Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 09:21, творческая работа
Творчество Бориса Снеткова очень разнообразное и обширное. Он писал произведения для симфонического оркестра (Симфония,1979г.; Струнный квартет,1956г.), всевозможные вокальные произведения, такие как романсы, песни, вокализы (Вокализ для голоса и оркестра,1976г; Баллада «Над морем ночь» для голоса и фортепиано). Композитор сочинял фортепианную музыку для детей (Былинный сказ; Прелюдии; Пьесы).
Аннотация хоровой партитуры произведения
Б.М. Снеткова «Звезды меркнут и гаснут»,
написанного на стихи И.С. Никитина.
Борис Михайлович Снетков – русский композитор и дирижёр XX века. Он родился 18 июля 1927 года в Приморском крае. В 1962 году Борис Снетков окончил Московскую консерваторию.
Творчество Бориса Снеткова очень разнообразное и обширное. Он писал произведения для симфонического оркестра (Симфония,1979г.; Струнный квартет,1956г.), всевозможные вокальные произведения, такие как романсы, песни, вокализы (Вокализ для голоса и оркестра,1976г; Баллада «Над морем ночь» для голоса и фортепиано). Композитор сочинял фортепианную музыку для детей (Былинный сказ; Прелюдии; Пьесы).
Особое место
в Творчестве композитора
Произведения
Бориса Михайловича Снеткова
входят в репертуар
Иван Саввич Никитин – русский поэт XIX века, мастер русского поэтического пейзажа. Родился в Воронеже 21 октября 1824 году в мещанской семье. Учился в духовном училище и семинарии.
Писать стихи
Никитин начал ещё в семинарии.
Главными темами
в творчестве Ивана Никитина
является русская природа,
На слова Ивана Никитина
написано более 60 песен и романсов
В. С. Калинниковым, Э. Ф. Направником,
Н. А. Римским-Корсаковым и
«Звезды меркнут и гаснут»
Для своего
музыкального произведения
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет - песню поет,
По плечу молодцу все тяжелое...
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
Но для произведения композитор задействовал только некоторые строки из стихотворения:
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
А восток все горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Произведение написано для 3-х голосного женского или детского хора a cappella c дивизи партии сопрано, в самом начале 3-ей части и в конце всего произведения композитор так же использует дивизи партии альтов.
Вид партитурной
записи произведения
«Звезды меркнут
и гаснут» - это небольшое произведения,
написанное в жанре хоровой
миниатюры. Форма трехчастная
с тональной репризой, части довольно
четко отделяются друг от
Фактура в произведении
смешанная, композитор
Основная тональность
произведения D-dur. Размер переменный:
9 и 12 восьмых. Внутредолевая пульсация
в этих размерах обогащает произведение
и придает ему созерцательный характер.
Ритмический рисунок в произведении преимущественно
состоит из , а так же из длительностей
и группировок длительностей, характерных
для данных размеров:
I часть.
В начале произведения описывается предрассветная пора, природа только начинает просыпаться, кругом царит умиротворение и покой. Исходя из этого, композитор начинает произведения в динамике p (piano) и в темпе Andante.
I часть представляет собой неквадратный период из 10-ти полных тактов, в которых размещается два музыкальных предложения неповторного характера и дополнение (повторение 2-ой фразы 2-ого предложения).
Произведение начинается с затакта в динамике p (piano), первое предложение заканчивается в унисон. Второе музыкальное предложение запевают сопрано, после чего идет чередование элементов имитационной полифонии. Таким образом, основная мелодия звучит во всех голосах по очереди. Только к концу I части главная мелодия звучит в партии сопрано, а альты поют подголосок на гласную «а». В последнем такте части есть замедление (ritenuto).
На протяжении всей части тональность D-dur не меняется, только в дополнении происходит отклонение в параллельный минор – h-moll. Часть звучит в умеренной тесситуре.
II часть.
Образ II части более взволнованный – появляется движение в природе. В тексте много коротких литературных предложений («Пронеслись…»), которые композитор выражает с помощью пауз, ферматы, подвижной динамики, но при этом музыкальных предложений в части всего два.
II часть представляет собой неквадратный период из 7-ми тактов. Часть начинается с запева сопрано в тональности h-moll. Во второй фразе первого предложения есть небольшие отклонения в C-dur и G-dur. В первой фразе 2-го предложения опять поочередно звучат тональности D-dur, G-dur, но 2-ая фраза предложение полностью звучит в h-moll. Часть заканчивается на доминанте к h-moll.
III часть – кульминационная.
Природа уже окончательно
проснулась, начался новый день.
Здесь описывается картина
III часть - неквадратный период из 7 тактов, включает в себя 2 музыкальных предложения и дополнение. В этой части присутствует более яркая динамика – mf (mezzo forte) и f (forte), и более высокая тесситура всего хора, темп так же более подвижный (Piu mosso). Крещендо в 1-ом предложении приводит к кульминации всего произведения. После кульминации – умиротворение. Произведение заканчивается в умеренной тесситуре в динамике pp (pianissimo). В последних тактах произведения есть замедление (ritenuto).
Борис Михайлович Снетков – современный композитор, об этом говорит разноплановость гармонии в произведении. Композитор использует не только главные трезвучия и их обращения, но так же трезвучия II, III, VI, VII ступеней и их обращения, септаккорды доминанты, субдоминанты, I, II, VI, VII ступеней и их обращения. В произведении так же есть альтерированные и проходящие ступени, параллельное движение всех голосов.
Для исполнения этого произведения:
- общий диапазон хора:
- партия I сопрано:
- партия II сопрано:
- партия альтов
(включая те места, где есть дивизи партии)
Тесситура в произведении в общем удобная. Есть неудобный момент в I части во 2-ом предложении в партии альтов (скачок на октаву). В партии I сопрано так же есть неудобное место во II части во 2-ом предложении, где нужно петь в динамике p (piano) в высокой тесситуре.
При разучивании произведения “Звезды меркнут и гаснут» можно столкнуться с такими трудностями:
- отделение гласных в словах: от зари алый,
- произношение «р» в словах: зари,
разливается, меркнут,
- произношение шипящих в словах: чуткий камыш, тишь, шумом, в шалаше;
- произношение –ся и –сь.
8. Дыхание в произведении в основном: цепное (внутри предложений) и общехоровое (берется между частями и музыкальными предложениями);
9. Дирижерские трудности:
- внутредолевая пульсация;
- звуковедение – legato ( в III части в кульминации legato должно быть более глубоким);
- вступление всех голосов в элементах полифонии;
- соблюдение темповых и
Хоровая миниатюра
Бориса Снеткова «Звезды