Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 20:19, контрольная работа
Хоровое творчество Мариана Коваля занимает значительное и почетное место в хоровой музыке советских композиторов. Оно заслуживает внимания и изучения не только как положительный опыт советского музыкального творчества, но и как во многом поучительный образец для молодых композиторов.
Введение……………………………………………………………...3
Общие сведения о произведении и его авторах…………………...5
Сведения о жизни и творчестве композитора……………………..6
Сведения об авторе текста……………………………………….....8
Литературный текст………………………………………….….....10
Музыкально–теоретический анализ……………………….…..….11
Вокально-хоровой анализ…………………………………..….…..12
Исполнительский анализ…………………………………..………14
Заключение ………………………………………………..……….15
Использованная литература……………………………..………...16
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я. Яковлева»
КАФЕДРА ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ
АНАЛИЗ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
«Горлинка»
Муз. М. Коваль
Слова П. Комаров
Выполнил:
Студент III курса ФХиМО
Группы «Б»
Ашмарин В. В.
Класс преподавателя:
Фишера А. А.
Чебоксары 2013
Содержание
Введение.
Мариан Викторович Коваль – живой свидетель зарождения и развития одного из самых массовых и популярных видов советского музыкального искусства – хоровая музыка. В 20 – 30-е годы XX века создавали свои произведения советские композиторы старшего поколения, мастера этого жанра: А. В. Александров, П. Г. Чесноков, Г. Г. Лобачев, С. Н. Василенко, А. А. Егоров.
Предвоенные и военные годы ознаменованы появлением крупных вокально – симфонических форм, составивших «золотой фонд» советской музыки. Конец 40-х и последующие годы характеризуются значительным развитием хорового творчества a capella. Многое из созданного в эти годы составило классику советской музыки. Например, хоры В. Я. Шебалина, «Десять поэм» Д. Д. Шостаковича, пять хоров Г. В. Свиридова.
Хоровое творчество Мариана Коваля занимает значительное и почетное место в хоровой музыке советских композиторов. Оно заслуживает внимания и изучения не только как положительный опыт советского музыкального творчества, но и как во многом поучительный образец для молодых композиторов.
Оставаясь всегда глубоко национальным композитором, М. Коваль широко интернационален по самой своей сущности, как истинно советский художник, гражданин и общественный деятель. Темы и образы многонациональной семьи советских народов находят значительное отражение в творчестве композитора.
Хоровое творчество М. Коваля – ярчайшее свидетельство вечно живой и неугасимой силы народно – песенных влияний. Сочинения композитора, вне зависимости от их тем и жанров, буквально пропитаны народностью интонаций, ритмов, ладового мышления. Крайне важно, что композитору чуждо пассивное, созерцательное отношение к народно – песенным истокам. Лучшим свидетельством этого является тот факт, что мы почти не найдем в его музыке прямого цитирования народных мелодий. Обработки композитора могут служить образцом, с одной стороны, глубокого уважения к подлинному народному напеву, а с другой, любовного, инициативного творческого его переосмысления, обогащения. Многие обработки народных песен композитора в строгом смысле этого слова уже перестают быть обработками, а перерастают в самостоятельные авторские сочинения и звучат сегодня свежо и оригинально.
Общие сведения о произведении и его авторах
«Горлинка» - один из ярких номеров цикла, состоящего из 10 песен и романсов известного советского композитора М. Коваля. Он один из первых обратился к поэзии дальневосточного поэта Петра Комарова (1911 - 1949), который описывал образ родного края, природы льющейся широкой распевной мелодией. Романсы написаны композитором в 1951 – 1953 гг. В сборник романсов «Дальние дали» М. Коваля на стихи П. Комарова входят: «Приамурье», «Шалаш в тайге», «Баллада о зверолове», «Лесная полоса», «Апрель», «Начало города», «У солдатской могилы», «Цветы Родины», «Горлинка».
Изложенные в сборнике романсы и песни построены на основе национальных интонаций и ритмов коренных жителей Дальнего Востока. Образ родного края, природы излагаются широкой распевной мелодией. Стремясь как-то оттенить «Край далекий», композитор наряду с русскими национальными оборотами вносит в музыку элементы нанайского музыкального фольклора.
Один из ярких номеров цикла — романс «Горлинка». В 1960 году профессор И. И. Полтавцев переложил романс «Горлинка» для смешанного хора a capella, и музыка от этого выиграла, значительно обогатив тембровые возможности музыкального изложения. В средней части произведения («Где-то бушует Камчатское море...») в мужских голосах добавился изобразительный прием, рисующий бушующее море. Образовавшийся женский ансамбль (в основном двухголосный), еще больше подчеркнул лирическую сторону произведения. Хоровой вариант «Горлинки» стал очень популярным и прочно вошел в репертуар как профессиональных, так и самодеятельных хоровых коллективов нашей страны.
