Анализ музыкального произведения О.Векки «Пастух и пастушка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:39, творческая работа

Описание работы

В 1580 г. опубликовал первый сборник канцонетт на четыре голоса — сочинения в этом жанре принесли ему широкую известность. С 1581 г. по 1584 г. Векки преподавал музыку и руководил капеллой собора города Сало. Затем он получил такую же должность в Модене, но прослужил там всего два года (1584—1586). Он потерял место, потому что без разрешения устроился на должность также в Реджо-Эмилия(1586 г.). В 1586 г. Векки переехал в Корреджо и прослужил несколько лет каноником, а затем архидиаконом в местном соборе. В тот период он много писал, хотя находился в стороне от основных центров музыкальной жизни Италии, таких как Рим, Венеция, Флоренция и Феррара. В конце концов он вернулся в Модену, где добился должности священника, отвечавшего также за хор. Видимо, в это время он испытывал серьёзные финансовые трудности, на них он намекал в письмах, а порой и в своих произведениях.

Файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 26.75 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова»

Кафедра музыки

 

 

Класс хорового дирижирования и чтению хоровых партитур.

 

 

Анализ музыкального произведения

О.Векки «Пастух и пастушка»

студентки 4 курса очной формы обучения

музыкально-педагогического факультета

Ростовановой Дарьи Владимировны

 

 

 

Класс профессора

Захарова Андрея Ивановича

 

 

 

 

 

 

 

Кострома

2013

Ора́цио (Тибе́рио) Ве́кки (итал. Orazio Tiberio Vecchi; крещён 6 декабря 1550 г., Модена — 19 февраля 1605 г., Модена) — итальянский композитор.

Орацио Векки родился в Модене. Там он обучался в бенедиктинском монастыре, затем принял духовный сан (не позже 1577 года). Его учителем музыки был монах-сервит Сальваторе Эссенга.

В конце 1570-х годов Векки был связан с композиторами венецианской школы Клаудио Меруло и Джованни Габриели.

В 1580 г. опубликовал первый сборник канцонетт на четыре голоса — сочинения в этом жанре принесли ему широкую известность. С 1581 г. по 1584 г. Векки преподавал музыку и руководил капеллой собора города Сало. Затем он получил такую же должность в Модене, но прослужил там всего два года (1584—1586). Он потерял место, потому что без разрешения устроился на должность также в Реджо-Эмилия(1586 г.). В 1586 г. Векки переехал в Корреджо и прослужил несколько лет каноником, а затем архидиаконом в местном соборе. В тот период он много писал, хотя находился в стороне от основных центров музыкальной жизни Италии, таких как Рим, Венеция, Флоренция и Феррара. В конце концов он вернулся в Модену, где добился должности священника, отвечавшего также за хор. Видимо, в это время он испытывал серьёзные финансовые трудности, на них он намекал в письмах, а порой и в своих произведениях.

В 1597 г. Векки посетил Венецию, где опубликовал сборник трёхголосных канцонетт. В этом же году печатаются и многие другие его произведения (в том числе и наиболее известный «Амфипарнас»), вероятно, всё то, что было написано им за последние 16 лет в Корреджо и других городах.

В 1598 г. герцог Чезаре д’Эсте пригласил Векки на должность «maestro di corte», то есть придворного капельмейстера. В 1599—1604 годах Векки руководил многочисленными маскарадными празднествами. В 1600 г. Векки сопровождал герцога в Рим и Флоренцию, где композитор мог услышать оперу «Эвридика» Якопо Пери. По возвращении в Модену Векки продолжал служить в соборе до своей смерти в 1605 г.

Надпись на могиле Векки говорит, что «он был столь значительным творцом в музыке и поэзии, что легко превзошёл всех гениев всех времен… он первый соединил гармонию с комическим даром и заставил восхищаться собою весь мир».

Музыка

Векки считался одним из выдающихся композиторов своего времени. Широкой известностью пользовались его многоголосные канцоны и мадригалы. Векки является автором многочисленных церковных сочинений (месс, мотетов).

Напечатаны:

  • четыре книги четырёхголосных канцонетт (1580, 1585, 1590),
  • по одной книге шестиголосных канцонетт (1587), пятиголосных и шести-семиголосных мадригалов (1589 и 1583),
  • сборник различных произведений на 3—10 голосов: «Selva di varia ricreatione» (1590);
  • две книги трёхголосных канцонетт (1597, 1599);
  • книга четырёхголосных ламентаций (1597);
  • две книги мотетов на 4—8 голосов (1590, 1597);
  • шестиголосные мотеты;
  • сборник «Convito musicale» на 3—8 голосов (1597);
  • собрание четырёхголосных гимнов «Hymni per totum annum» etc. (1604);
  • сборник «Le veglie di Siena ovvero i vari umori della musica moderna» с музыкальными изображениями разных характеров: «umor grave, allegro, dolente, lusinghiero» и т. д. (Венеция, 1604).

Книга шести- и восьмиголосных месс издана одним из учеников Векки. Особенно ценятся его восьмиголосная месса «In resurrectione Domini» и мотеты.

