Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 00:11, тест
Паронимами называют слова, сходные по звучанию и написанию, но различные по значению. Например, слова виноградный и виноградарский, шуточный и шутливый, гористый и горный являются паронимами. Группы слов – паронимов, сопряжённых по семантическому значению, называют патронимическими рядами. Устно прокомментируйте значение слов – паронимов в скобках и правильно употребите их в данных словосочетаниях.
1. (Лебединая, лебяжья) песня – лебединая песня.
(Лебединый, лебяжий) пух – лебяжий пух.
результатов вступительных экзаменов.
Начинающий актер перед выходом на сцену не находил себе места от волнения.
6. Придворные
рассыпались мелким бесом
Чтобы получить повышение по службе, иногда приходится рассыпаться мелким бесом перед начальством.
7. Высокопоставленный чиновник привык к тому, что ему всегда курили фимиам.
Человеку не пристало курить фимиам сильным мира сего.
8. Соседи по коммуналке часто собираются на кухне и болтают, переливая из пустого в порожнее.
Разговор был ни о чем, так – переливание из пустого в порожнее.
9. Ученик ловко загибался салазки учителю, объясняя причину своего опоздания.
Мой друг – большой фантазер и, рассказывая о своих приключениях, запросто может загнуть салазки.
10. Не стоит возводить тень на плетень.
Он наводил тень на плетень из лучших побуждений, сам, будучи уверен в своей правоте.
11. Когда пришло
время отвечать за свои
Если врага долго не видно на поле боя, это еще не значит, что он труса празднует, - может, что-то замышляет.
12. Невежество нужно выжигать каленым железом.
Командир взвода пообещал выжигать каленым железом всякое нарушение воинской дисциплины.
Тест №39.
Значение фразеологизмов –II.
Прочитайте следующие словосочетания и снабдите каждое фразеологическим сочетанием с синонимичным значением.
Тест №40.
Замена фразеологизмов – III.
Прочитайте
следующие предложения и
«А то же прочитай, что гоф-диннер, - пускал пыль в глаза толстяк, - мало чем меньше тафельдекера, а то и больше того…».
Татьяна Николаевна пришла в восхищение от нашего предложения.
Ваши упрёки мне уже в зубах навязли.
Посоветуйте ему, мамаша, следующий раз держать себя в руках.
«Выкинь это из головы», - строго сказал отец.
Митюша делал вид, что засыпал, но на самом деле всё мотал себе на ус.
Не буду больше с ним. Не человек, а зверюга какой-то, с ним не жизнь, а каторга.
А вот именно теперь нам необходимо задать себе вопрос: на чьей ты стороне?
Это же тот самый Филипп, который меня обвёл вокруг пальца, обобрал до нитки.
Мне то что? Я мелкая сошка, могу и посторониться.
Давайте будем благоразумнее и будем держать язык за зубами.
Она властно подняла руку, гневно сверкнула глазами и сказала: «Я всегда держу своё слово».
Тест №41.
Субстантивные (именные) фразеологические единицы.
Прочитайте следующие субстантивные фразеологические единицы и устно прокомментируйте их значения. Составьте с указанными фразеологизмами по одному предложению.
У моей соседки очень длинный язык.
Ты ленивец да коптитель неба, даром хлеб ешь.
Он думает, что всё на свете крутится вокруг него и возомнил себя пупом земли.
Твоя подруга – змея подколодная, очень плохо на тебя влияет.
Что же ты натворил, дубовая твоя башка?
Эта актриса – звезда первой величины на театральной сцене.
Ох и зловредная же эта старая карга – моя соседка!
Не обращайся к нему с просьбой, он ничем тебе не поможет, так как он всего лишь мелкая сошка в этой конторе.
Тест №42.
Глагольные фразеологические единицы.
Прочитайте
следующие глагольные фразеологические
единицы и устно прокомментируй
Ради этого и огород городить не стоит.
Если будешь поддерживать отношения с нужными людьми, то будешь как сыр в масле кататься.
От твоих проделок все уже волком воют.
Задержанная, из
вас может выйти хорошая актрис
Я кривил душой, соглашаясь с попутчицей о прелестях её фигуры, ведь моя жена стройнее.
Моя подруга обязательно выполнит своё обещание – она слов на ветер не бросает.
Иди на экзамен смело, не надо праздновать труса.
Целый день я работала на огороде, не разгибая спины.
Тест №43.
Речевые ошибки во фразеологизмах - I.
Фразеология (идиомы, пословицы, поговорки и т.п.) составляет основной культурно-исторический слой любого языка. Однако очень часто фразеологизмы используются в речи с ошибками. Всё это приводит к контаминации, т.е. искажению нормированного языка. Прочитайте следующие фразеологические единицы. Укажите среди них те, в которых допущены ошибки, и произведите необходимые исправления.
ТЕСТЫ «ОРТОЛОГИЯ».
НОРМАТИВНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ СЛОВА.
Ортология частей речи. Имя существительное.
Тест №1.
Род имён существительных – I.
Существительные русского языка относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему.
Определение рода некоторых существительных иногда может вызвать затруднения. В таких случаях следует обращаться к справочной литературе – словарям, имеющим пометы о роде того или иного существительного.
Прочитайте следующие существительные и определите, какие из них относятся:
а) к мужскому роду: ягдташ, шампунь, толь, вестибюль, бюллетень, рояль, штемпель, домишко, хвостище, умишко.
б) к женскому роду: вуаль, канитель, оттепель, панель, вьюга, герань, мозоль, терраса.
в) к среднему роду: шоссе, регби, плиссе, хождение, ушко, искусство, повидло, горюшко, пожарище, толокно.
Тест № 45.
Род имён существительных – II.
Прочитайте следующие словосочетания и согласуйте прилагательное с именем существительным.
Тест №2.
Существительные общего рода – I.
Некоторые существительные
в русском языке относятся
к мужскому роду, если обозначают лиц
мужского пола или к женскому роду,
если обозначают лиц женского пола.
Такие существительные
Прочитайте следующие слова и укажите, какие из них являются существительными общего рода.
Плакса, злюка, неряха, неженка, работяга, непоседа, недотрога, неумеха – являются существительными общего рода.
Философ, вояка, лаборант, официант, турист, скульптор, профессор, человек, врач существительные мужского рода.
Детвора – существительное женского рода.
Тест №47.
Существительные общего рода – II.
Как уже говорилось ранее, существительные общего рода – это существительные, которые могут быть как мужского, так и женского рода в зависимости от рода субъекта, к которому они относятся. Прочитайте следующие предложения и согласуйте прилагательные с именем существительным.
Тест №3.
Определение рода имён существительных – аббревиатур.
Прочитайте следующие имена существительные – аббревиатуры и определите их род. Каким принципом вы руководствовались.