Учет особенностей аудитории как важный аспект ораторского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 18:58, реферат

Описание работы

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Учет особенностей аудитории как важный аспект ораторского искусства…………………………………………………………………………3
Выводы…………………………………………………………………………7
Список использованных источников………………………………………...9

Файлы: 1 файл

риторика реферат.docx

— 29.70 Кб (Скачать файл)

Степень конфликтности и заинтересованности аудитории должна быть обязательно определена в речи на любую тему и в любой ситуации, но особенно это важно в речах убеждающих, ведь от этой характеристики зависит степень интенсивности воздействия на аудиторию.

 

Выводы

 

Психологический аспект ораторского искусства не сводится лишь к умению понравиться слушателям и говорить красиво и доходчиво, но предполагает знание некоторых особенностей индивидуального и массового сознания - сферы психики, скрытой от ее носителя, но определяющей многое в его поведении.

Одним из важнейших слагаемых ораторского мастерства является всестороннее знание аудитории. Для этого необходимо, прежде всего, учитывать следующие аспекты.

1. Общее число слушателей  и их расположение в помещении. Если зал не заполнен, попросите  присутствующих подсесть поближе  к вам. Это не только облегчит  работу ваших голосовых связок (если нет микрофона), но и создаст  атмосферу доверительности, близости  между оратором и аудиторией.

2. Социальный состав аудитории  с выделением ключевых групп, т.е. тех, для кого в первую очередь  вы собираетесь говорить. Определите  социальные и связанные с ними  речевые роли слушателей по  отношению к вам. Если аудитория  в этом отношении сильно различается, следует в выборе речевой стратегии  пойти по одному из двух  принципиально возможных путей:

Проявить адресный подход к каждой из групп, выделив соответствующее место из общего речевого массива так, чтобы каждая группа восприняла данный раздел как смысловой стержень, смысловое ядро речи, а все остальное - как смысловой фон. При работе с разноплановой аудиторией это правило должно соблюдаться особенно строго, так как чрезмерно увлечение одной из групповых тем вызывает у других групп ощущение, что о них просто забыли.

Сделать упор на общие интересы разных групп, дав понять, что вы видите разницу в речевых ожиданиях разных групп.

Возможен и другой алгоритм: начав с изложения общих истин, перейти к значению данной темы для отдельных групп, представленных в данной аудитории, т.е. прибегнуть к методу адресной дедукции.

Особый разряд адресных групп составляют группы внимания, выделяемые по их заинтересованности в слушании данной речи. Обычно с первых минут, а то и секунд выступления без особого труда удается различить:

• добросовестных слушателей, обычно сидящих на первых рядах (при свободном рассаживании) и активно впитывающих речевую информацию;

• колеблющихся слушателей с неустойчивым вниманием, интересующихся лишь случайной частью информации;

• пассивных слушателей: скучающих, дремлющих, а подчас и дезорганизаторов, не только не стремящихся слушать, но и мешающих оратору и заинтересованной аудитории.

 

3. Распределение слушателей  по полу и возрасту. Некоторые  вопросы с мужчинами и женщинами  лучше обсуждать порознь. Нужно  помнить, что у детей особый, в  значительной мере иррациональный  взгляд на мир, а также их  легкую утомляемость и неустойчивость  внимания.

4. Причина сбора людей  и план их дальнейших действий  в связи с вашим выступлением. Слушатели всегда чего-то ожидают  от оратора, а он - от них. Как  у оратора, так и у слушателей (у каждой из адресных групп) имеется своя речевая цель, и  выступление должно строиться  на пересечении этих речевых  целей. Давайте людям то, что они  от вас ждут. Если же вы собираетесь  преподнести им нечто для них  новое, то сумейте в ходе выступления  пробудить у них интерес к  данной теме. Важно также знать, добровольно пришли ваши слушатели  или нет. Если нет, то максимально  экономьте время, отбирайте из  вашей речи только самое главное  и максимально щадите самолюбие  слушателей. Проявите подчеркнутое  внимание и дружелюбие, а при  первых признаках нетерпения  завершайте речь.

5. Возможные вопросы со  стороны слушателей. Чем вы готовы  поступиться в случае активного  оспаривания ваших утверждений  и в чем намерены стоять  до конца? Чем преимущественно  собираетесь убеждать слушателей: фактами, логикой, эмоциями или ссылками  на авторитеты в данной области? Нужна вашим адресатам информация  как таковая или же моральная  поддержка, укрепление чувства групповой  сплоченности? Здесь, помимо знания  основных интересов аудитории, необходимо  учитывать психологическую атмосферу, следить за ее изменениями  и быть готовым к любому  повороту событий, но не показывать  при этом своей напряженности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. - Минск: Новое знание, 2000. - 328 с.

2. Виноградов С.И., Платонова  О.В. и др. Культура русской речи. - М.: Норма - Инфра М, 1999. - 560 с.

3. Винокур Т.Г. Говорящий  и слушающий. Варианты речевого  поведения. - М.: Наука, 1993. - 172 с.

4. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. - Омск: Издательство Омского государственного университета, 1999. - 284 с.

5. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. - М.: Рефл-бук, 2000. - 352 с.

 

 


Информация о работе Учет особенностей аудитории как важный аспект ораторского искусства