Виды делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 04:06, реферат

Описание работы

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Виды делового общения…………………………………………………4
2. Общие положения………………………………………………………..6
3. Влияние личностных качеств на общение ……………………………..8
4. Диалоговое общение ……………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

Риторика.docx

— 31.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Виды делового общения…………………………………………………4   

2. Общие положения………………………………………………………..6

3. Влияние личностных качеств на общение ……………………………..8

4. Диалоговое общение ……………………………………………………..9

Заключение…………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………….11

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

      Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т.е. целесообразность и практичность.    

     Деловой этикет включает в себя две группы правил:

·  нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);

· наставления, определяющие характер контакта

руководителя и подчиненного (вертикальные).

      Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

      Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

      Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

    

1.  Виды делового общения.

      По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

    Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

       К монологическим видам относятся:

  • приветственная речь;
  • торговая речь (реклама);
  • информационная речь;
  • доклад (на заседании, собрании).

     Диалогические  виды:

  • деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему;
  • деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений;
  • переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу;
  • интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения;
  • дискуссия;
  • совещание (собрание);
  • пресс-конференция;
  • контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог;
  • телефонный разговор  (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

      В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

      Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

      Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка,  докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор,  устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

      По содержанию общение может быть разделено на:

  • материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
  • когнитивное - обмен знаниями;
  • мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
  • деятельностное  - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

     По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

  • непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
  • опосредованное -  связанное с использованием специальных средств и орудий;
  • прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
  • косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Общие положения

        Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности.

       Основные принципы этики делового общения выделяет шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте  все вовремя).

2. Конфиденциальность (не  болтайте лишнего).

3. Любезность, доброжелательность  и приветливость. 

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только  о себе).

5. Внешний облик (одевайтесь как положено).

6. Грамотность (говорите  и пишите хорошим языком).

      Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном  контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических средств.

     Как в процессе прямого, так и косвенного общения,  используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них И. Браим выделяет следующие - убеждение, внушение, принуждение.

      Убеждение - воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков.

      Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения.

     Принуждение - наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях.

      На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Влияние личностных качеств на общение

      Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека.

      В общении большое значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств.

      Деловое общение должно строиться на основе таких моральных  качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.

      На характер общения оказывает влияние темперамент его участников. Традиционно выделяют четыре типа темперамента:

  • Сангвинический - жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми;
  • Флегматический - уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке;
  • Холерический активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью,
  • упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии;
  • меланхолический - впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям.

 

 

 

 

 

 

 

4. Диалоговое общение

      Деловая беседа, как правило, состоит из следующих этапов: ознакомление с решаемым вопросом и его изложение; уточнение влияющих на выбор решения факторов; выбор решения; принятие решения и доведение его до собеседника.

      Залог успеха деловой беседы - компетентность, тактичность и доброжелательность ее участников. Важным элементом как деловой, так и светской беседы является умение слушать собеседника.

      Регламентаторами беседы являются вопросы. Для уяснения проблемы целесообразно задавать вопросы открытого типа: что? где? когда? как? зачем? - на которые невозможно ответить "да" или "нет", а требуется развернутый ответ с изложением необходимых деталей. Если возникает необходимость конкретизировать беседу и сузить тему обсуждения, то задают вопросы закрытого типа: должен ли? был ли? имеется ли? будет ли? Такие вопросы предполагают односложный ответ.

      Существуют определенные общие правила, которых целесообразно придерживаться при ведении бесед в деловой и неформальной обстановке. Среди них можно выделить следующие наиболее важные:

  • говорить нужно так, чтобы каждый участник беседы имел возможность легко вступить в разговор и высказать свое мнение. Недопустимо нападать с горячностью и нетерпением на чужую точку зрения;
  • высказывая свое мнение, нельзя отстаивать его, горячась и повышая голос: спокойствие и твердость в интонациях действуют более убедительно. Изящество в разговоре достигается через ясность, точность и сжатость высказываемых доводов и соображений;
  • во время беседы необходимо сохранять самообладание, хорошее расположение духа и благожелательность. Серьезная полемика, даже при уверенности в своей правоте, негативно сказывается на взаимополезных контактах и деловых отношениях;
  • ни при каких обстоятельствах нельзя перебивать говорящего. Лишь в крайних случаях можно сделать замечание со всевозможными формами вежливости;
  • недопустимо в беседах злословить или поддерживать злословие в адрес отсутствующих. Нельзя вступать в обсуждение вопросов, о которых нет достаточно ясного представления.

 

Заключение

      Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта. Поэтому я считаю, что нам всем еще предстоит многому научиться, чтобы в будущем не теряться в нашей профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Волгин Б. Деловые  совещания. - М., 1991.

2. Проведение деловых  бесед и переговоров. Как добиться  своей цели. -

Воронеж, 1991.

3. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 1992.

4. Карнеги Д. Как завоевывать  друзей и оказывать влияние  на людей. - Киев, 1989.

5. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 1996.

6. Честара Дж. Деловой этикет. - М., 1997.

7. Браим И.Н. Этика делового общения. - Минск, 1996.

 


Информация о работе Виды делового общения