Аннотация на хоровое произведение Рубинштейна "Ноченька"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:24, практическая работа

Описание работы

Антон Рубинштейн родился в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики), третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец Рубинштейна — Григорий Романович Рубинштейн (1807—1846) — происходил из Бердичева, с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова

Файлы: 1 файл

annotatsia_Nochenka.docx

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Действие второе. Картина четвёртая.  
Большой праздник сегодня в замке Гудала - старый князь выдаёт замуж свою дочь Тамару. Рекой льётся вино, звучат весёлые песни, танцует молодёжь. Жениха ещё нет, но от него примчался гонец с известием, что князь задержался в пути и прибудет в полдень. Невеста грустна. Но не о Синодале думает Тамара, её мыслями владеет иной образ... Неожиданно слышатся крики и плач, и в пиршественную залу вносят убитого жениха. Горько рыдает бедная невеста - "конец всему, конец мечтам любви"!

В порыве скорби все  обращают мольбы к небу. Тамара же словно застыла в горе. И вот ей кажется, будто кто-то зовёт её... К чему слёзы? - говорит таинственный утешитель. - Они не могут воскресить! Молодой  князь теперь далеко, в райской  стороне, и ему нет дела до твоей  тоски. Смотри, как спокойны в небе облака, смотри, как спокойны светила. Их ничто не радует и не печалит. Думай о них в те минуты, когда  грустно на душе, и ты забудешь все  земные огорченья. - И снова неведомый "вольный сын эфира" сулит  Тамаре власть над миром.

"Кто ты?" - спрашивает  девушка, но не получает ответа. Неизвестный друг обещает прилетать  к ней с наступлением ночи. Его неземная красота и дивные  речи очаровывают юную княжну, но разве можно думать о  радостях, когда убит жених? В  смятении Тамара просит отца  отпустить её в монастырь.

Действие третье. Картина пятая.  
Любовь к Тамаре преобразила Демона. Что для него теперь бессмертие, его власть над миром! Важно одно - быть вместе с красавицей, найти обновление в её любви. Даже стены монастыря перестали быть для Демона препятствием. Ему не страшно войти в святую обитель: его дух открыт для добра. Ангел пытается преградить Демону дорогу, но, поражённый его решимостью, отступает. Демон входит в монастырь.

Картина шестая.  
Обитель спит, только в одном окне мерцает огонёк. Это келья Тамары. Девушка не нашла в монастыре ни желанного покоя, ни забвения. И здесь её неотступно преследует всё тот же образ. Даже во время молитвы, даже ночью. Она видит его, слышит "голос сладких речей", зовущий в неведомое. Кто он, Тамара не знает, но с трепетом ждёт... И вот - наконец-то! Радостное волнение сменяется страхом: кто же он? Ничего не утаивая, рассказывает Демон о себе - дух зла, враг небес, которого клянёт всё живущее на земле. Но с тех пор, как узнал Тамару, он стал другим. И она одним своим словом могла возвратить Демона добру и небесам. Впрочем, что ему небеса? - его рай в очах Тамары! Она в смятении: опасно слушать такие речи - Бог всё слышит! Демон только усмехается в ответ: "Бог занят небом, не землёй. - А наказанье, муки ада? - Так что ж, ты будешь там со мной!" Горячие, страстные речи Демона покоряют Тамару. Она готова поверить "страдальцу"... пусть только он даст клятву забыть злые промыслы. О, Демон готов раскаяться, примириться с небом, веровать добру, любить, молиться... В этом он клянётся всем, чем угодно - от первого дня творенья до последнего.

У Тамары уже нет  сил противиться искусителю... Но в это время раздаётся звон утреннего колокола и слышится пение  монахинь, славящих Творца. Оно звучит предостережением. Сомнения вновь овладевают Тамарой. Демон убеждает: она одна может снять с его чела след небесного проклятья, и тогда  он возьмёт её в надзвездные края, и она будет царицей мира. У  ног Тамары дух зла ждёт обновления любви. И девушка уступает; но от первого же поцелуя Демона она  падает мёртвой.

Эпилог.  
Ангел возвещает: Тамара любовью и страданиями искупила свои сомненья; рай открыт для неё. Демону же нет ни прощенья, ни обновленья. В ярости Демон проклинает весь мир.

Картина седьмая - апофеоз.  
Сонм ангелов уносит Тамару в небеса, к вечному блаженству.

 

Хор "Ноченька" звучит в первом действие, третьей картине. (Картина третья.  
По горной дороге движется богатый караван: князь Синодал спешит к невесте. Но вот в ущелье дорогу преграждает обвал. Близится ночь, и караван вынужден остаться в этом мрачном месте до утра. Старый слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на скале, - это убережёт путников от несчастья. Но жениху не до молитвы: в его мыслях - только Тамара. Поскорей бы увидеть её, поскорей обнять! Если бы можно было обернуться соколом и полететь к ней! Спутники Синодала располагаются на ночлег и, уставшие от долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь. Над Синодалом склоняется тёмная фигура; Демон вглядывается в соперника. Недолго осталось ему спать: во тьме ночи к каравану подкрадываются татары. Внезапность нападения решает участь путников. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные разбежались. Сам князь смертельно ранен. В последние минуты Синодал видит перед собой безмолвный тёмный призрак.)