Самое известное произведение Векки — мадригальная комедия «Амфипарнас» (L’Amfiparnaso).

 

Произведение «Пастух и пастушка» написано в форме концонетты.

Канцоне́тта (итал. canzonetta, уменьш. от canzona — песня), в европейской музыке XVI-XVII веков короткая вокальная пьеса на 3-6 голосов (чаще всего на 4 голоса) лирико-танцевального характера в гоморитмической фактуре, редко с элементами имитационной полифонии.

В XVIII веке словом канцонетта называли лирическую сольную песню, как, например, в сборнике Й. Гайдна «6 легких канцонетт» (1796). Изредка словом канцонетта называли также инструментальные сочинения (органные пьесы Д. Букстехуде, медленная часть скрипичного концерта П. И. Чайковского и др.).

В этом произведение четко прослеживаются черты мадригала – об этом свидетельствует и поиск нового мелодизма, поиск новых гармонии, испытания новых приёмов композиционной техники, категорий гармонии (особенно хроматики и микрохроматики), ритма, формы.

 Вокальная партия следует  за поэтической строкой. Векки стремился передать образный смысл поэзии, избегая ритмической монотонии и развертывает мелодию гибко, свободна, что бы она не противоречила стихотворному ритму, но и не просто «отбивала» его в музыке.

«Пастух и пастушка» написано в строфической форме. В Италии XVI века мадригал — основной жанр для различных творческих экспериментов композиторов, особенно в области сочетания поэзии и музыки.

Композиторы часто использовали новые приемы композиционной техникики, а именно: хроматизмы и отсутствие строгих канонов в гармонии.

Музыкально-теоретический разбор:

Это лирическое любовное стихотворение. Обращение пастуха к своей возлюбленной пастушке:

1 Пастух вздыхал так тяжко и печально, так печально.

Пастушке говорил он:

«Чувствую, смерть близка и нет спасения»

Нежно ему пастушка отвечала

«Любовью дорожи цени мгновения.»

2. Не вымолвил  ни слова он, не вымолвил ни  слова,

 Только обнял  пастушку,

Крепко к груди прижал ее, целуя.

И прошептала тут она: « Блаженство!»

Хочу, чтоб счастье это длилось вечно!»

 

Произведение написано в двухдольном размере, в умеренном темпе, с четвертой строчки добавляем движения и на последних четырех тактах возвращаемся в первоначальный темп.

Начинается повествование с пианиссимо, за тем  на пиано, и неожиданно на mF и  постепенное уменьшение силы звука и вновь возвращаемся к пиано, а с пятой строчки переходим на F –это кульминация нашего произведения, а после вновь диминуэндо.

При ключе нашего произведения стоит знак - фа диез- соответственно это или соль мажор или ми минор. Но произведение начинается с ля минора, что подтверждает отсутствие четких канонов в то время.

На протяжении всего произведения, мы переходим из одной тональности в другую:

Первые четыре такта проходят в ля миноре, за тем переходит на следующие четыре такта в до мажор, а заканчиваем все первое предложение неожиданно в ля мажоре.

Второе предложение начинает си минор, затем ля минор  и выходим в ми мажор.

Третье предложение начинается в ля миноре и переходит в ля мажор.

Четвертое предложение уводит на в до мажор.

Пятое ,завершающее в ля мажор.

Как мы можем заметить Векки действительно экспериментировал с гармоний, по этому наблюдаем, такое количество отклонений в данном произведении.

Вокально-хоровой анализ:

Произведение написано для смешенного хора без сопровождения.

Диапазон хора:

Сопрано: от ми до ми

Альт: от  си малой октавы до си первой октавы.

Тенор: от ми малой октавы до ре первой октавы.

Бас: от ля до до.

Начинают произведение только три голоса: аль. тенор и бас. У альтов и теноров звуковедение плавное без особых скачков.

У басов партия сложнее, здесь  и хроматизмы и скачки, чему нужно уделить особое внимание, как певцам, так и дирижеру.

Сопрано вступают лишь на последней строчке и сразу в высокой тесситуре и на F, это требует подготовить и предупредить, что бы вступление было достойным.

Характер звуковедения - легато, плавный переход одного звука в другой. На протяжении всего произведения цепной тип дыхания, дышим только в паузах.

Дирижерский жест: должен быть плавным, предупреждать о смене динамики, начать нужно с маленькой амплитуды движения, за тем расти к mF и т.д.  Подготавливать голоса для вступления той или иной партии голосов. Показать всю  легатность исполнения своим жестом.

Чтобы усвоить музыку изучаемого произведения, нужно не только знать музыкальный и литературный текст произведения. Полезно познакомиться также с творчеством данного композитора,с эпохой в которой творил. Необходимо усвоить стиль, приемы письма и творческое направление автора изучаемого произведения, ознакомиться с историческими данными об авторах, как музыки, так и текста, позволяющее выделить и донести до слушателя наиболее ценные моменты художественного содержания.


Информация о работе Анализ музыкального произведения О.Векки «Пастух и пастушка»