Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 08:25, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: раскрыть понятие коммуникативных барьеров и их видов.
Исходя из цели, ставим следующие задачи:
- раскрыть понятие коммуникативного барьера;
- рассмотреть виды коммуникативных барьеров;
- рассмотреть различные пути преодоления коммуникативных барьеров.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие коммуникативных барьеров……………………………………….5
Виды коммуникативных барьеров…………………………………………..7
Способы преодоления коммуникативных барьеров………………………17
Заключение…………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………20
Психофизиологические барьеры могут возникать вследствие физиологических нарушений артикуляции (заикание, картавость), нарушений фониатрического характера, связанных с голосовым аппаратом (потеря голоса при простуде), глухоты, полной или частичной потери зрения, потери чувствительности кожи и т.п.
На способность людей общаться, передавать
и воспринимать информацию сильное влияние
оказывают их психологические характерист
Психологические барьеры общения по своей природе могут быть продуктом как безличных механизмов социально-психологического взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга, так и влияния личностных индивидуальных особенностей партнеров по общению. Примером первых могут служить стереотипы восприятия партнера по общению. Примером вторых могут быть индивидуальные, прежде всего характерологические, особенности личности.
Кроме перечисленных, к наиболее распространенным формам психологического барьера относится нервное напряжение, которое может привести к скованности мысли, эмоциональному срыву, провалам в памяти, речевым аномалиям, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей. В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, апатия, депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость).
Социокультурные барьеры коммуникации обусловлены следующими причинами: принадлежностью коммуникантов к различным социальным группам общества, различным языковым, этническим, расовым, возрастным и т.д. сообществам. Формируясь в определенной социальной среде, человек одновременно формируется и в специфической культурной среде. Наличие множества культур и субкультур порождает проблему межкультурного взаимодействия. В данном курсе эта проблема изучается в контексте межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что при встрече представителей разных культур каждый из них действует в соответствии со своими культурными нормами, поэтому они могут столкнуться с серьезными коммуникативными проблемами, связанными с несовпадением, а порой и конфликтом норм, ценностей, стереотипов сознания и поведения. Это несовпадение порождает культурные барьеры коммуникации.
Наиболее очевидные среди них – лингвистические и семантические. Они возникают из-за языковых различий: люди могут общаться на разных языках; они могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга из-за различий лексиконов - богатых у одних и ограниченных у других, из-за несовпадения тезаурусов – лингвистического смыслового наполнения произносимых слов. Различаются языки не только народов, но и различных социальных групп (например, профессиональных, возрастных).
3.Способы преодоления коммуникативных барьеров.
Фонетический барьер возникает при наличии у говорящего каких-либо особенностей речи, раздражающих слушателей (особенности произношения, расстановка ударений, тон голоса).
Таким образом, чтобы преодолеть
фонетический барьер у слушателя, человеку
необходимо как можно больше работать
над собой, не только осваивая способы
эффективной вербализации, но и постоянно
задумываясь над тем. Как произносятся
слова и фразы, как расставляются акценты.
Чтобы такого барьера не было, надо говорить
внятно, достаточно громко, избегая при
этом скороговорения. Необходимо учитывать
индивидуальные особенности партнера
по общению (чем хуже тот знает предмет
обсуждения, тем медленнее надо говорить,
люди разных национальностей говорят
с различной скоростью, маленькие Деи
и старики плохо воспринимают быструю
речь и др.) и обязательно контролировать
эффективность обратной связи с собеседником,
аудиторией. Выполнение этих условий улучшает
«проходимость» информации. Большинство
людей такие правила выполняют интуитивно,
и, тем не менее, фонетические барьеры
возникают всякий раз, когда темп и скорость
речи, качество дикции и произношения
оставляют желать лучшего.
Для преодоления данного семантического
барьера необходимо:
-учитывать особенности партнера и говорить с ним на понятном для обоих языке, используя понятную для него лексику;
-говорить максимально просто;
-заранее договариваться об одинаковом понимании ключевых слов и понятий.
Стилистический барьер непонимания связан с самим ходом изложения ваших мыслей. При выступлении с какой то речью, докладом и т. п. для избегания данного барьера нужно продумать, а при необходимости и написать то, что будете говорить, учитывая особенности предстоящего выступления.
Логический барьер в коммуникации возникает всякий раз, когда собеседники не считают нужным учитывать специфику мыследеятельности партнера по общению. Преодолеть логический барьер можно путем:
-учета логики и жизненной позиции собеседника; для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, с чем он пришел, на каких позициях он стоит и др.), а так же его индивидуальные и социально-ролевые особенности;
-правильной аргументации.
Существуют различные виды аргументации: возрастающая (сила аргументов к концу сообщения возрастает) и убывающая (к концу сообщения сила аргументов ослабевает). Кроме того, существует односторонняя аргументация, когда следуют аргументы только положительные или только отрицательные. К ней целесообразно обращаться, когда надо укрепить уже имеющиеся у людей взгляды, представления, когда позиции сторон сходны, когда у объекта воздействия низкий образовательный уровень. Возможна и двусторонняя аргументация, когда используются различные аргументы. К ней обращаются в тех случаях, когда собеседник безразлично или негативно настроен на восприятие данной информации.
Заключение.
В процессе общения нередко возникают затруднения, непонимание. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.
Таким образом, коммуникативные барьеры создают различные препятствия в процессе осуществления коммуникации и являются причиной неэффективности.
Коммуникативные барьеры возникают бессознательно, непроизвольно и обеспечивают защиту от воздействия информации. Их действие противоречиво. Положительная роль системы барьеров состоит в защите психики человека от избытка информации.
Однако барьеры играют и отрицательную роль. Например, нужная, но плохо изложенная информация воспринимается с искажениями, неполно; человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан. Исключить отрицательное влияние коммуникативных барьеров позволяет знание способов их преодоления.
Список использованной литературы.
Информация о работе Виды коммуникативных барьеров и способы их преодоления