Виды коммуникативных барьеров и способы их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 08:25, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы: раскрыть понятие коммуникативных барьеров и их видов.
Исходя из цели, ставим следующие задачи:
- раскрыть понятие коммуникативного барьера;
- рассмотреть виды коммуникативных барьеров;
- рассмотреть различные пути преодоления коммуникативных барьеров.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие коммуникативных барьеров……………………………………….5
Виды коммуникативных барьеров…………………………………………..7
Способы преодоления коммуникативных барьеров………………………17
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………20

Файлы: 1 файл

Риторика.контрольная работа.docx

— 43.20 Кб (Скачать файл)

Основная проблема, заложенная в непонимании, связана с особенностями мышления ошибающихся. Логический барьер возникает чаще у собеседников с неодинаковым видом мышления, например: у одного — абстрактно-логическое, а у другого — наглядно-образное, у третьего наглядно-действенное. Для адекватного понимания информации важна встречная мыслительная деятельность, активность получающего информацию. Операционная мыследеятельность у людей различна; широта, гибкость, критичность, оригинальность ума у всех проявляются по-разному. Такие операции мышления, как сравнение (сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними), анализ (мысленное разделение предметов и явлений на части или по свойствам — цвет, форма, вкус и др.), синтез (мысленное объединение частей или свойств в единое целое), обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по из общим и существенным признакам), абстрагирование (выделение одних признаков и отвлечение о других), используются людьми с разной степенью глубины, и пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию, уже имеет готовый ответ или решение, ценность которого порой оставляет желать лучшего. 

При передаче информации на каждом этапе последовательности «задумал-высказал-услышал-раскодировал-понял-воспринял» происходит утечка или искажение информации. Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, и он понял то, что я сказал». На самом деле собеседник понимает все по-своему. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров М.А. Василик предлагает выделить:

а) среду (внешние условия) коммуникации;

б) технические средства коммуникации;

в) самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Таким образом, все барьеры коммуникации можно разделить на три группы: а) барьеры, обусловленные факторами среды, или физические барьеры коммуникации (акустические помехи, отвлекающая окружающая обстановка, температурные условия, погодные условия); б) технические барьеры (в технической литературе они получили название “шумы”, их источником является сам канал коммуникации – например, телефон, факс); в) “человеческие” барьеры.

Психофизиологические барьеры могут возникать вследствие физиологических нарушений артикуляции (заикание, картавость), нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом (потеря голоса при простуде), глухоты, полной или частичной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.п.

На способность людей общаться, передавать и воспринимать информацию сильное влияние оказывают их психологические характеристики. Этой проблеме уделяет достаточно много внимания современная психологическая наука. Так, Б.Д. Парыгин рассматривает психологические барьеры в межличностной, групповой коммуникации, а также выделяет социально-психологические барьеры деятельности, которые дифференцируются по видам последней: это могут быть психологические барьеры познавательной, трудовой, управленческой, рекреативной, творческой, экономической и других видов деятельности. Особое внимание автор уделяет изучению социально-психологических барьеров общения.

Психологические барьеры общения по своей природе могут быть продуктом  как безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению. Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Примером вторых могут быть индивидуальные, прежде всего характерологические, особенности личности.

Кроме перечисленных, к наиболее распространенным формам  психологического барьера относится нервное напряжение, которое может привести к скованности мысли, эмоциональному срыву, провалам в памяти, речевым аномалиям, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей. В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, апатия, депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость).

Социокультурные барьеры коммуникации  обусловлены следующими причинами: принадлежностью коммуникантов к различным социальным группам общества, различным языковым, этническим, расовым, возрастным и т.д. сообществам. Формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется и в специфической культурной среде. Наличие множества культур и субкультур порождает проблему межкультурного взаимодействия. В данном курсе эта проблема изучается в контексте межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что при встрече представителей разных культур каждый из них действует в соответствии со своими культурными нормами, поэтому они могут столкнуться с серьезными коммуникативными проблемами, связанными с несовпадением, а порой и конфликтом норм, ценностей, стереотипов сознания и поведения. Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации.

Наиболее очевидные среди них – лингвистические и семантические. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов - богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов – лингвистического смыслового наполнения произносимых слов. Различаются языки не только народов, но и различных социальных групп (например, профессиональных, возрастных).

