Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 14:53, реферат
Основным критерием этого выбора служила «образцовая речь» – речь выразительная, логично организованная, отличающаяся грамматической и орфоэпической правильностью, точностью в употреблении слов и лексическим разнообразием. Выдающийся русский языковед, лексикограф, профессор С. И. Ожегов подчеркивал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка... Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное».
Введение...................................................................................................................3
1. Значение трудов М.В. Ломоносова для развития славянской филологии…4
2. «О пользе книг церковных в российском языке».............................................8
3. «Риторика» М.В. Ломоносова..........................................................................10
Заключение.............................................................................................................15
Список литературы................................................................................................16
Ломоносов создал строгую и стройную стилистическую теорию, которая сыграла выдающуюся роль в становлении и формировании новой системы русского национального литературного языка.
Стилистическая теория Ломоносова органически связана с важнейшими культурно-историческими потребностями русского общества 18 века. Она носит глубоко национальный характер, так как выросла их практических задач решения проблемы 2-ия на русской почве.
Он определил закономерности в образовании новой стилистической системы русского литературного языка, систематизировал фонетику, грамматику и лексико-фразеологические различия между стилями.
Деятельность
Ломоносова в формировании русского
литературного языка огромна. Некоторые
нормы Ломоносова естественно отжили,
но основной костяк выдвинутых Ломоносовым
норм языка определил эпоху
Неиссякаемая
энергия, которой хватало и на
жизненную борьбу, и на плодотворную
деятельность в различных областях
знаний бралась из высокого, действенного
патриотизма Ломоносова.
3.
«Риторика» М.В.
Ломоносова
Для того чтобы быть хорошим пропагандистом и популяризатором науки, надо владеть словом, особыми приемами привлечения внимания слушателей. Ведь недаром же на одной лекции мы сидим не шелохнувшись, стараясь не пропустить ни слова докладчика, а на другой – вздыхаем, зеваем, смотрим на часы. Качество лекции зависит от мастерства выступающего, а оно, в свою очередь, – от умения владеть аудиторией.
Ораторскому искусству можно научиться. Для желающих овладеть им Ломоносов и написал свою «Риторику», которая имела принятое по тем временам такое длинное название: «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». (Вторая и третья книги Ломоносовым написаны не были.)
Во введении ученый пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению...
К приобретению оного требуются пять следующих следствий:
Пересказать подробно «Риторику» Ломоносова трудно, так как этот объемистый труд содержит около трехсот страниц текста. На них – различные риторические правила; требования, предъявляемые к лектору; мысли о его способностях и поведении при публичных выступлениях; многочисленные поясняющие примеры. Отметим основные положения, указанные ученым, которые не потеряли своего значения и в наши дни.
«Риторика есть учение о красноречии вообще... В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение».
Ломоносов говорит о том, что выступление должно быть логично построено, грамотно написано и излагаться хорошим литературным языком. Он подчеркивает необходимость тщательного отбора материала, правильного его расположения. Примеры должны быть не случайными, а подтверждающими мысль выступающего. Их надо подбирать и готовить заранее.
При публичном выступлении («распространении слова») «наблюдать надлежит:
1) чтобы в подробном описании частей, свойств и обстоятельств употреблять слова избранные и убегать (избегать) весьма подлых, ибо они отнимают много важности и силы и в самых лучших распространениях;
2) идеи должно хорошие полагать наперед (ежели натуральный порядок к тому допустит), которые получше, те в середине, а самые лучшие на конце так, чтобы сила и важность распространения вначале была уже чувствительна, а после того отчасу возрастала».
Далее
Ломоносов пишет о том, как
пробудить в слушателях любовь и
ненависть, радость и страх, благодушие
и гнев, справедливо полагая, что
эмоциональное воздействие
«Хотя доводы и довольны бывают к удовлетворению о справедливости предлагаемые материи, однако сочинитель слова должен сверх того слушателей учинить страстными к оной. Самые лучшие доказательства иногда столько силы не имеют, чтобы упрямого преклонить на свою сторону, когда другое мнение в уме его вкоренилось... Итак, что пособит ритору, хотя он свое мнение и основательно докажет, ежели не употребит способов к возбуждению страстей на свою сторону?..
А чтобы сие с добрым успехом производить в дело, то надлежит обстоятельно знать нравы человеческие... от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучение всю глубину сердец человеческих...
