравшимся, рассказывая какие-нибудь истории, это – самое нудное и неприятное, что только может быть. Если ты случайно знаешь какой-нибудь очень коротенький рассказ, имеющий прямое отношение к предмету, о котором в данную минуту идет речь, расскажи его как можно короче. 
                              (По Ф.Честерфильду) 
a) разговорный стиль; описание и повествование 
b) художественный стиль; описание 
c) научный стиль; описание 
d) публицистический стиль; рассуждение

17. Определите стиль и тип речи. 
 
Узуальные нормы – это, как представляется, наиболее изменчивый аспект функционирования языковой системы. Так при сравнении современного русского языка с языком пушкинской эпохи становится очевидным, что в то время, как инвентарь грамматических форм остался практически неизменным, нормы словоупотребления претерпели весьма существенные изменения. Описанию некоторых узуальных сдвигов в употреблении слов, связанных с нормами лексической сочетаемости, посвящено это исследование. 
a) научный стиль; описание  
b) художественный стиль; описание 
c) публицистический стиль; рассуждение 
d) официально-деловой стиль; повествование

18. Определите стиль и тип речи. 
  
 Еще в 90-х годах при помощи магнитно-резонансных исследований было установлено, что мозг мужчин и женщин функционирует по-разному.  
 Правая и левая стороны мозга соединены пучком нервов, который называют «мозолистое тело». Представьте, что у вас на плечах два компьютера, соединенных кабелем. Этот кабель и есть «мозолистое тело». Он позволяет одной стороне мозга сообщаться с другой и дает возможность двум полушариям обмениваться информацией. У женщин «мозолистое тело» больше, чем у мужчин, и женщина имеет на 30% больше соединений между правой и левой сторонами. Так научно доказано, что, работая над одной и той же задачей, мужчины и женщины используют разные полушария. Результатом большого количества соединений является способность женщин вести несколько не связанных друг с другом дел и более беглая речь. 
 Поскольку женщины используют во всякой деятельности обе стороны мозга, многие из них путают правую и левую стороны. Около 50% женщин не могут мгновенно сказать, какая рука правая, а какая левая, определяют это по кольцу или другой примете. Мужчины оперируют какой-то одной стороной мозга и поэтому безошибочно определяют стороны.

 
a) научно-популярный стиль; повествование и описание

b) официально-деловой  стиль; рассуждение 
c) художественный стиль; описание 
d) разговорный стиль; повествование и описание

 

19. Определите стиль и тип речи. 
 
К моменту нашего рождения (вопреки расхожим постулатам XX века о том, что мы появляемся на свет с девственно чистым умом, а наши родители, учителя и среда диктуют нам наши предпочтения и выбор) мозг уже загружен, будто компьютер, набором как базовых, так и вспомогательных программ. Базовая матрица человеческого ума и тела – женская. То есть мы все начинаем свою жизнь девочками. И только в 6-8 недель после зачатия бесполый эмбрион начинает превращаться в девочку или мальчика. Здесь все зависит от количества половых гормонов – женского эстрогена и мужского тестостерона. Но время от времени случается так, что женский эмбрион в этот момент получает значительную дозу мужских гормонов, в результате чего рождается девочка с мужским складом ума. И наоборот. 
Считается, что от 80 до 85 процентов мужчин имеют мужской склад ума. Оставшиеся 15-20 процентов мужчин обладают в той или иной степени феминизированным умом. Среди девочек и женщин – 90 процентов с мозгом, запрограммированным на женское поведение. А 10 процентов имеют мозг, ориентированный на мужской стиль поведения.  
a) научно-популярный стиль; описание

b) разговорный стиль;  повествование и описание 
c) официально-деловой стиль; рассуждение 
 
d) художественный стиль; описание

 