Ф.И.Шарков барьеры коммуникации  классифицирует по характеру действующих помех:

1.Технические помехи. Источником таких помех является сам канал коммуникации (факс, телефон) когда в канале коммуникации появляются препятствия проходящему сигналу. Помехи могут полностью перекрывать канал коммуникации или же частично, искажая информацию или же усекая ее.

2.Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и реципиентом, их установками к каналу информации, способам, содержанию и форме сообщения

3.Психофизиологические помехи возникают  из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.

4.Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации.

5.Культурно-национальные причины. Особенности в межнациональных коммуникациях обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций,  реакции на полученную информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Способы преодоления коммуникативных барьеров.

Фонетический барьер возникает при наличии у говорящего каких-либо особенностей речи, раздражающих слушателей (особенности произношения, расстановка ударений, тон голоса).

Таким образом, чтобы преодолеть фонетический барьер у слушателя, человеку необходимо как можно больше работать над собой, не только осваивая способы эффективной вербализации, но и постоянно задумываясь над тем. Как произносятся слова и фразы, как расставляются акценты. Чтобы такого барьера не было, надо говорить внятно, достаточно громко, избегая при этом скороговорения. Необходимо учитывать индивидуальные особенности партнера по общению (чем хуже тот знает предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, люди разных национальностей говорят с различной скоростью, маленькие Деи и старики плохо воспринимают быструю речь и др.) и обязательно контролировать эффективность обратной связи с собеседником, аудиторией. Выполнение этих условий улучшает «проходимость» информации. Большинство людей такие правила выполняют интуитивно, и, тем не менее, фонетические барьеры возникают всякий раз, когда темп и скорость речи, качество дикции и произношения оставляют желать лучшего. 
          Для преодоления данного семантического барьера необходимо:

-учитывать особенности партнера и говорить с ним на понятном для обоих языке, используя понятную для него лексику;

-говорить максимально просто;

-заранее договариваться об одинаковом понимании ключевых слов и понятий.

Стилистический барьер непонимания связан с самим ходом изложения ваших мыслей. При выступлении с какой то речью, докладом и т. п. для избегания данного барьера нужно продумать, а при необходимости и написать то, что будете говорить, учитывая особенности предстоящего выступления.

Логический барьер в коммуникации возникает всякий раз, когда собеседники не считают нужным учитывать специфику мыследеятельности партнера по общению. Преодолеть логический барьер можно путем:

-учета логики и жизненной позиции собеседника; для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, с чем он пришел, на каких позициях он стоит и др.), а так же его индивидуальные и социально-ролевые особенности;

-правильной аргументации.

Существуют различные виды аргументации: возрастающая (сила аргументов к концу сообщения возрастает) и убывающая (к концу сообщения сила аргументов ослабевает). Кроме того, существует односторонняя аргументация, когда следуют аргументы только положительные или только отрицательные. К ней целесообразно обращаться, когда надо укрепить уже имеющиеся у людей взгляды, представления, когда позиции сторон сходны, когда у объекта воздействия низкий образовательный уровень. Возможна и двусторонняя аргументация, когда используются различные аргументы. К ней обращаются в тех случаях, когда собеседник безразлично или негативно настроен на восприятие данной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В процессе общения нередко возникают затруднения, непонимание. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.

Таким образом, коммуникативные барьеры создают различные препятствия в процессе осуществления коммуникации и являются причиной неэффективности.

Коммуникативные барьеры возникают бессознательно, непроизвольно и обеспечивают защиту от воздействия информации. Их действие противоречиво. Положительная роль системы барьеров состоит в защите психики человека от избытка информации.

Однако барьеры играют и отрицательную роль. Например, нужная, но плохо изложенная информация воспринимается с искажениями, неполно; человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан. Исключить отрицательное влияние коммуникативных барьеров позволяет знание способов их преодоления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации.-М.: изд.Социальные отношения, 2002.
  2. Василик М.А. Основы теории коммуникации. Учебник-М.: Гардарики, 2005.
  3. Стернин И.А. Практическая риторика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. 5-е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, теории и истории.- СПб.: ИГУП, 1999.

 

 


Информация о работе Виды коммуникативных барьеров и способы их преодоления