Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 07:29, доклад
Различают две формы речи – устную и письменную. Основой письменной и устной речи является русский литературный язык. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.
В текстах-повествованиях часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.
Повествование
как тип речи очень распространен
в таких жанрах, как воспоминания,
письма.
Пример повествования:
Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку – и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
(Б. Житков)
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова: первая часть – тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть – обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть – вывод, заключение.
Тезис
должен быть четко доказуемым, четко
сформулированным, аргументы убедительными
и в достаточном количестве, чтобы подтвердить
выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами
(а также между отдельными аргументами)
должна быть логическая и грамматическая
связь. Для грамматической связи между
тезисом и аргументами нередко используются
вводные слова: во-первых, во-вторых,
наконец, итак, следовательно,
таким образом. В тексте-рассуждении
широко используются предложения с союзами
однако, хотя, несмотря
на то что, так как.
Пример рассуждения:
Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение – отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий – идущий впереди.
Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).
Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.