Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 00:11, тест
Паронимами называют слова, сходные по звучанию и написанию, но различные по значению. Например, слова виноградный и виноградарский, шуточный и шутливый, гористый и горный являются паронимами. Группы слов – паронимов, сопряжённых по семантическому значению, называют патронимическими рядами. Устно прокомментируйте значение слов – паронимов в скобках и правильно употребите их в данных словосочетаниях.
1. (Лебединая, лебяжья) песня – лебединая песня.
(Лебединый, лебяжий) пух – лебяжий пух.
Заруби себе на носу, что все, пешеходы и водители, обязаны соблюдать правила дорожного движения.
Каждый великий человек свой путь начинал с азов.
После подписания всех документов банкир понял, что дело в шляпе.
Теперь дело в шляпе – мы наконец-то сдали все экзамены и можем отправиться в долгожданную поездку на отдых.
Сзади тихонько подошёл незнакомец, словно тать в ночи.
Как хочется, чтобы всё шло гладко, хорошо, без сучка и задоринки.
Чтобы не попасть в переплёт, я заранее обдумываю свои слова и поступки.
Тест №32.
Фразеологизмы в форме словосочетания – II.
Прочитайте следующие фразеологизмы. Объясните их значение и этимологию. Укажите, какие из приведённых фразеологизмов являются архаизмами, а какие широко употребляются в современной разговорной речи.
2) наверх, на поверхность земли (спец., горн., шахт.; совр. разг.речь).
2) фраза о какой-либо подозрительной, мошеннической конторе, организации (ирон., разг., шутл.; совр. разг. речь).
Тест №33.
Фразеологизмы в форме предложения.
Прочитайте
следующие фразеологизмы и
Тест №34.
Фразеологическая синонимия.
Прочитайте следующие фразеологические единицы; устно прокомментируйте их значения и замените их фразеологизмами с синонимичным значением.
Тест №35.
Фразеологическая антонимия.
Прочитайте следующие фразеологические единицы, устно прокомментируйте их значения и замените их фразеологизмами с противоположным значением:
Тест №36.
Числительные в составе устойчивых словосочетаний.
Прочитайте следующие устойчивые словосочетания с числительными и объясните их значение. Составьте собственные предложения с каждым из словосочетаний.
Осужденный Н. был первой скрипкой в уголовной банде.
Петрович является первой скрипкой на заводе – как он решит, так оно и будет.
Эта идея отошла на второй план.
Я узнал эту новость из третьих рук.
Этот актёр в театре всегда на вторых ролях.
Ваня – первый ученик в классе, он показывает отличные результаты по всем предметам.
Данный товар первого сорта.
Ямщик считал, сидящих на паперти людей, людьми третьего сорта.
Плескаясь в тёплом море, дети были на седьмом небе от счастья.
Тест №37.
Деепричастия в составе устойчивых словосочетаний.
Прочитайте следующие устойчивые словосочетания с деепричастиями совершенного вида и объясните их значение.
Составьте собственные предложения с каждым из словосочетаний.
Мальчик смотрел представление, разиня рот.
Фермер был очень толковый, расчетливый мужик и вел хозяйство не разиня рот.
Ученик нёся по коридору, сломя голову.
Уходя на работу я не закрыл кран, и вспомнив об этом, мчался домой, сломя голову.
Я уезжал из родной деревни, скрепя сердцем.
Эту редкую книгу мой друг отдавал мне почитать, скрепя сердце.
Парень кинулся в реку спасать тонущего ребенка, очертя голову.
Мальчик, очертя голову, бежал к обрыву.
Сидоров после выходных работал, спустя рукава.
Не стоит относиться к порученному делу спустя рукава.
Тест №38.
Значение фразеологизмов –I.
Прочитайте следующие фразеологические единицы, устно прокомментируйте их значение и выберите правильный вариант толкования.
1. Ломать подушку -
а) менять наволочку;
б) спать, отдыхать;
в) взбивать подушку перед сном.
2) Быть не в своей тарелке -
а) заглядывать в чужую тарелку;
б) вести спор о том, в чём не понимаешь;
в) быть не в себе, чувствовать себя неуютно.
3. Видать виды –
а) делать осмотр достопримечательностей;
б) иметь большой, жизненный опыт; многое испытать в жизни;
в) не желать вмешиваться во что-либо.
4. Семь пядей во лбу –
а) о красивом человеке;
б) о высоком человеке;
в) об умном человеке.
5. Не находить (себе) места –
а) быть в состоянии крайнего беспокойства, волнения;
б) остаться без места за праздничным столом;
в) вести распутный образ жизни.
6. Рассыпаться мелким бесом –
а) заискивать; пытаться угодить кому-либо;
б) вести очень подвижный образ жизни;
в) сквернословить.
7. Курить/жечь фимиам –
а) напрасно обидеть кого-либо;
б) уступать кому-либо;
в) грубо льстить кому-либо.
8. Переливать из пустого в порожнее –
а) работать без увлечения, кое-как;
б) вести пустые, бесцельные разговоры;
в) трудиться без видимого результата.
9. Загибать салазки кому-либо –
а) вести себя жестоко по отношению к кому-либо;
б) добиваться своего всеми способами;
в) бессовестно лгать кому-либо.
10. Возводить тень на плетень –
а) попытаться забыть старые обиды;
б) говорить загадками, недоговаривать;
в) пытаться испортить чью-либо репутацию.
11. Труса праздновать –
а) бежать с поля боя; проиграть сражение;
б) преждевременно праздновать победу;
в) испугаться; повести себя малодушно.
12. Выжигать калёным железом –
а) стараться полностью искоренить что-либо;
б) создать себе или кому-либо определённую репутацию;
в) спасти положение в последний момент.
Составьте
не менее двух предложений
с каждым фразеологическим
1. Мой брат раннему утреннему подъему предпочитает ломать подушку.
Как иногда хочется подольше ломать подушку.
2. В этом обществе я был не в своей тарелке.
Девушка чувствовала себя в этом новомодном наряде не в своей тарелке.
3. Старик, указавший нам дорогу, был очень опытным, видавшим виды человеком.
Посреди
комнаты стоял старинный,
4. Мой коллега
– очень эрудированный человек,
Будь ты хоть семи пядей во лбу, всего на свете знать невозможно.
5. Каждый год абитуриенты. Поступающие в МГУ, не находят себе места, ожидая