Страстью называется сильная чувственная охота или неохота... В возбуждении и утолении страстей во-первых, три вещи наблюдать должно:
1) состояние самого ритора;
2) состояние слушателей;
3) самое к возбуждению служащее действие и сила красноречия;
Что до состояния самого ритора надлежит, то много способствует к возбуждению и утолению страстей:
1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестный человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец;
2) ежели его народ любит за его заслуги;
3)
ежели он сам ту же страсть
имеет, которую в слушателях
возбудить хочет, а не
Чтобы воздействовать на аудиторию, лектор должен учитывать возраст слушателей, их пол, воспитание, образование и множество других факторов. «При всех сих надлежит наблюдать время, место и обстоятельства. Итак, разумный ритор при возбуждении страстей должен поступать как искусный боец: умечать в то место, где не прикрыто».
Произнося слово, надо сообразовываться с темой выступления, подчеркивает Ломоносов. В соответствии с содержанием лекции необходимо модулировать голос, повышая или понижая его, так, чтобы «радостную материю веселым, печальную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном... Ненадобно очень спешить или излишнюю протяженность употреблять, для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно».
Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит «в чистоте штиля, в течении слова, в великолепии и силе оного. Первое зависит от основательного знания языка, от частого чтения хороших книг и от обхождения с людьми, которые говорят чисто». Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.
Последняя, третья часть «Руководства» называется «О расположении» и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. «Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом? Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков». И далее Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.
Посмотрим
теперь, как сам ученый на практике
применял вышеизложенное в своих
публичных выступлениях. Современники
свидетельствуют, что Ломоносов
был выдающимся ритором. Это признавали
даже его недруги. Враг ученого Шумахер
писал одному из своих корреспондентов:
«Очень бы я желал, чтобы кто-нибудь
другой, а не господин Ломоносов
произнес речь в будущее торжественное
заседание, но не знаю такого между
нашими академиками. Оратор должен быть
смел и некоторым образом нахален.
Разве у нас есть кто-либо другой
в Академии, который бы превзошел
его в этом качестве». Здесь сквозь
явное недоброжелательство
«Слова» и «Речи» ученого всегда привлекали множество слушателей и проходили с неизменным успехом. Известный русский просветитель Н.И. Новиков вспоминал, что слог Ломоносова «был великолепен, чист, тверд, громок и приятен», а «нрав он имел веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки».
В
качестве иллюстраций ораторского
искусства Ломоносова, его умения
образно и интересно
«Рассуждая
о благополучии жития человеческого,
слушатели, не нахожу того совершеннее,
как ежели кто приятными и
беспорочными трудами пользу приносит...
Приятное и полезное упражнение, где
способнее, как в учении, сыскать
можно? В нем открывается красота
многообразных вещей и
Говоря о пользе учения, о необходимости приобретения знаний, ученый показывает, насколько образованный человек отличается в лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать новое.
«Представьте,
что один человек немногие нужнейшие
в жизни вещи, всегда перед ним
обращающиеся, только назвать умеет,
другой не токмо всего, что земля,
воздух и воды рождают, не токмо всего,
что искусство произвело чрез
многие веки, имена, свойства и достоинства
языком изъясняет, но и чувствам нашим
отнюдь не подверженные понятия ясно
и живо словом изображает. Один выше
числа перстов своих в счете
производить не умеет, другой не токмо...
величину без меры познавает, не токмо
на земли неприступных вещей расстояние
издалека показать может, но и небесных
светил ужасные отдаления, обширную
огромность, быстротекущее движение
и на всякое мгновение ока переменное
положение определяет... Не ясно ли видите,
что один почти выше смертных жребия
поставлен, другой едва только от бессловесных
животных разнится; один ясного познания
приятным сиянием увеселяется, другой
в мрачной ночи невежества едва бытие
свое видит?»
Заключение
Культура
речи является выражением того идеала
языковой культуры, который складывается
усилиями многих поколений и находит
свое воплощение в литературном языке.
Именно писатели с их трепетным и
вдумчивым отношением к слову, его
оттенкам и звучанию формируют в
своих произведениях нормы
Культура речи отдельно взятого человека отражает его общий культурный уровень – образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать людей иных культур, восприимчивость к произведениям искусства, скромность... По тому, как человек строит речь, подбирает слова, можно судить о его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура говорящего, тем больше его речь будет соответствовать нормам литературного языка.
Большой вклад в развитие культуры речи и развития русского литературного языка внес М.В. Ломоносов. Во всех суждениях о нормах произношения и правописания Ломоносов прогрессивен, глубокомыслен и проницателен.
В
1748 г. Ломоносов выпустил в свет «Краткое
руководство к красноречию» (кн.
1 «Риторика»). В первой части, носившей
название «Изобретение», ставился вопрос
о выборе темы и связанных с
ней идей. Вторая часть — «О украшении»
— содержала правила, касавшиеся
стиля. Самым важным в ней было
учение о тропах, придававших речи
«возвышение» и «великолепие». В
третьей — «О расположении» —
говорилось о композиции художественного
произведения. В «Риторике» были не
только правила, но и многочисленные
образцы ораторского и