Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:04, творческая работа
Родился 15 декабря 1924 в городе Тбилиси. Советский композитор.
Народный артист РСФСР (1986). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1967).
Мераб был сыном композитора Алексея Алексеевича Парцхаладзе (1897—1972), это во многом предопределило его судьбу. Обучался будущий композитор у С. С. Богатырёва.
В 1957 – преподаватель Московского хорового училища по классу композиции, в 1956-74 зав. редакцией издательства «Советский композитор». Значительное место в творчестве Мераба Парцхаладзе занимает музыка для детей (муз. сказки, хоры a capella, песни, инструментальные пь
Тамбовский государственный музыкально педагогический институт
им. С. В. Рахманинова
Аннотация
на произведение
«Плачут свечи».
Музыка М. Парцхаладзе
Слова Ю. Купаташвили
(перевод с грузинского Ю. Полухина)
Выполнила студентка IV курса
Кафедра ДХО
Плачут свечи.
Сл. Ю. Купаташвили перевод с грузинского Ю. Полухина
Муз. М. Парцхаладзе
1.
Родился 15 декабря 1924 в
городе Тбилиси. Советский композитор.
Народный артист РСФСР (1986). Заслуженный
деятель искусств Грузинской ССР (1967).
Мераб был сыном композитора Алексея Алексеевича
Парцхаладзе (1897—1972), это во многом предопределило
его судьбу. Обучался будущий композитор
у С. С. Богатырёва.
В 1957 – преподаватель Московского хорового
училища по классу композиции, в 1956-74 зав.
редакцией издательства «Советский композитор».
Значительное место в творчестве Мераба
Парцхаладзе занимает музыка для детей
(муз. сказки, хоры a capella, песни, инструментальные
пьесы). Среди других произведений: симфоническая
поэма «Нестан» (по поэме «Витязь в тигровой
шкуре» Ш. Руставели, 1954), оркестровые сюиты
«Лесные картины» (1978), «Таёжными тропами»
(1986), «Прощание с Дерсу» (1987); концерт для
ф-но с орк. (1953); струнный квартет (1951), соната
для скрипки и ф-но; Пандурули № 1 и № 2
(для ф-но); музыка к спектаклям драм. театра,
к кинофильмам.
2
Это хоровая миниатюра, написанная для женского или детского четырёхголосного хора, а cappella. Литературный текст духовного содержания. В нём заложен глубокий философский смысл о жизни и смерти. В основе жизни христианина присутствует покаяние. Каждый человек должен раскается в своих грехах по отношению к себе и ближним, но часто этого не происходит. И за всех людей, которые живут во лжи, духовной слепоте в храмах молятся верующие и ставят свечи: « Плачут свечи, плачут в поздний час. Слёзы льют они жалея нас» Когда у человека жизнь идёт счастливо и удачно он не задумывается о своих словах и поступках: «…наша жизнь, то боль, то ясный свет». И лишь в минуту жизни трудную человек обращается к Богу: «…а у смерти оправданья нет» У каждого человека есть ангел-хранитель и он оберегает нас от бед и несчастий и молится за нас перед святыми, просит прощенья : « …если плачут свечи – это храм, шлёт мольбы к высоким небесам». Образ свечей здесь как бы «очеловечивается» и психологизируется. Всё дал Бог человеку и небо, и свет для того, что бы он жил в доброте и мире. А человек стремится не к духовному богатству , а к материальным благам: « Нам дана с рожденья неба синь и мечты – дороги средь пустынь». Но не смотря ни на что всё же Бог не оставляет человека: « Свечи льют на стены зыбкий свет, в час когда уже надежды нет»
3
Хор написан в куплетной форме. 2 куплета, есть кода (20-25 такты). Всего 25 тактов.
4+4+4 4+4+4 ;
a b c a1 b1 d (кода)
1к 2к
Фактура гамофонно –гармоническая. Встречаются подголоски в разных партиях при переходе на следующую фразу (А в 1, 3 ,6 , 10 тактах; S во 2 такте, S2 в 4, 5 тактах). В коде на фоне педального тонического звука S1 и А2 звучит мелодия у S2.
