Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 11:55, реферат
В названии произведения отразилась, но всей видимости, и композиционная идея концерта. «Родственные по смыслу и настроению хоры не стоят рядом, а, соприкасаясь, друг с другом на расстоянии, образуют «венок» сложной композиционной цепи» - (отметил композитор А. Николаев). Действительно, «Пушкинский венок» чрезвычайно многоцветен и по жанрам, и но темам, и по образности своей. В равной степени и музыкальное воплощение стихов отличается поразительным для миниатюр разнообразием форм, лада, гармонии, типов мелодики, приемов хорового письма.
Свиридов Георгий Васильевич
Георгий Васильевич
Свиридов - русский, советский композитор
и музыкальный деятель - родился 16 декабря
1915 года в городе Фатеж Курской губернии. Детство будущего композитора
прошло в родном городе. Его отец - родом
из крестьянской семьи - работал на почте;
во время революции 1917 был расстрелян. С 9 лет мальчик жил
в Курске, там он и начал впервые заниматься
музыкой, играл на рояле и на балалайке,
участвовал в самодеятельном оркестре
народных инструментов. С 1932 года юный
музыкант учился в Центральном музыкальном
училище Ленинграда. С увлечением сочиняет
прелюдии для фортепиано, сонатины и другие
пьесы. Шесть романсов на стихи Пушкина
(1935) с успехом исполняются и по сей день. В Ленинградской консерватории
Свиридов учился под руководством профессоров
П. Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича. В эти
годы (1936-1941) он сочиняет романсы на стихи
М. Ю. Лермонтова, А. Прокофьева, П. Беранже,
В. Шекспира, пишет немало инструментальных
произведений. Самые значительные
среди произведений Свиридова 40-х годов
- его инструментальные ансамбли. За трио
(1945) он был удостоен Государственной премии.
Но тогда композитор еще не нашел собственной
творческой темы. Новое, свое пришло
как внезапное откровение, когда в 1949 году
Свиридов обратился к поэзии старейшего
армянского поэта Аветика Исаакяна и стал
с огромным увлечением сочинять романсы
на его стихи. Так возник вокальный цикл
"Страна отцов". Не менее знамениты
его песни на стихи Роберта Бернса (1955).
Композитор использует в своих вокальных
циклах какие-то особые приемы, сложившиеся
в музыкальном быту народов Армении и
Шотландии, но в целом его музыка
остается русской и вместе с тем неповторимо
"свиридовская". Значительной работой
Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея
Есенина" (1955). Среди стихов Есенина
композитор отбирает наиболее драгоценное
- поэзию родной природы, крестьянской
Руси, народные и революционные мотивы.
В центре стоит любовь крестьянского юноши-поэта
к своей родной земле, его размышления
над историческими судьбами страны. Дальше
тема приобретает трагическое звучание
- сложной оказалась судьба поэта, не нашедшего
своего места в той новой жизни, которую
он приветствовал. К этой теме Свиридов
обращается и в "Патетической оратории"
на стихи Маяковского (1959), за которую композитору
присуждена Ленинская премия.
В 60-е годы в творчестве
Свиридова отчетливо наблюдается стремление
к простоте и ясности музыкального языка.
Он охотно обращается при этом к образам
русской старины. В кантате "Курские
песни" (1962) композитор использовал
семь подлинных старинных мелодий, записанных
советскими фольклористами, и на их основе
создал поэтическое повествование о русской
женщине, о ее грустной доле и душевной
красоте. Свиридовым созданы
и другие замечательные сочинения: симфонический
"Маленький триптих", кантата "Снег
идет" (на стихи Б. Пастернака) , "Петербургские
песни" (на слова А. Блока) . Творчество Свиридова
завоевало широкий круг любителей и друзей.
Это объясняется не только ясностью и
содержательностью его творчества, но
и той искренней взволнованностью, которая
обычно покоряет слушателя в произведениях
искусства, глубоко пережитых творцом,
несущих в себе частицу его души.
