Учет особенностей аудитории как важный аспект ораторского искусства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 18:58, реферат
Описание работы
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………2 1. Учет особенностей аудитории как важный аспект ораторского искусства…………………………………………………………………………3 Выводы…………………………………………………………………………7 Список использованных источников………………………………………...9
Степень конфликтности и заинтересованности
аудитории должна быть обязательно определена
в речи на любую тему и в любой ситуации,
но особенно это важно в речах убеждающих,
ведь от этой характеристики зависит степень
интенсивности воздействия на аудиторию.
Выводы
Психологический аспект ораторского
искусства не сводится лишь к умению понравиться
слушателям и говорить красиво и доходчиво,
но предполагает знание некоторых особенностей
индивидуального и массового сознания
- сферы психики, скрытой от ее носителя,
но определяющей многое в его поведении.
Одним из важнейших слагаемых
ораторского мастерства является всестороннее
знание аудитории. Для этого необходимо,
прежде всего, учитывать следующие аспекты.
1. Общее число слушателей
и их расположение в помещении.
Если зал не заполнен, попросите
присутствующих подсесть поближе
к вам. Это не только облегчит
работу ваших голосовых связок
(если нет микрофона), но и создаст
атмосферу доверительности, близости
между оратором и аудиторией.
2. Социальный состав аудитории
с выделением ключевых групп,
т.е. тех, для кого в первую очередь
вы собираетесь говорить. Определите
социальные и связанные с ними
речевые роли слушателей по
отношению к вам. Если аудитория
в этом отношении сильно различается,
следует в выборе речевой стратегии
пойти по одному из двух
принципиально возможных путей:
Проявить адресный подход к
каждой из групп, выделив соответствующее
место из общего речевого массива так,
чтобы каждая группа восприняла данный
раздел как смысловой стержень, смысловое
ядро речи, а все остальное - как смысловой
фон. При работе с разноплановой аудиторией
это правило должно соблюдаться особенно
строго, так как чрезмерно увлечение одной
из групповых тем вызывает у других групп
ощущение, что о них просто забыли.
Сделать упор на общие интересы
разных групп, дав понять, что вы видите
разницу в речевых ожиданиях разных групп.
Возможен и другой алгоритм:
начав с изложения общих истин, перейти
к значению данной темы для отдельных
групп, представленных в данной аудитории,
т.е. прибегнуть к методу адресной дедукции.
Особый разряд адресных групп
составляют группы внимания, выделяемые
по их заинтересованности в слушании данной
речи. Обычно с первых минут, а то и секунд
выступления без особого труда удается
различить:
• добросовестных слушателей,
обычно сидящих на первых рядах (при свободном
рассаживании) и активно впитывающих речевую
информацию;
• колеблющихся слушателей
с неустойчивым вниманием, интересующихся
лишь случайной частью информации;
• пассивных слушателей: скучающих,
дремлющих, а подчас и дезорганизаторов,
не только не стремящихся слушать, но и
мешающих оратору и заинтересованной
аудитории.
3. Распределение слушателей
по полу и возрасту. Некоторые
вопросы с мужчинами и женщинами
лучше обсуждать порознь. Нужно
помнить, что у детей особый, в
значительной мере иррациональный
взгляд на мир, а также их
легкую утомляемость и неустойчивость
внимания.
4. Причина сбора людей
и план их дальнейших действий
в связи с вашим выступлением.
Слушатели всегда чего-то ожидают
от оратора, а он - от них. Как
у оратора, так и у слушателей
(у каждой из адресных групп)
имеется своя речевая цель, и
выступление должно строиться
на пересечении этих речевых
целей. Давайте людям то, что они
от вас ждут. Если же вы собираетесь
преподнести им нечто для них
новое, то сумейте в ходе выступления
пробудить у них интерес к
данной теме. Важно также знать,
добровольно пришли ваши слушатели
или нет. Если нет, то максимально
экономьте время, отбирайте из
вашей речи только самое главное
и максимально щадите самолюбие
слушателей. Проявите подчеркнутое
внимание и дружелюбие, а при
первых признаках нетерпения
завершайте речь.
5. Возможные вопросы со
стороны слушателей. Чем вы готовы
поступиться в случае активного
оспаривания ваших утверждений
и в чем намерены стоять
до конца? Чем преимущественно
собираетесь убеждать слушателей:
фактами, логикой, эмоциями или ссылками
на авторитеты в данной области?
Нужна вашим адресатам информация
как таковая или же моральная
поддержка, укрепление чувства групповой
сплоченности? Здесь, помимо знания
основных интересов аудитории, необходимо
учитывать психологическую атмосферу,
следить за ее изменениями
и быть готовым к любому
повороту событий, но не показывать
при этом своей напряженности.
Список использованных источников
1. Баева О.А. Ораторское искусство
и деловое общение. - Минск: Новое знание,
2000. - 328 с.
2. Виноградов С.И., Платонова
О.В. и др. Культура русской речи.
- М.: Норма - Инфра М, 1999. - 560 с.
3. Винокур Т.Г. Говорящий
и слушающий. Варианты речевого
поведения. - М.: Наука, 1993. - 172 с.
4. Иссерс О.С. Коммуникативные
стратегии и тактики русской речи. - Омск:
Издательство Омского государственного
университета, 1999. - 284 с.
5. Почепцов Г.Г. Коммуникативные
технологии ХХ века. - М.: Рефл-бук, 2000. -
352 с.