Аннотация на чешскую народную песню «Плясовая»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 21:33, доклад

Описание работы

Истоки чешской музыкальной культуры уходят далеко в прошлое. Её первые ростки относятся к началу 10 века- времени, когда складывалось чешское государство. И хотя о музыке западных славян, и в частности о чешской, в ту далёкую почти не сохранилось исторических сведений, её характерные традиции, живущие в народном творчестве в течение нескольких столетий, говорят об общности их песенной культуры. Родственными являются образы народных песен, которые прочно связаны с жизнью и бытом простого крестьянина, отражение в них картин родной природы.

Файлы: 1 файл

Аннотация.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)


Государственное образовательное учреждение среднего специального           образования «Волгоградский педагогический колледж».

 

 

Аннотация

на чешскую народную песню

«Плясовая».

Обработка Ю. Кустова.

 

 

                                    Выполнила: студентка 4 курса музыкального              

                                                                                      отделения                                                                                                     

                                                                 Яковенко О. П.                                                   

                            Класс преподавателя:  Остер-Миллер С. Г.

 

 

 

 

 

г. Волгоград-2009 год.

       Истоки чешской музыкальной культуры уходят далеко в прошлое. Её первые ростки относятся к началу 10 века- времени, когда складывалось чешское государство. И хотя о музыке западных славян, и в частности о чешской, в ту далёкую почти не сохранилось исторических сведений, её характерные традиции, живущие в народном творчестве в течение нескольких столетий, говорят об общности их песенной культуры. Родственными являются образы народных песен, которые прочно связаны с жизнью и бытом простого крестьянина, отражение в них картин родной природы.                                                                                                    

      Судьба чешской культуры складывалась очень сложно, в связи с тяжелым политическим положением в Чехии. Её развитие протекало в трудных условиях суровой борьбы за удержание самостоятельности и независимости. Уже с 13 века немецкие рыцари, направленные католической церковью, при пособничестве чешских магнатов, начали захват обширных территорий Чехии. Поэтому движения против немцев приобретает всенародный характер. Пять крестовых походов были отражены народной армией под руководством  национальных героев Яна Жижки и Прокопа Великого. Но в 1526 году к власти пришел представитель австрийской династии Габсбургов – Фердинанд, который нарушил свое слово сохранить независимость Чехии. Его царствование положило начало постепенному захвату Чехии Австрией и, наконец, включению её в состав австрийской империи. Единственным государственным языком  становиться немецкий, весь дух национальной культуры стремятся подчинить немецкому. Но даже все это не  могло уничтожить в народе любви к своей культуре, в том числе и к музыке. Она продолжала жить и развиваться, более того, ей суждено было  оказать сильное влияние на развитие европейской музыкальной культуры. Тяжелый гнёт,  и произвол  вынуждают многих чешских музыкантов покинуть родину и обосноваться в разных странах Европы. Поэтому развитие европейской музыки в 18 и начале 19 века в разных жанрах и стилях оказывается  связанным с деятельностью чешских музыкантов. Истории музыки известно имя чешского композитора Богуслава Черногорского (1684 – 1742) –учителя итальянского скрипача- виртуоза Тартини и великого оперного композитора Глюка. В Мангейме, начиная с середины 18 века, работала целая семья чешских музыкантов, дирижеров, скрипачей, композиторов по фамилии Стамиц. Большую роль в развитии камерно-инструментальной и симфонической музыки 18 века сыграли чешские музыканты Йиржи Бенда, Ян Ванхаль, Леопольд Кожелух. Лучшие образцы творчества «божественного чеха» Йозефа Мысливечека (1737-1781) так его  прозвали в Италии, где он поставил 130 опер – знал и ценил Моцарт. В историю  музыкальной культуры 19 века вошли имена чешских композиторов и педагогов: Антонина Рейха- учителя Листа, Гуно , Берлиоза, а также Войцеха Живного – первого педагога Шопена. Самобытная национальная культура продолжает существовать и развиваться в самой Чехии. Прага сохраняет свое значение одного из передовых музыкальных центров Европы. Именно в Праге, а не в Вене получили восторженное признание оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» и « Дон-Жуан». Последнюю оперу Моцарт написал специально для Праги в 1787 году.                                                                                                                  

    Чешская народная музыка находит живое претворение в творчестве венских композиторов - Гайдана, Моцарта, Бетховена, а также в более поздние годы – у Шуберта и Брамса.                                                                                                          

   На могучей волне подъема национального движения развитие прогрессивной литературы достигает высокого расцвета и чешская музыка 19 века. Эта эпоха выдвигает двух крупнейших чешских композиторов – основателя национальной классики Бедржиха Сметану (1824-1884) и его соратника Антонина Дворжака (1841-1904). В их творчестве наиболее полное классически совершенное воплощение получили самые возвышенные свободолюбивые идеи.         