20. Определите стиль и тип речи. 
 Гений, любил говорить Эдисон, это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. Почти в каждом человеке заложены потенциально неограниченные умственные способности. По мнению физиологов, при современных методах воспитания используется не более одной десятой возможностей мозга как мыслительного органа. При этом люди настолько различны, настолько индивидуальны, что каждый из нас в чем-то выдающаяся, неповторимая личность. К сожалению, далеко не всегда личность находит свое призвание. Интеллект, как и любое другое свойство человека, формируется под воздействием человеческих факторов и факторов окружающей среды. Однако здесь возникает главный вопрос: в какой степени интеллектуальные способности обусловлены наследственностью, а в какой окружающей средой? То, что ум – врожденное качество, убедительно подтверждается такими наблюдениями. Приемные дети были усыновлены при рождении и никогда не видели родных матерей. Когда они стали взрослыми, были измерены их «коэффициенты интеллектуальности», которые затем сравнили с «коэффициентами» их биологических и приемных родителей. Оказалось, что умственные способности приемыша соответствуют умственным способностям тех, кто его родил. Учеными сделан вывод, что приблизительно на восемьдесят процентов умственное развитие обусловлено генетическими причинами и только на двадцать – окружающей средой. А зависит ли этот «коэффициент интеллектуальности» от пола человека? Исследования показали, что мужчины и женщины обладают примерно одинаковым уровнем умственного развития, хотя есть и некоторые различия. Мужчины, как правило, лучше справляются с цифровыми и пространственными задачами, женщины же лучше решают словесные задачи и тексты на запоминание. 
a) научно-популярный стиль; повествование и рассуждение

b) художественный стиль;  рассуждение 
c) разговорный стиль; описание 
d) официально-деловой стиль; повествование

 

Тест 39. Теоретические основы культуры речи

 

1. Русский литературный  язык – это… 
a) образцовая форма национального языка

b) совокупность письменного,  устного языка и диалектов 
c) книжно-письменный язык 
d) язык литературных произведений

 

2. Укажите признаки, характеризующие  литературный язык: 
1) наличие письменности 
2) традиционность 
3) функциональная дифференциация 
4) нормированность и кодификация 
5) противопоставленность устной и письменной форм 
a) 1,2,4,5 
b) 1,2,3,5 
c) 2,3,5 
d) 1,2,3,4,5

3. Нормы литературного  языка… 
a) складываются в результате длительного употребления и сознательного отбора  
b) существуют неизменно в течение последних 300 лет 
c) складываются стихийно 
d) произвольно выбираются учеными и законодателями

4. Кодификация норм литературного языка – это… 
a) закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях  
b) следование им всех образованных людей 
c) обучение им в специальных учебных заведениях 
d) изучение и выбор отдельных вариантов в качестве единственно верных

5. Нормы русского литературного  языка… 
a) динамичны, подвижны  
b) подвергаются реформе каждые 40 лет 
c) категоричны, не знают исключений 
d) статичны, неизменны

6. Императивные нормы… 
a) строго обязательны к исполнению

b) действуют только  в книжных стилях 
c) допускают нарушение в определенных ситуациях 
d) предполагают возможность выбора одного из вариантов

 

7. Диспозитивные нормы… 
a) предполагают возможность выбора одного из вариантов 
b) строго обязательны к исполнению 
c) действуют только на лексическом уровне языка 
d) допускают нарушение в определенных ситуациях

8. Пуризм – это… 
a) неприятие всяких новшеств и изменений в языке или прямое их запрещение  
b) стремление обновить язык путем заимствований 
c) неприятие всего нового 
d) учение о нормах литературного языка

9. К книжно-письменной  разновидности русского литературного  языка относятся… 
a) все тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и художественной литературы 
b) все тексты, существующие в письменной форме 
c) только тексты научного и официально-делового стилей 
d) все тексты за исключением просторечных и диалектных

10. К разговорной разновидности  русского литературного языка  относятся… 
a) тексты, предназначенные для неофициального, непринужденного общения  
b) только устные тексты, предназначенные для восприятия на слух 
c) только устные тексты публицистического и научного стилей 
d) только просторечные диалоги

11. В разговорной речи  действие норм литературного  языка… 
a) ничем не отличается от письменной речи 
b) существенно отличается от речи письменной 
c) обедняет тексты, лишая их экспрессивности 
d) отсутствует

12. Просторечие… 
a) не входит в литературный язык 
b) представляет собой разговорную разновидность литературного языка 
c) является частью литературного языка 
d) является территориальной разновидностью языка

13. Диалекты – это… 
a) местные разновидности русского языка

Информация о работе Тест по "Русскому языку и культуре речи"