Оратории, кантаты, хоры
«Поэма памяти Сергея
Есенина», сл. С. Есенина. Для тенора, хора
и симфонического оркестра(I956)
«Курские песни», сл. народные. Для хора и симфонического оркестра (1964) «Деревянная Русь». Маленькая кантата для тенора, мужского хора и симфонического оркестра, сл. С. Есенина (1964)
«Снег идет». Маленькая кантата для хора и симфонического оркестра. Сл. Б.Пастернака (1965)
«Весенняя кантата». Памяти А. Т. Твардовского. Сл. Н. Некрасова. Для смешанного хора и симфонического оркестра (1972)
Три хора из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Для хора без сопровождения (1973)
Концерт памяти А. А. Юрлова. Для хора без сопровождения (1973)
«Гимны Родине», сл. Ф. Сологуба. Для смешанного хора без сопровождения (1978) «Пушкинский венок», сл. А. Пушкина. Концерт для хора (1979)
«Ночные облака». Кантата. Сл. А. Блока. Для смешанного хора (1979)
«Ладога». Хоровая поэма, сл. А. Прокофьева. Для камерного хора (1980)
«Песни безвременья». Хоровой цикл. Сл. А. Блока. Для смешанного хора (1981) Песнопения и молитвы. Для смешанного хора (1991—1994)
Вокальные произведения для голоса и фортепиано
Шесть романсов на сл. А. Пушкина (1935)
Романсы на сл. М. Лермонтова (1938)
«Страна отцов». Поэма для тенора и баса с фортепиано. Сл. А. Исаакяна (1950) «Песни на сл. Роберта Бёрнса» в пер. С. Маршака (1955)
«У меня отец — крестьянин», сл. С. Есенина. Цикл песен для тенора и баритона с фортепиано(1957)
«Слободская лирика». Семь песен на сл. А. Прокофьева и М. Исаковского (1958) «Петербургские песни», сл. А. Блока. Для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса, в сопр. скрипки, виолончели и фортепиано (1961—1963)
«Отчалившая Русь», сл С. Есенина. Поэма для голоса и фортепиано (1977) «Петербург», сл. А. Блока. Поэма для голоса и фортепиано (1995).
«Пушкинский венок»
01. Зимнее утро
02. Колечушко, сердечушко
03. Мери
04. Эхо
05. Греческий пир
06. Камфара и мускус
07. Зорю бьют
08. Наташа
09. Восстань, боязливый
10. Стрекотунья, белобок
В июне 1979 года,
когда отмечалось 180-летие со дня
рождения А. С. Пушкина, было
впервые исполнено новое
Это десять
номеров, составляющих единое
целое. Десять стихотворений,
на которые написаны хоры, по
содержанию не связаны между
собой – единым целым их
делает музыка, возвышенная по
настроению и одновременно
В названии произведения отразилась, но всей видимости, и композиционная идея концерта. «Родственные по смыслу и настроению хоры не стоят рядом, а, соприкасаясь, друг с другом на расстоянии, образуют «венок» сложной композиционной цепи» - (отметил композитор А. Николаев). Действительно, «Пушкинский венок» чрезвычайно многоцветен и по жанрам, и но темам, и по образности своей. В равной степени и музыкальное воплощение стихов отличается поразительным для миниатюр разнообразием форм, лада, гармонии, типов мелодики, приемов хорового письма.
В определении его жанра угадывается желание композитора зафиксировать эту цельность, значительность: не «цикл», не «хоры», а «концерт». И в самом деле, одно из первых и главных впечатлений, возникающих после прослушивания «Пушкинского венка», состоит в том, что в нем заключена пушкинская философия жизни. Его назначение — увенчать главу мудреца, проникшего в тайну жизни, тайну отношения человека к миру, к другому человеку и человека к самому себе.
С ослепительно солнечного зимнего утра, с торжествующего гимна русской природе, начинается хоровой концерт «Пушкинский венок» Г.В.Свиридова: «Мороз и солнце, день чудесный». Номер «Зимнее утро» представляет собой пейзажную зарисовку, в тоже время образ не статичен - это целая «вереница» светлых, ясных образов.
Жанр этого произведения –
хоровая миниатюра.