    Начиная с середины 19 века, культурная жизнь Чехии отмечена живым интересом к другим славянским культурам и, в частности к русской. Это проявляется как в области литературы, истории, фольклористики, так и в музыке. Наибольшего расцвета связь русской и чешской музыки достигли во время прибытия П.И. Чайковского в Праге в 1888 году, когда была поставлена опера «Евгений Онегин». С этого момента возникла прочная дружба П.И. Чайковского и Антонина Дворжака; по инициативе Чайковского Дворжак был приглашен выступить с авторским концертом в Петербурге, в 1890 году.

Чешская музыка богата танцевальными напевами (скочна, соуседка, фуриант и другие.) С танцем тесно связана народная песня. Склад песен одноголосный. Старинные музыкальные инструменты: волынка, свирель, арфа, цитра, псалтериум, барабан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Музыкально-теоретический анализ.

 

Жанр произведения. По жанру рассматриваемое произведение – хоровая песня – танец, исполняемая,    а сареllа.

Песня и танец – жанры, которые  порождены народным творчеством. Это своего рода «первичные жанры» музыкального искусства. Пение, соединенное со словом, и музыка, соединенная с движением. Они захватывают огромную область человеческой жизни. Песня – это вокальный народно – бытовой жанр. Танец – это искусство движения и пластики тела. Если сравнивать русскую и чешскую музыку, то русская разнообразна по содержанию и по жанрам. Это частушки, былины, шуточные, протяжные. Плясовые и т. д. Русская музыка характеризуется сочетанием длинных и коротких длительностей, гибкостью ритма, широтой мелодии, ладовым богатством. Чешская музыка основывается на более коротких длительностях, на синкопированном ритме. Основные жанры - это танцевальные и плясовые песни. В 1 части произведения видны черты танцевальности – синкопированный ритм, акценты, быстрый темп; во 2 части встречаются напевные интонации и здесь уже следует повествование текста – это черты песенности. Читая строки этого произведения представляешь бытовую сценку: молодая супружеская пара – заботливый муж, купил молодой жене прялку, но она не хочет прясть, а желает уже готовую шаль и жакет, чтобы быть нарядной. И любящий муж исполняет её желание!                                                                                                                                                                                                             

 

 

Форма произведения. Произведение написано в 2 – х частной репризной форме. (АВА) Каждая часть делится на более мелкие построения (периоды). 1 часть (А) состоит из большого периода, квадратного строения, однотональный. Период, в свою очередь, состоит из 2 – х предложений, 2 –е предложение повторяется (А и В/В). 2 – я часть (В) состоит из большого периода, неквадратного строения, модулирующий. Период состоит из 3 – х предложений (С, D и Е). Затем следует реприза, которая немного изменена в конце. Она строится на материале А и В.

 

Схематично форму произведения можно выразить следующим образом:

 

      1 ЧАСТЬ (24)

                2 ЧАСТЬ (37) 

        8+8+8

  4+4

    13

    8+8

      А

     В/В

       С

      D

        Е

 

 

Анализ мелодии. Все голоса равноценны и составляют «народный оркестр». Проанализируем партию сопрано, так как основная мелодическая линия проходит в этой партии. В начале припева нисходящим движением мелодия спускается по тоническому трезвучию, затем её статичное движение и поступенное вверх. Куплет начинается со скачка вверх б.6, затем некоторое «топтание» на месте и возвращение к тонике, через м.3. и б.2. В 5, 6, 7 цифрах секвенционное развитие мелодии. В 8,9 цифрах мелодия повторяется, за исключением различного окончания. Здесь следует «опевание» основного тона. Затем вновь идет секвенционное развитие мелодии.

Партия 2 сопрано начинается со статичного движения на одном, двух звуках и поступенного движения вверх. Затем следует движение по трезвучию D, «топтание» мелодии на месте и поступенное движение вверх. В куплете партия 2 сопрано                  поет в унисон, затем следует divizi партий, потом идет опевание тоники. В 5 цифре встречаются распевы и движение мелодии на одном, двух звуках. Важно спеть кульминационный момент – на пол тона вверх от тоники. В 7 цифре секвенционное развитие мелодии. Сложность может возникнуть в интонировании хроматизмов. В 8, 9 цифрах мелодия повторяется, за исключением окончания. Здесь следует опевание терции субдоминанты. Затем идет секвенционное, хроматическое развитие мелодии.