Хор звучит таинственно  и тревожно.  Гости медленно засыпают, что отражается в музыке хора.

Другие хоры в опере А. Рубинштейна  "Демон":

Действие первое, картина первая - "Хоры разных духов"; действие первое, картина вторая  - "Хор девушек и сцена Тамары"; действие первое, картина третья "Мужской хор и романс князя Синодала"; действие второе, картина четвертая - "Хор гостей", "Заздравный хор", "Сцена Гудала и хор гостей". Эпилог, картина седьмая - "хор ангелов".

 

Опера "Демон" написана по одноименному произведению М.Ю. Лермонтова.

Михаил Юрьевич  Лермонтов (1814 - 1841) – русский поэт. Родился М.Ю.Лермонтов в семье  офицера, воспитывался бабушкой.

В биографии Лермонтова Михаила Юрьевича после домашнего  образование началась учеба в  университетском пансионе Москвы. Там  были написаны первые стихотворения  Лермонтова. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских  подпрапорщиков Петербурга.

Начал служить в  Гусарском полку, Царском селе. За произведение Лермонтова «Смерть поэта», был арестован, отправлен в ссылку. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц  останавливается в Москве. Тогда  же было написано произведение Лермонтова «Бородино» к годовщине сражения.

Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией  “Отечественных записок”. За дуэль с Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.

Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения  к вечности. Произведения Лермонтова «Мцыри», «Бородино», «Герой нашего времени», «Маскарад», «Демон», «Узник» считаются  одними из лучших.

В Пятигорске, возвращаясь  со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли настигла Лермонтова смерть.

Перейдем  к музыкально-теоретическому разбору  хора "Ноченька"

Произведение написано для однородного мужского хора.

Форма произведения - трёхчастная  репризная (ABA). Вторая часть - контрастна двум другим. Она оживленная и в подвижном темпе, т.к. в ней гости думают о завтрашнем дне, о том, как они будут гулять на свадьбе Синодала и Тамары.

Основная тональность  хора - es moll. Имеется отклонение в as moll во второй части произведения "С песнями, с плясками,  с бубнами с звонкими".

Гармонический язык произведения достаточно простой. Преобладают  аккорды тонической и доминантовой группы. Используется гармонический минор. Отклонение в as moll происходит через доминантовое трезвучие к as moll, таким же образом происходит и возвращение в исходный es moll.

Склад письма - гомофонно - гармонический.

Перейдем к вокально - хоровому анализу.

Диапазон всего  хора составляет без малого 2 октавы. (от ноты си бемоль большой октавы до ноты ля бемоль 1ой октавы)

Диапазон партии 2ых басов - от ноты си бемоль большой  октавы до ноты ре бемоль 1ой октавы

Диапазон партии 1ых басов - от ноты от ноты си бемоль большой  октавы до ноты ре бемоль 1ой октавы

Диапазон партии 2ых теноров - от ноты соль бемоль малой  октавы до ноты фа 1ой октавы.

Диапазон партии 1ых теноров - от ноты соль бемоль малой  октавы до ноты ля бемоль 1ой октавы.

Тесситура:

2ые басы - средняя,  во 2ой части - высокая.

1ые басы - средняя.

2ые тенора - высокая.

1ые тенора - высокая.

Характер звуковедения - legato. характер голосоведения - плавный.

Исполнительские трудности:

Интонационные:

Скачки в партии вторых басов на кварту вниз (Например в 2ом такте)

Удержание высокой  позиционности партией теноров  на протяжение  1ой и 3ей частей, так  как мелодия зачастую стоит на 1ой ноте. Во второй части - в басовой партии скачки на септиму вверх. Так же во второй части (фраза "сядем на борзые кони, прикрисимся, будем оружьем на солнце блистать) высокая тесситура у теноров, требуется сохранение позиционности и усиление опоры дыхания.

Ритмические:

Во фразе "Завтра нас девушки станут встречать" изобилие пунктирного ритма.

Дикционные:

Изобилие шипящих и сонорных согласных, например:"Ноченька, темная, скоро пройдет она"

Темповые:

В 1ой части темп медленный, нужно строго следить  за его соблюдением, вторая часть  должна быть резко контрастна 1ой и 3ей, отсюда и ускорение темпа (в  практике исполнения произведения), а  в 3ей части темп еще медленнее, чем  в 1ой (опять же из практики исполнения).

Тембровые:

1ая часть исполняется  умеренно темным тембром голоса, вторая должна быть контрастна  первой и поется тембрально ярко, 3ая же часть должна исполняться самым темным тембром, так как по сюжету в этот момент гости окончательно засыпают.

Динамические:

Динамика первой части варьируется в каждой фразе, от небольшого crescendo в оркестровом вступлении до diminuendo к концу музыкальной фразы. Эти динамические оттенки подлежат строгому соблюдению. Так же, важно чтобы 2ая часть была динамически яркая и контрастная 1ой и 3ей части.

Таким образом, данное произведение имеет 3хчастную репризную форму (ABA), исполняется в темпе andante, однако темп варьируется в связи с практикой исполнения, имеет достаточно простой гармонический язык, требует плавного характера звуковедения, написано для однородного мужского хора. В практике концертного исполнения может быть исполнено хорошо подготовленным самодеятельным хором и хорами с более высоким уровнем подготовки. 

 


Информация о работе Аннотация на хоровое произведение Рубинштейна "Ноченька"