Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 00:48, доклад
Это произведение принадлежит к кантате «Ночные облака» на слова А.А. Блока. Эта кантата, посвященная В.И. Минину, была закончена в 1979 году. Она состоит из пяти номеров:
1. «Ночные облака».
2. «У берега зеленого»,
3. «Часовая стрелка близится к полночи» (2 хора)
4. «Любовь».
5. «Балаганчик» (с сопровожд.)
Исполнительский анализ
Исполнительский план зависит от расшифровки драматургической концепции, заложенной в основу произведения. Вероятно, возможно множество различных трактовок, но более убедительной кажется следующая. Драматическое развитие зависит от эмоционального состояния убитой горем человеческой души. Вначале (1 часть) это, условно говоря, констатация свершившегося факта. Здесь в музыкально-динамическом плане все достаточно ровно и спокойно, и только текст несет основную смысловую нагрузку. Смерть ребенка, маленькой девочки, ее отпевание, упоминание о празднике Благовещения - все это должно пройти через сознание слушателя. Все заложенные в тексте противоречия должны быть осознаны и поняты. О том, почему «с улыбкой хоронили», говорилось выше. А почему «в праздник Благовещенья»? Ведь Благовещение - благая (добрая, радостная) весть, которую Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах..» Вероятно, в контексте данного произведения благой вестью должно стать то, что чистая и непорочная душа ребенка возносится в Небесные обители.
Но есть и второй план: чувства родителей, в частности, матери, потерявшей свое дитя. Об этом не говорится ни слова, но музыка второй части - именно об этом. Да, все понятно, все хорошо, ребенок теперь будет счастлив на Небесах, но мы всё же земные люди, подверженные печали и страданиям. И сердце матери разрывается от скорби, вокализ второй части - это долго и неуспешно сдерживаемое безутешное рыдание, плач матери. А заключительный эпизод, реприза - это осознание неотвратимости происшедшего. Теперь будет только пустой дом, портрет на стене, стирающаяся со временем память - и больше ничего.
Поняв идею этого произведения, можно осмыслить и все композиторские указания к его исполнению.
Необходимо обратить внимание на ритм. В начале произведения размер не указан, он переменный и проставляется над каждым тактом. Здесь пульсация всецело зависит от слова - подобное встречается в духовной музыке, а именно в обиходных гласовых песнопениях, где слово стоит на первом месте, а все остальное (музыка, ритм, средства выразительности) - на втором. При дирижировании следует группировать восьмые в 2-х, 3-х, и 4-х дольную схему - в зависимости от текста.
Вероятно, одной из сложностей окажется восприятие певцами хора ритмической установки произведения. Необходимо посвятить достаточное количество времени тому, чтобы у каждого певца отложился в памяти ритмический пульс восьмых. Все четверти с точками, залигованные ноты должны обязательно внутри дробиться на восьмые. То же можно сказать и о паузах.
Заключение
свиридов хоровая миниатюра
Становление и эволюция творчества Г.В. Свиридова неразрывно связаны с процессом обновления хорового письма, поисками новых композиционно-структурных и выразительных средств.
Свиридовская интонация - это порой всего несколько звуков, но такого изумительного неповторимого сцепления, что она напоминает живое создание. Его краткие интонации подобны ёмким многозначительным символам. В его поздних произведениях появляются хроматизмы, полутоны, некоторая архаизация мелодии. Важная особенность Свиридова - интонационность. Она зиждется на диатонической основе. Его мелодии просты и ясны, обретают яркую стилевую характерность в полном ладовом соответствии со своим гармоническим окружением, также диатоническим. Единство мелодико-интервальной и ладогармонической структур - одна из характерных особенностей стиля Свиридова. Георгий Свиридов пишет: «Где же родники наших современных интонаций? Вслушайтесь в человеческую речь. Манера речи, ее ритмика, мелодия - производные времени. Меняются и мелодический распев и разговорные интонации. На мой взгляд, в этом кладезе - человеческой речи - таятся все сокровища музыки - и уже написанной, и будущей. Надо уметь лишь вслушаться в речь - основу современного и музыкального языка».
Литература
Белоненко А. «Начало пути» (к истории Свиридовского стиля) // Музыкальный мир Георгия Свиридова, Сов. Композитор, 1980.
Евдокимова «Патетическая оратория в системе художественного мышления Свиридова»
Земцовский И. «Ветер принес издалека» // Музыкальный мир Георгия Свиридова, Сов. Композитор, 1980.
Ильина «О некоторых особенностях стиля и музыкального языка» Сб.ст. «Вопросы теории музыки» М. 1975 г. Вып. 3
Нестьев И «О Свиридове» // Музыкальный мир Георгия Свиридова, Сов. Композитор, 1980.
Паисов Ю. «Новаторские черты хорового стиля Свиридова» // Музыкальный мир Георгия Свиридова, Сов. Композитор, 1980.
Полякова Л. «Свиридов как композитор ХХ века» // Музыкальный мир Георгия Свиридова, Сов. Композитор, 1980.
Сохор А. «Георгий Свиридов» // Москва, Музыка, 1962.
Сохор А.Н. Свиридов и русская культура. М. Музыка, 1979 г.
Цендеровский В. «Техника диссонансов в гармонии Свиридова» // Музыкальный мир Георгия Свиридова, Сов. Композитор, 1980.
Размещено на Allbest.ru
1 Сохор А.Н. Свиридов и русская культура. М. Музыка, 1979 г.
2 Сохор А.Н. Свиридов и русская культура. М. Музыка, 1979 г. с.22
3 Там же, с. 51.
4 Там же, с. 52.
5 Там же, с. 62
6 Там же, с.69
7 Сохор А.Н. Свиридов и русская культура. М. Музыка, 1979 г. с.84
8 Там же, с. 93.
9 Там же , с. 95
10 Евдокимова «Патетическая оратория в системе художественного мышления Свиридова», с. 175
11 Там же, с. 179
12 Там же, с. 180.
13 Там же, с. 181.
14 Там же, с.196.
15 Ильина «О некоторых особенностях стиля и музыкального языка» Сб.ст. «Вопросы теории музыки» М. 1975 г. Вып. 3, с. 202
16 Там же, с.204.