Основная тональность до# -минор
Тональности |
cis |
E |
cis |
Fis |
H-dur |
Gis |
cis |
E |
cis |
Такты |
1-2 |
3-4 |
5-6 |
7-8 |
9-10 |
12 |
13-14 |
15-16 |
17-18 |
Тональности |
gis |
Fis |
fis |
G |
cis |
Такты |
19 |
20 |
21 |
22 |
23-25 |
Смена тональностей связаны с образным содержанием текста. Например: начинается произведение в основной тональности до#-минор, а в третьем такте на словах «…тишина, как детский сон чиста» появляется параллельный мажор, что вностит просветление, но не надолго. Шестой такт звучит напряжённо в тональности Доминанты, подчёркивая мольбы ,который шлют свечи к небесам. Отклонение в тональность субдоминанты в восьмом такте звучит светло и прозрачно: «Боги сами этот свет зажгли». Тема «божьего света» так же продолжается и в 9 и 10 тактах при помощи тональности си-мажор. Куплет заканчивается в тональности доминанты (Соль#-мажор) . Это половинная каденция. Звучит не закончено. Свечи устали от потерь и их благодатный свет не доходит до людских душ. Аналогичный тональный план 2 куплета, за исключением окончания (Фа#-минор), подчёркивает победу жизни над смертью: « Наша жизнь то боль, то ясный свет, а у смерти оправданья нет»
В коде Фа#мажор резко сменяет фа#-минор, как бы напоминая, что в жизни нас ждут не только радости, но и испытания, которые господь даёт нам для понимания истинного жизненного смысла. Всё произведение заканчивается в основной тональности. Тонический звуке держится 3 такта, являясь символом чего-то вечного и непостижимого. Полная совершенная каденция.
Текстовой
смысл подчёркивают и
Д – VI7#1. В 6 такте звучит Д2 к Си-мажору. Анологично по гармонии 7 и 8 такт. 1 куплет заканчивается модуляцией в соль#-минор через II7. В коде аккорды звучат светло и прозрачно, встречаются проходящие звуки в аккордах. Которые придают звучанию особый колорит и настроение, описанный ранее. Необходимо отметить использование композитором характерных гармонических оборотов для грузинского народного фольклора – это звучание в нижних голосах параллельных ч. 5 и параллельных трезвучий в партитуре. Кульминация находится в точке золотого сечения (8 такт). Достигается по средствам гармонии, тонального сдвига динамики и тесситуры звучания голосов.
Темп медленный четверть =52. существенных отклонений от темпа нет, за исключением rit. в 8, 12, 20 тактах. Размер переменный 7/4 и 6/4. Размер 7/4 это не симметричный размер 3+2+2. размер 6/4 = 3+3. Ритический рисунок мелодии не сложный. В основном плавное движение восьмыми длительностями. На окончаниях фраз небольшие остановки на половинных нотах. В окончаниях так же есть фермата (12, 20, 25 такты). Четверти и четверть с точкой и восьмая тесно связаны с фразировкой. В 8 и 20 такте в партии А2 есть распев на две шестнадцатые ноты. В 21 такте распев слога «ный» в словосочетании «ясный свет» звучит на распев восьмой и двух шестнадцатых под одним ребром. И в коде залигованные целые и половинные ноты с точкой.
4.
Хор « Плачут
свечи» написан в
октавы. В объёме двух октав. Композитор использует удобную тесситуру хоровых голосов, за исключением партии А2. В этой партии крайние звуки диапазона, что снижает нагрузку на голоса. В момент кульминации (8 такт) на форте все голоса звучат в удобной тесситуре. Так же при динамике пиано (1-4, 7-8 такты).
Тесситура партий:
Альт 1 и 2 - от фа# малой октавы соль# первой октавы (в объёме децемы)
Сопрано 1 и 2 – от ми первой октав до фа# 2 октавы (в объёме децемы)
Тесситура удобная.
Мелодическая линия партий. Основная мелодия звучит в партии Сопрано1. Начинается движение на одном звуке (соль#), затем поступенное развитие мелодии. При движении мелодии на одном звуке возможна занижение интонации. Поэтому надо напоминать хористам о высокой певческой позиции и исполнять, как бы «подтягивая звук».Нет скачков на широкие интервалы. Но в 6 такте появляется звук си# (мелодический минор), в 7 такте ля# (мелодический минор), отклонение в (Фа#-мажор) в 8 такте. Аналогично и в других партиях. Мелодическая линия представляет собой секундово-поступательное движение. Трудность интонирования будут составлять проходящие хроматические звуки в 5-12 тактах и 17-20 тактах. При исполнении их нужно следить за интонацией. Выработке чистой интонации способствуют следущие приёмы : пение пиано, филирование звука, пение с закрытым ртом, пение на гласную У или Ю.
Голосоведение плавное legato. В данном произведении используется цепное дыхание и обще хоровое на цезурах (4, 8, 12, 20, 22).
Основные ансамблевые задачи. Темповый – следить , чтобы все замедления и снятия выполнялись певцами одновременно.
Метроритмический ансамбль основывается на едином ощущении темпа, метра и ритма всеми певцами, на синхронном совпадении голосов по вертикали, одновременном взятии дыхания, произнесении слов. В работе над этой формой ансамбля полезно применять внутридолевое дробление, пульсирующее заполнение длительностей, особенно в медленном темпе. В случае смены темпа в произведении, главная задача дирижера – моментальная организация нового темпа, что достигается определенной пропорциональностью в соотношении темпа предыдущего и последующего, подготовительным движением (ауфтактом) дирижера, отражающим темп, ритм и характер дальнейшего исполнения.