Сведения о жизни и творчестве композитора
Коваль Мариан Викторович (настоящая фамилия – Ковалев) родился 17 августа 1907 года в селе Пристань Вознесенья Олонецкой губернии. В 1921 году поступил в Петроградский музыкальный техникум. Под влиянием М. А. Бихтера, у которого он изучал гармонию, Коваль увлекся композицией. В 1925 году он переехал в Москву и поступил в Московскую консерваторию (класс композиции М. Ф. Гнесина). Выступал как автор статей о музыке. К началу тридцатых годов композитор создает большое количество лирических массовых песен: «Пастушонок Петя», «Ой, ты, синий вечер», «За морями, за горами», «Песня о героях», «Юность». В 1936 году Коваль пишет ораторию «Емельян Пугачев» на текст В. Каменского. На основе ее композитор создал свое лучшее произведение — оперу того же названия, удостоенную Сталинской премии. В 1939 году Коваль выступил и как автор детской оперы, написав «Волк и семеро козлят». В годы Великой Отечественной войны композитор пишет патриотические оратории «Священная война» (1941 г.) и «Валерий Чкалов» (1942 г.). После окончания войны им написаны кантаты «Звезды Кремля» (1947 г.) и «Поэма о Ленине» (1949 г.). В 1946 году Коваль заканчивает оперу «Севастопольцы» — о защитниках города-героя, а в 1950 году — оперу «Граф Нулин» по Пушкину (либретто С. Городецкого). В 1953 году опера была заново переработана. Оратория и опера отмечены широтой мелодического дыхания, использованием элементов русского фольклора, включают много хоровых сцен. В этих произведениях Коваль творчески развил традиции русской оперной классики, главным образом М. П. Мусоргского.
Мелодический дар, способность к доходчивому музыкальному высказыванию, использование ораторских приёмов вокального письма, а также приёмов народного многоголосия типичны и для хоровых произведений Коваля.
В родословной М. Коваля влечение к хоровому пению занимало значительное место: дед композитора был регентом хора, отец пел в известном петербургском хоре А. А. Архангельского, наконец сам композитор пел в детстве в хоре (он обладал хорошим голосом – альтом). Живя по долгу у своего деда в Нижнем Новгороде, композитор с детских лет жадно впитывал звучание разнообразных по жанру и великолепных по мелодической яркости и хоровому складу привольных волжских песен. Это нашло отражение в дальнейшем творчестве композитора.
Еще в ранний период (конец 20-х – начало 30-х годов) композиторской деятельности определилось тяготение Мариана Коваля к вокальным жанрам, причем преимущественно сольным. В области хоровой музыки композитор ограничивался в те годы созданием массовых песен. Некоторые из них долгое время были популярными (например, «За морями, за горами», «Юность»). М. Коваль резко выделялся среди сотоварищей по так называемому «Проколлу» (Производственному коллективу композиторов) лиризмом, песенностью, уходящей корнями больше в крестьянский, чем в городской фольклор. Такие песни как «Синий вечер», «Колыбельная ветра», «Пастушонок Петя», и др. пленяли искренностью, простотой и напевностью.
Владея традиционной манерой хорового письма, композитор искал новые средства выражения, способные лучше, полнее отразить новое идейно – художественное содержание. М. Коваль не только мастер, тонкий знаток «секретов» глубокой, покоряющей выразительности хорового письма – он ярый пропагандист хорового искусства, о чем свидетельствуют его многочисленные выступления в печати.
Как у каждого композитора, у Коваля есть излюбленные приемы хорового письма. Так, например, он широко использует приемы народного многоголосия. Имитационная полифония применяется композитором не просто как существенное средство формообразования, а как способ активизации, динамизации движения. Все его приемы оправданны конкретным содержанием произведений, появляются индивидуально, каждый раз служат определенной художественной цели.
Сведения об авторе текста
Когда говорят о творчестве Петра Комарова (1911 - 1949), подчеркивают строгую ритмичность и «поющую» строфу его стихов, что и придает им особую музыкальность. Но, думается, это не единственное достоинство, привлекавшее внимание композиторов. Дальневосточная природа, своеобразие быта коренных народов, населяющих этот край, — вот тот неисчерпаемый источник, который привлекал музыкантов.