Партия альтов начинается с движения на одном звуке, но затем следует скачок вниз и поступенное движение вверх до тоники. Во 2 цифре возникает подголосок в альтовой партии, который имитирует ударный инструмент – барабан. В начале куплета партия альтов начинает со скачка на интервал ч.4, затем статичное движение на месте, но потом сложный скачок вниз на интервал б.7, затем вверх на ч.4, до тоники. В 5, 6 цифрах секвенционное, хроматическое развитие мелодии. В 7 цифре сначала поступенное движение вверх, затем скачки вниз на ч.5, вверх на ч.4, вниз на м.3. В 8,9 цифрах партия повторяется, так же как у партии сопрано, но окончание различное. Здесь так же опевание мелодии. В 10 цифре поступенное хроматическое движение вниз. Затем поступенное движение вверх и «ломанное» движение мелодии приводит партию альтов к тонике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ метро – ритмических особенностей. Ритм – это соотношение метра и ритма. Для создания ритмического ансамбля в хоре требуется правильное определение темпа. Если темп будет замедлён, произведение может разделиться на отдельные части, эпизоды. Если темп будет ускоряться, то произведение получит «скомконность» формы, потери ансамбля. Размер в этом произведении 3/8. Это сложный размер, требующий внутридолевой пульсации. Преобладают мелкие длительности, но встречаются и четверти. Ритмическую сложность составляют «межтактовые» синкопы. В 10 цифре – пунктирный ритм. Во 2 цифре идет различный ритмический рисунок у партии альтов и сопрано. Важно, что бы альты держали ровный ритм, а сопрано пели межтактовые синкопы. Для соблюдения ритмического рисунка,  необходимо: не подменять подвижные ньюансы со сменой темпа (ritenuto); ритмичное, бесшумное взятие хорового дыхания; не искажать ритмический рисунок фразы в угоду слова; не сокращать, не удлинять окончания фраз, переходя с одной части на другую, чтобы дать возможность слушателей и хора перестроиться на новый образ.

 

Ладо – тональный план. Основная тональность произведения – G-dur. В 1 части нет отклонений в новые тональности. Во 2 части появляются отклонения: в 5 цифре отклонение в С -dur, через D2; в с-moll, через T6; в 6 цифре С-dur переходит в парралейную тональность – а- moll гармонический. В 10 цифре идет игра мажоро – минора, « cвета и тени», что подчеркивает образы произведения, которые до конца не раскрывают  настроения произведения, а сочетают их в целом.

 

 

 

Анализ гармонического языка. В этом произведении  используются плагальные и автентические обороты, то есть используются тонические, субдоминантные и доминантные функции: Т, D7, Т64, Т6.

 

 

 

Фактура. Фактура произведения смешанная – гомофонно – гармоническая с элементами подголосочной полифонии.

Когда народную песню исполняет хор и у каждой партии свой вариант мелодии. Не другая мелодия, а какой – то вариант, удобный для исполнителей и складно, гармонично звучащий одновременно с тем, что поют остальные. Подголосочное многоголосие выражает массовый образ. Общая мелодическая основа всех звучащих голосов  создаёт ощущение единомыслия, общности чувства всех исполнителей. Подголосочное изложение по праву можно назвать дружным ансамблем индивидуальностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Вокально – хоровой анализ.

Тип и вид хора. Тип хора – однородно – женский. Вид хора – 3-х голосный.

Диапозоны хоровых партий:

 

 

 

 

 

 

Общехоровой диапозон:

 

 

 

Тесситурные условия партий и анализ динамического ансамбля (искусственного и естественного.)

Тесситура у всех партий в целом удобная, но есть не некоторые сложности. Так партия С1 начинается со звука соль 2-й октавы, несмотря на то, что он входит в диапозон партии, очень трудно вступить без вступления, т.к. произведение исполняется а сарella. В 10 цифре у С1 скачок на ч.4, что усложняется острым пунктирным ритмом и высокой тесситурой. В партии С2 в 10 цифре сложностью представляет собой чистота интонирования хроматизмов. В партии альтов так же встречаются хроматизмы, в 6 и 10 цифрах.

В этом произведении используется динамический ансамбль естественного вида, т.к. тесситурный ансамбль всех партий достаточно удобный.  Динамический ансамбль – это уравновешенность голосов по силе и громкости звучания внутри партии и во всем общем хоре, что тесно связанно с тесситурными условиями. Так как здесь в основном одинаковые тесситурные условия, то хоровые голоса имеют и одинаковые динамические возможности. Динамика очень разнообразная: от р до f.  Существует постоянная динамика: forte, piano; и подвижная динамика: crechendo,  diminuendo.  Здесь так же очень важен агогический ансамбль.

Информация о работе Аннотация на чешскую народную песню «Плясовая»