Учет особенностей аудитории как важный аспект ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 18:58, реферат

Описание работы

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Учет особенностей аудитории как важный аспект ораторского искусства…………………………………………………………………………3
Выводы…………………………………………………………………………7
Список использованных источников………………………………………...9

Файлы: 1 файл

риторика реферат.docx

— 29.70 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………2

1. Учет особенностей аудитории как важный аспект ораторского искусства…………………………………………………………………………3

Выводы…………………………………………………………………………7

Список использованных источников………………………………………...9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Это способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Для интеллигентного человека, отмечал А. П. Чехов, дурно говорить должно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать.

Безусловно, самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи - это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается "своими" делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учет особенностей аудитории как важный аспект ораторского искусства

 

Составление характеристики предполагаемой аудитории - непременный этап разработки замысла речи. Умение точно определить характеристики аудитории позволяет говорящему более точно выбирать нужный жанр в схожих ситуациях.

Для того, чтобы аудитория стала единомышленником оратора, прежде всего необходимо научиться производить точный и полный анализ будущей аудитории, помогающий выработать правильную стратегию речи. Вопрос о том, перед кем будет произноситься речь, - один из важнейших для риторики. Ему должно быть уделено много самого пристального внимания.

Все параметры анализа аудитории можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные параметры не зависят от оратора и его речи, являются неотъемлемым признаком аудитории.

1. Демографическая характеристика, в свою очередь включает:

  • естественные черты: пол, возраст, национальность, общий уровень образования и культуры;
  • социальное положение (рабочие, крестьяне, интеллигенция, новые русские и т. п.) и должность (чиновники, учителя, руководящие работники и т. п.), поскольку социальная и экономическая характеристики часто оказывают существенное влияние на взгляды, вкусы и убеждения людей. Сюда же относится выявление ситуативных групп, связанных с состоянием общества, государства (например, беженцы).

Не все эти характеристики всегда бывают одинаково важны. Если на совете обсуждается новый устав института, то пол и национальность собравшихся не очень повлияют на речь оратора, но важно будет учесть социальный статус слушателей (преподаватели - студенты - технические работники). Однако если в студенческой группе оратор захочет разъяснить социальную политику правительства, то пол и возраст собравшихся окажутся для него наиболее важными параметрами. Об уровне образования и культуры необходимо подумать в речи на любую тему.

2. Интеллектуальная характеристика. Сюда относятся параметры, описывающие  знания и убеждения аудитории. В зависимости от темы речи  и ситуации здесь могут быть  актуальны три аспекта:

  • если выступление посвящено серьезному вопросу, можно определить уровень профессиональной подготовки слушателей, вообще уровень знаний по предмету речи (специалисты -- неспециалисты);
  • если выступление политического характера, определяем преимущественную политическую ориентацию слушателей (например, коммунисты) или особенности их мировоззрения (например, верующие);
  • в некоторых случаях можно учесть специфику увлечений аудитории (например, отмечаем, что перед нами футбольные болельщики, филателисты, владельцы собак и т. п.) и т. д.

3. Количественная характеристика  одна из самых важных, пожалуй, характеристик: какое количество  слушателей предполагается и  в какой мере они знакомы  выступающему. По количеству участников общения различают: а) межличностное

б) групповое

в) публичное

г) массовое общение.

Межличностное общение имеет место в тех случаях, когда индивидуальные черты слушателя могут быть так или иначе просчитаны и учтены в речи. Здесь возможно две ситуации.

В первом случае говорящему известны не только общие демографические, культурные и прочие характеристики слушателя, но и его вкусы, привычки, настроения, и эти сведения можно использовать в речи.

Во втором случае говорящий обращается к носителю определенной роли и лично с ним не знаком (типичный случай такого общения беседы с чиновниками разных уровней): «в этом случае индивидуальные черты заранее не известны, однако кое-что о личности собеседника можно вывести из его роли и внешнего вида, а остальное скорректировать, ориентируясь на его реакцию»

На этот вид общения в основном рассчитаны такие жанры как письмо, просьба, поручение.

Групповое общение выделяется в тех случаях, когда оратор ориентируется не на индивидуальные, личностные, а на социальные черты слушателей (студенты, коллеги, члены определенной партии), объединенных работой, увлечениями, ситуацией и т. д. Число слушателей может колебаться в очень широких пределах, но все-таки это должна быть ограниченная количественно и однородная аудитория. На этот вид общения обычно ориентированы вузовская лекция, напутственное слово, приказ.

Как при межличностном, так и при групповом общении говорящий может тут же получить точную обратную связь и представить реакцию адресата. Если непосредственная реакция аудитории недостаточно понятна оратору, он легко может вступить в диалог со слушателями и получить необходимую информацию о степени эффективности коммуникации.

Публичное общение рассчитано на весьма многочисленную и неоднородную аудиторию, но все же объединенную чем-либо (местом собрания, социальной принадлежностью).