Сложность могут составлять не одновременное исполнение пунктирного ритма (10, 12 такты). Для устранения этого недостатка необходимо пропеть сложное место с пульсации, проговорить с текстом или простучать ритмический рисунок. Динамический ансамбль. В произведении много динамических отклонений от пиано до форте. Есть усиление звучности, а так же снижение. Внимание хористов должно быть направленно на дирижёра. В 17 такте голоса должны быть уравновешены. Так как высокий звук сопрано может заглушить низкий альтовый звук соль# . Здесь сопрано должны убрать звучность (искусственный ансамбль).
Артикуляционный ансамбль означает полное единство дикции (произношения) и штрихов при предельной ритмической дисциплине. Для его достижения важны: единая манера произношения гласных и согласных звуков, начала и окончания фраз, начала и снятия выдержанных звуков. Особого внимания требуют согласные, особенно сдвоенные или строенные… Исполнение таких сочетаний осложняется, если они располагаются перед паузой – снятие должно быть предельно точным (например: на последнюю восьмую четвертной доли) оттдергиванием руки на себя. В других случаях возможен перенос окончаний на начало следующей доли.
5.
Кульминация находится в точке золотого сечения (8 такт). Достигается по средствам гармонии, тонального сдвига динамики и тесситуры звучания голосов.
Тембровая окрашенность певческого звука тесно связана с раскрытием образно-содержательной стороной литературного текста. Трудно уровнять голоса по высоте, ритму, силе. Намного сложнее избежать тембровой пестроты. Тембровый ансамбль хоровой партии успешно осуществляется двумя способами:
1. Путем подбора певцов с похожими тембрами;
2. Путем стирания тембровых особенностей голосов, сведения их к звучанию, близкому инструментальному (т.н. “дудочка”). Такой ансамбль называется однотембровым.
Если выше предложенный способы не доступны, то необходимо достигнуть элементарной слитности, во имя которой приносится в жертву тембровое богатство. Многотембровый ансамбль партии достигается значительно трудней, но содержит в себе большие выразительные возможности.
Схема дирижирования.
Подробности нюансировки ясно обозначены в партитуре. Особенности фразировки заключаются в том , что литературный текст произведения является переводом с грузинского языка. Поэтому логические ударения смещены и не всегда совпадают с развитием мелодии.
Плачут свечи, плачут
в поздний час,
Слёзы льют они, жалея нас,
Тишина, как детский сон чиста,
И в глазах у фресок - доброта.
Если плачут свечи, это храм
Шлёт мольбы высоким небесам,
Будто бы жалея люд земли,
Боги сами этот свет зажгли.
А святые лики много лет
Излучают доброту и свет.
Плачут свечи, от потерь устав,
Руки света в храме распластав.
Нам дана с рожденья неба синь
И мечты - дороги средь пустынь,
Свечи льют на стены зыбкий свет
В час, когда уже надежды нет.
Не умеют свечи говорить,
Только могут тихо слёзы лить.
Наша жизнь - то боль, то ясный свет
А у смерти оправданья нет.
Плачут свечи...
Транскрипция текста.
Пла-чутсве-чи – пла –чу-тфпо-зни-йча-слё-зы
–лью-т ^а-ни- жа-ле-я- на-сТи-ши-на- кА-кдец-ки-йсо-нчи-ста
^И –вгла-за-х^у-фре-со-кда-бра-та
Е-сли- пла-чу-тсве-чи-^ э-то-хра-мШле-тмаль-бы
–вы-со-ки-мне-бе-са-мБу-то -бы –жа-ле-я
–лю-тзе-мли,
Бо-ги –са-ми- э-то-тсве-тза-жгли.
А- све-ты-е-ли-ки –мно-го- лет
^И-злу-ча-ю-тдо-бро-ту^ и- све-тПла-чу-тсве-чи-
^а-тпо-терь- у-стаф,
Ру-ки- све-та –вхра-ме –ра-спла-стаф.
На-м-да-на –сра-жде-нья-не-ба- синь
^И- ме-чты – да-ро-ги –сре-дь пу – сты-ньСве-чи
–лью-т на- сте-ны –зы-бки-
Йсве-тВ ча- ко-гда- у-же –на-де-жды –не-тНе –у-ме-ю-т све-чи –га-ва-ри-тьТо-лько—могу-ти-хо –слё-зы- ли-
тьНа-ша –жи-знь то –бо-льто –я-сны-й све-т^А^
у –сме-рти –а-пра-вда-нья -нет.
Пла-чу-тсв-е-чи...
Информация о работе Аннотация на произведение «Плачут свечи»