Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 19:59, реферат
Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
А. Н. Скрябин, параллели с символизмом.
Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
Декадентство (фр. decadent — упадочный) — упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II—IV вв. Также этим термином обозначают модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых — конца XIX — начала XX веков, характеризующихся утончённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма. Провозглашённые ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.
Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах — стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.
Аванга́рд (фр. Avant-garde — «передовой отряд») — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме. С другой стороны, отмечают его буржуазность и упадочность[1]. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.
Понятие авангард эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.
Модерни́зм в му́зыке — искусствоведческое понятие, которое хотя и трактуется в музыкознании не всегда однозначно в плане историческом, но, тем не менее, всегда указывает на различные инновационные тенденции в музыке, а также на активное стремление музыкантов заниматься дальнейшей модернизацией её эстетического облика[1].
Так, например, авторитетный американский
дирижёр, музыковед и музыкально-
На самом деле, очень сложно точно утверждать к какому течению в искусстве можно чётко отнести Скрябина. Разные источники указывают его принадлежность ко всем выше перечисленным направлениям.
Могу предположить, что Скрябин сам не работал в каком-то определённом направлении, так как предпосылки всех вышеперечисленных направлений были в обществе т.е., например, после поражения революции 1905 г. наступила жестокая политическая реакция и подняла в стране новую волну пессимизма в искусстве, предельно резко обострила в нём различные классовые позиции, и тд. Здесь в общей направленности названных вопросов, необходимо отметить и подчеркнуть полное расхождение воззрений Скрябина и идейных мотивов ранних декадентско-символистских течений. Композитор был совершенно чужд этим настроениям. Искусство композитора пронизано страстным стремлением к свету, радости, освящено могучим и действенным порывом к волевым и мужественным свершениям. «О жизнь, творческий порыв, Всесоздающее хотенье: Ты все. Ты блаженство скорби (страданья), как и блаженство радости, и я одинаково люблю вас. Ты океан страстей, то бушующий, то спокойный. Я люблю твои стоны, люблю твою радость (не люблю только отчаяния).
Мы можем сравнить эти гордые скрябинские слова с тем, что звучало в декадентско-символистской литературе, чтобы ощутить диаметральную противоположность воззрений композитора с различными идейными мотивами всех новых течений. (стихи прочитать).
С опуса 32 в творчестве Скрябина возникает новый жанр- фортепианная поэма. Этот жанр явился отражением своеобразного синтеза музыкального и литературного начал в искусстве Скрябина. Сама по себе эта идея не нова, например «Симфонии» А. Белого. Музыка Скрябина в этот период находится уже точно вне земного пространства, скоре в космосе, в связи с этим его относят и к космизму. С опуса 36, помимо указания жантра поэмы появляются уточняющие литературные названия литературно – программные названия («Сатаническая», «Причудливая», «Окрылённая», «Поэма томления» и тд. В этот же период у Скрябина возникают фортепианные произведения с обобщённо-литературными названиями «Мечты», «Загадка», «Ирония» и тд, которые по существу являются теми же поэмами. Аналогичный процесс наблюдается и в симфоническом творчестве Скрябина, например 3 симфония (1904) носит название «Божественная поэма». Два последующих оркестровых произведения – «Поэма экстаза», «Прометей» (Поэма огня) – одночастные поэмы. В направлении жанра развернутой одночастной поэмы с сонатностью эволюционирует у Скрябина и фортепианная соната. Соната №9 «Чёрная месса» и тд…