Одним из первых к поэзии Комарова обратился известный советский композитор Мариан Коваль, опубликовав 10 песен и романсов: «Приамурье», «Шалаш в тайге», «Баллада о зверолове», «Горлинка», «Лесная полоса», «Апрель», «Начало города», «У солдатской могилы», «Цветы Родины».
Я бы ветры вдохнул
твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую, —
Да моя сторона велика.
Как посмотришь — не хватит и месяца
Обойти и объехать ее.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!..
Эти стихи открывают цикл романсов и песен М. Коваля. Позже к этим стихам обратятся многие композиторы: М. Матвеев, С. Томбак, П. Мирский, Н. Менцер, Э. Казачков, самодеятельные композиторы Е. Лыткин из Благовещенска, Г. Угрюмов из Хабаровска. И как бы оригинальны ни были песни всех этих авторов, нетрудно заметить, что их объединяет общность характера изложения мелодии, выдержанной в духе раздольных русских песен.
В 1956 году было опубликовано хоровое произведение «Клен», тогда еще молодого композитора Александра Флярковского. В 1959 году к стихам П. Комарова обратился известный советский композитор-хоровик А. Пащенко, написав семь песен для детей: «Орленок», «Серый щенок», «Пришла коза», «Барсук», «В дубняке», «Лесная музыка». Несколько позже, в 1967 году, было опубликовано его фундаментальное произведение для смешанного хора без сопровождения «Баллада о зверолове». В 1966 году к стихам П. Комарова обращается другой известный советский композитор, автор популярных массовых песен («Орленок», «В защиту мира» и др.) В. Белый. В 50-е годы к поэзии Комарова все чаще стали обращаться местные композиторы. Лирические стихи П. Комарова «За кустами краснотала» нашли отражение в хоре без сопровождения В. Румянцева. Композитора Ю. Владимирова с первых лет его работы на Дальнем Востоке восхищает чудесная дальневосточная природа. Поэтому совсем не случайно он обращается к творчеству П. Комарова, написав в 1961 году цикл романсов «Золотая просека»: «Когда бы я не был знаком», «Мы в обрыве с тобой смотрели», «Я жду опять дождя грибного», «Сосна», «Как будто в берлоге медведица», «Золотая просека».
Своеобразно П. Комаров воспроизводит мир природы глазами детей. Его детский цикл привлек многих дальневосточных композиторов. Одно из таких произведений — кантата Б. Напреева «Лесная музыка», написанная в 1975 году.
Чем же так привлекала композиторов поэзия Петра Комарова? Наверное, в первую очередь тем, что в ней ярко и образно отражалась тема дальневосточной природы, которая преподносится поэтом не изолированно, а в тесной связи с окружающими людьми в их повседневной жизни — любви, труде. Другая тема, нашедшая отражение в музыке — любовь к Родине, к родному Приамурью, к воинам-дальневосточникам, отдавшим свои жизни за родную землю. Стремление к первоистокам русской музыки привлекло к поэзии Комарова выдающихся мастеров советской песни, а также местных композиторов разных поколений.
Более пятидесяти поэтических произведений Петра Комарова положены на музыку. Но возможности музыкального воплощения его стихов не исчерпаны и, несомненно, найдут своих талантливых интерпретаторов
Литературный текст
Где то за речкой покоя не зная
Горлинка стонет голубка лесная.
Что-то и ты распахнула окошко
Слушая птицу взгрустнула немножко
Где-то бушует камчатское море
Друг твой желанный там ходит в дозоре
Службу несет он и целое лето
Нет от него ни письма ни привета
Только не верь ты тоскующей птице
Девичье счастье к тебе возвратится
Учитывая специфику времени, в которое было написано данное произведение (послевоенное время), местные особенности и предпочтения автора текста, в данном произведении говорится о переживаниях девушки, возлюбленный которой несет свою службу в море, оберегая ее покой в дозоре. Грусть и переживания девушки сопровождаются пением «стоном» птицы – горлинки, что усиливают девичью печаль.
Произведение состоит из 3 частей (10+9+11 тактов).
Музыкально – теоретический анализ
Форма данного произведения трехчастная. По жанру это хоровая песня. Движение мелодии плавное, встречаются скачки с постепенным заполнением, не вызывающие особых затруднений при исполнении. Произведение исполняется в размере 6/8. Темп: 1 – 6 тактах первой и третьей части – умеренно скорый, в 5 и 6 тактах небольшое замедление, с 7 – 10 такты темп медленее. Во второй части темп умеренный. Фактура гомофонно-гармоническая с элементами контрастной полифонии во второй части. Тональность a – moll с отклонением в средней части в A – dur.