Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:06, доклад
Шебалин был одним из самых культурных и эрудированных музыкантов своего поколения; серьёзность, интеллектуальность, некоторая академичность стиля сближают его с Н. Я. Мясковским. Он блестяще завершил и инструментовал незаконченную оперу М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», получившую благодаря этому широкое распространение; работал также над инструментовкой незавершенной оперы Мусоргского — «Саламбо». Он восстановил партитуру Симфонии на две русские темы М. И. Глинки, создал свою редакцию (для постановки в Свердловске) оперы С. С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем» и др.
Аннотация
на хоровое произведение В.Я.Шебалина
«Берёзе»
Выполнила
студентка 2 курса Зверева Юлия
Виссарион Яковлевич Шебалин – советский композитор и педагог. Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1947). Он родился 29 мая 1902 года в Омске. Систематическое музыкальное образование начал получать в фортепианных классах омского отделения Русского музыкального общества в десятилетнем возрасте. В 1921—1923 года учился в Омском музыкальном училище по композиции у М. И. Невитова (ученика Р. М. Глиэра) и классе фортепиано Б. Медведева. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. С 1928 года преподавал композицию в Московской консерватории и был её директором (1942—1948); снят с должности после постановления о борьбе с формализмом (Об опере «Великая дружба» В. И. Мурадели), впоследствии вернулся в консерваторию и работал на кафедре композиции.
Композитор Шебалин работал практически во всех основных жанрах, в том числе создал много музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Особенно выделяется опера «Укрощение строптивой» по В. Шекспиру (1957), а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов («Зимняя дорога», «Эхо», «Парус», «Утёс», «Дуб», «Бессмертник»). В свое время заметным событием музыкальной жизни была его симфония «Ленин» на стихи В. В. Маяковского (1931; вторая редакция 1959).
Шебалин был одним из самых культурных
и эрудированных музыкантов своего
поколения; серьёзность, интеллектуальность,
некоторая академичность стиля
сближают его с Н. Я. Мясковским. Он
блестяще завершил и инструментовал
незаконченную оперу М. П. Мусоргского
«Сорочинская ярмарка», получившую благодаря
этому широкое распространение;
работал также над
В. Я. Шебалин умер 29 мая 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Для своего музыкального произведения Виссарион Шебалин использует перевод стихотворения Максима Танка «Берёзе». Это стихотворение философско-лирического характера, в котором описывается размышление о жизни.?????????????
Произведение написано для семиголосного
смешанного хора a'cappella с эпизодическим
divisi во всех партиях.
Вид партитурной записи произведения
четырёхстрочный. В партитуре автором
указаны характер исполнения, подробно
расписана динамика, в последнем такте
поставлена фермата.
«Берёзе»- это небольшое произведение,
написанное в жанре ???. Форма трёхчастная
с динамической репризой. В первой части
мелодическую линию ведёт партия альтов,
во второй части её «подхватывают» сопрано.
Фактура в произведении смешанная, композитор
использует такие виды фактуры, как гомофонно-гармоническая
(10, 18-20 такты), подголосочная (1-9, 15-18 такты),а
также элементы имитационной полифонии
(11-13 такты).
Основная тональность f-moll. Размер переменный:
4/4 и 3/2.Анализируемое произведение основано
на простом ритмическом рисунке (восьмые,
четверти, половинки), что подчёркивает
спокойный характер произведения.
I часть
В начале произведения лирический герой
обращается к берёзе, словно к живой, динамика
р (piano)
I часть представляет собой неквадратный
период из 7 неполных тактов, в которых
размещается два музыкальных предложения
( 2-е предложение ритмически повторяет
1-е)
К концу первой части, через VII трезвучие
в 6-м такте происходит отклонение в параллельную
тональность Аs-dur.Часть звучит в умеренной
тесситуре.
II часть – кульминационная
Крещендо в 1-ом предложении приводит
к кульминации всего
Более высокая тесситура всего хора.
II часть представляет собой неквадратный
период из 8 неполных тактов. Часть начинается
с запева сопрано в тональности As-dur. Второе
предложение начинается в f-moll,после чего
обе тональности звучат поочерёдно и заканчивается
на доминанте к As-dur.
III часть
?
III часть – неквадратный период из 9 полных
тактов, включает в себя 2 музыкальных
предложения и дополнение. Первое предложение
этой части точно повторяет первое предложение
I части и ритмически, и динамически. Второе
предложение звучит …………Произведение
заканчивается в умеренной тесситуре
в динамике рр (pianissimo). В последнем такте
есть указание на характер звучания –
morendo (замирая).
Для исполнения этого произведения:
- общий диапазон хора:
- партия I сопрано:
- партия альтов:
- партия теноров:
- партия I басов:
Тесситура в произведении в общем удобная. Есть неудобные моменты у альтов: скачки на ч.4 (1,2,4,5 тт.),Б.6 (3 такт); у сопрано скачки на ч.4 (8,9,10,11 тт.)
При разучивании произведения «Берёзе» можно столкнуться с такими трудностями:
Информация о работе Аннотация на хоровое произведение В.Я.Шебалина «Берёзе»