В тональном плане можно увидеть стремление автора к изложению гармонического изложения, так как мы видим это по частой смене знаков альтерации и отклонениями в другие тональности. Первые аккорды, которые прославляют русский зимний, морозный день звучат в тональности D - dur, тональность света и радости. Но также для полного расскрытия и передачи характера произведения и подчёркивания текста автора слов, композитор использует отклонения в такие тональности как : e – moll (2 – й раздел 25 – 44 такты), a – moll (3 – й раздел 47 – 48 такты), C – dur (3 – й раздел 50 – 55 такты), G – dur (3 – й раздел 58 – 60 такты), h – moll (3 – раздел 70 – 71 такты).А также композитор использует хроматизмы (23 такт, 61 - 63 такты).
Метроритмика произведения. Ритм: в целом ритмический рисунок достаточно сложный. Характерные ритмические фигуры – пунктирный ритм, триоли, также часто встречается контрапункт у всех групп хора кроме сорано. Также во втором разделе мы можем увидеть залигованные длителтности, которые поддерживают гармонию у всех партий кроме SI, у которых проходит главная мелодическая линия.
Фактуру композитор использует разнообразную. Почти на протяжении всего произведения фактура гамофонно - гармоническая, но также можно увидеть и гармоническую. Гармонический язык красочный, багатый, он отражает картину солнечного зимнего утра. Он сложен по своей структуре, яркие и одновременно светлые, мягкие сочетания голосов образуют очень насыщенный гармонический язык. Использует композитор аккорды Т группы, S и D групп и их обращения.
Вокально – хоровой анализ. Тип хора – смешаный. Вид хора – восьмиголосный. Общий диапозон хора от G – h2 . Теситурные неудобства есть у SI (си 2 – й октавы).Это создаст небольшие вокально – хоровые трудности у этой партии, требующих разрешения при работе с хором. Неравномерность теситурных соотношей голосов хоровой партитуры может повлечь за собой задачу искусственного динамического «выравнивания» неансамблирующих созвучий. Почти на протяжении всего произведения позиционная ровность у всех партий, но встречаются скачки на которые стоит обратить внимание как исполнителям так и хормейстеру. Например у SI- б6 (1т.), ч5 (10 т.,21 т.), м6 ( 25 – 26 т.,28 – 29 т.), ч4 (31 – 32 т.), ч4 (46 т.), ум4 (47 т.), ч8 (69 – 70т.). У SII – ч4 (1т.), ч5 (10 т.,21 – 22 т.), ч4 и ч4 (46 т.,48 т.). У партии А можно встретить всего несколько скачков, но на тих также следует обратить внимание: ч5 (10 т.), ч4 (37 -38 т.), ч4 (32 – 33 т.,72 т.). У партии Т – б6 (1 т.), ч5 (10 т.), ч4 (10 т.), м6 (69 – 70 т.). У партии Б – ч4 (1 т.), ч 4 (3 т.,72 т.), ч5 (9 т., 15 т.), ч5 (10 т.), ч8 (72 т.). Трудностью у S и Т партиях будут вызывать хроматизмы, которые встречаются у этих партий в 61 – 63 тактах.
Хоровое
исполнение невозможно без
Дикционные трудности. В раскрытии образа важную роль играет дикция. Поэтому исполнители должны пользоваться общими правилами и манерой формирования гласных и согласных звуков, слов исходя из примитивных законов орфоэпии. Тембры голосов и бесконечное разнообразие их нюансов зависят от характера произношения текста, его образно – смыслового воплощения в пении. Эта ансамблевая задача является одной из наиболее важных в кругу исполнительских средств, характеризующих хор как единственный в своём роде «говорящий» музыкальный инструмент.
Дирижёрские трудности. Передать с помощью глубоко и мягкого жеста на legato образ зимней природы, его красоту, спокойствие и беспокойствие. Основные дирижёрские трудности: чёткие ауфтакты и снятия групп хора на разные доли такта. А также проведение музыкальной темы во втором разделе у SI и гармонизацию у остальных групп хора с помощью амплитуды рук, выделяя ту, у кого проходит тема. Также с помощью ауфтакта показать исполнителям смену темпов на протяжении всего произведения. Дирижёр должен продумать динамическое движение произведения и определить кульминацию всего произведения и обязательно вместе с хором к ней подвести.
В хоровом
произведении музыка
«Зимнее утро»
«Пушкинский венок»
Информация о работе Аннотация на хоровое произведение "Зимнее уторо" Композитора Г.В.Свиридова