Социологи разделяют такие группы на два вида:

1) стихийно возникшие, случайные, например, участники юбилейного  собрания, участники митинга;

2) занимающие определенное место в системе общественных отношений, долговременные. Сюда относятся профессиональные, возрастные, этнические и т. п. группы, например, учителя, студенты, калмыцкий народ и т. п.

 В первом случае  группа связана с временным, случайным  совпадением интересов, во втором  случае - с устойчивой общностью  взглядов и интересов. Во втором  случае определить то общее, что  объединяет людей, гораздо проще, поскольку здесь гораздо меньше  посторонних, непредсказуемых влияний.

Массовое общение предполагает обращение к аудитории через средства массовой информации, а не непосредственно. Хотя и телевизионное выступление должно быть ориентировано не на «широкие народные массы», а иметь в виду определенную аудиторию, особая сложность этого вида общения состоит в том, что кроме прогнозируемого, выступление будет услышано и другими типами слушателей, и, следовательно, необходимо подумать о том, какое впечатление выступление произведет и на них.

Как при публичном, так и при массовом общении оратор не имеет непосредственной обратной связи. Правда, при публичном общении возможна упрощенная форма обратной связи в том случае, когда затронута основная объединяющая аудиторию идея.

Демографическая и интеллектуальная характеристики имеют особенно большое значение, когда аудитория однородна по этому признаку: если только молодежь, только мужчины, только специалисты. Если аудитория неоднородна по какому-то признаку, он теряет свое значение и не определяется.

Характеристики, которые выше были признаны важными, обязательно должны быть учтены в речи. Так, выступая перед профессионалами, людьми заинтересованными, оратор начинает сразу с существа дела, глубоко раскрывает проблему, мало употребляет средств выразительности.

Не менее важна и субъективная характеристика аудитории. Эта часть портрета слушателей зависит от того, кто именно выступает перед ними и может меняться, если меняется оратор. К субъективным параметрам можно причислить социальный портрет взаимоотношений оратора и аудитории и отношение аудитории к мыслям и идеям выступающего.

Социальный портрет аудитории определяется, во-первых, степенью знакомства аудитории оратору. Чем в большей мере оратор способен прогнозировать реакцию аудитории, тем более действенной окажется его аргументация. Чем меньше знакома оратору аудитория, тем большее значение приобретают статусные роли участников общения

С точки зрения отношения к мыслям оратора в аудитории могут быть выделены следующие группы:

1) Конструктивная. У слушателей  этой группы ценностные ориентиры  совпадают с теми, что предлагает  оратор. Этих людей не надо  «агитировать», заинтересовывать. Если  таких слушателей большинство, выступать  нужно коротко и по существу, раскрывать только суть предлагаемого, не повторять общеизвестного. Это исключительно деловое сообщение. При этом совсем не обязательно, что слушатели являются постоянными партнерами оратора.

2) Конфликтная. Это люди, не разделяющие взглядов оратора, его противники. В данной аудитории  выступающему необходимо выяснить  причину такой конфликтности: люди  ориентируются на другие ценности, отстаивают другую точку зрения  или не принимают выступающего  как личность и будут возражать  независимо от того, что он  говорит.

В первом случае с помощью ораторских предосторожностей и весомой аргументации можно попытаться воздействовать на аудиторию и склонить ее к пониманию своей идеи. Во втором же случае лучше отказаться от речи или попытаться сначала изменить отношение аудитории к выступающему. Для этого необходимо задуматься над причиной негативного отношения: если причина в личном отношении, то изменить отношение вряд ли удастся, однако если причина формальная, то можно попытаться показать, что и среди не одобряемой аудиторией социальной, политической и т. п. среды есть приличные люди, которых стоит послушать.

3) Соглашатели. Это люди, у которых пока нет своего  мнения по обсуждаемой проблеме. Если аудитория соглашательская, то здесь тоже сначала нужно  оценить причины такого состояния  слушателей. Возможно, это люди без  определенных убеждений, которые  с интересом выслушают и примут  любое аргументированное мнение. Но чаще всего это слушатели, которые не имеют по данному  вопросу своего мнения потому, что у них нет достаточных  знаний в этой области. Не нужно  относиться к ним с пренебрежением. Все люди бывают соглашателями  в тех случаях, когда не могут  в силу слабой компетентности  выработать собственное мнение, например, когда слушают экономистов, спорящих об особенностях той  или иной программы выхода  из кризиса, или юристов, обсуждающих  преимущества или недостатки  очередного закона. Ни один человек  не может быть одинаково компетентен  по всем вопросам, обсуждаемым  в обществе, но если общий культурный  уровень у него достаточно  высок, он не последует за первым  попавшимся красноречивым оратором, а определит, позиция какого специалиста  в наибольшей степени отвечает  его ценностям и ориентирам.

4) Инфантильные. Это слушатели, равнодушные к теме выступления, не желающие вникать в суть  проблемы. Если аудитория большей  частью инфантильная, то, возможно, есть смысл подумать, в какой  сфере лежат ее интересы и  потребности, и попытаться связать  их с темой своего выступления. В любом случае эта аудитория  потребует наибольших усилий  от оратора.

Информация о работе Учет особенностей аудитории как важный аспект ораторского искусства