Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 20:08, творческая работа
Роберт Шуман (1810-1856) - выдающийся немецкий композитор и музыкальный деятель эпохи романтизма. В возрасте десяти лет Роберт уже начал сочинять хоровую и оркестровую музыку. В 1828 году поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Учась в университете, он побывал во многих городах Европы, и в 1830 году он получил у матери разрешение полностью посвятить себя музыке. Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой, зарекомендовав себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве. Начал заниматься композицией и переложениями у Дорна. В 1834г. основал “Новую музыкальную газету”.
Аннотация
На произведение Р.Шумана “Доброй ночи”
I. Историко-стилистический анализ.
Роберт Шуман (1810-1856) - выдающийся немецкий композитор и музыкальный деятель эпохи романтизма. В возрасте десяти лет Роберт уже начал сочинять хоровую и оркестровую музыку. В 1828 году поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Учась в университете, он побывал во многих городах Европы, и в 1830 году он получил у матери разрешение полностью посвятить себя музыке. Шуман серьезно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой, зарекомендовав себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве. Начал заниматься композицией и переложениями у Дорна. В 1834г. основал “Новую музыкальную газету”.
В дальнейшие годы, Шуманом были написаны лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками. С 1850 по 1853 гг.,он руководил концертной жизнью Дюссельдорфа. Однако в 1854 году случилось обострение душевной болезни. Шуман совершил попытку суицида, а 29 июля 1856 года скончался в лечебнице в Энденихе.
Шуман испробовал свои силы почти во всех основных музыкальных формах, включая симфонию, оперу, ораторию, но главными для него стали фортепьянная и камерно-вокальная сферы. Фортепьянное наследие Шумана, включает в себя лирический цикл «Бабочки», фантастический «Карнавал», прекрасные и полные открытий «Симфонические этюды», могучую, но в то же время исполненную лиризма Фантазию. В области немецкой художественной песни (Lied) Шумана справедливо считают наследником Шуберта. Великолепны его песенные циклы «Любовь и жизнь женщины» (Frauen Liebe und Leben) на стихи А. фон Шамиссо и «Любовь поэта» (Dichterliebe) на стихи горячо любимого Шуманом Г. Гейне. В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения даёт богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов — «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу ли песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл — «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840).
Хоровая миниатюра «Доброй ночи» («Gute Nacht») написана Шуманом в 1846 году, на слова немецкого поэта Фридриха Рюккерта. Ф.Рюккерт(1788-1866гг.) – немецкий поэт, переводчик и ученый. Его интимная лирика, менее известная и менее издаваемая, чем его переводы восточной поэзии, нашла распространение в вокальных произведениях композиторов нескольких поколений. Среди последних наиболее известен цикл «Песни об умерших детях» Густава Малера.
Данное хоровое произведение написано для смешанного хора, которое исполняется a capella. Это нежная колыбельная, текст которой, наполненный лирики и романтизма. Таким способом автор объясняется в любви любимому человеку:
Спокойной ночи, друг бесценный,
Мой милый друг, мой нежный друг.
Спустился сумрак постепенно,
Все спит вокруг, все спит вокруг.
В дремоте сладкой ветер шалый
К щеке твоей приник.
Спи, друг мой нежный, ты устала.
Спи, спи, усни! Спи, спи, усни…
II. Музыкально-теоретический анализ.
Форма музыкального произведения является одночастная (период). Состоит из трех предложений и заключения:
1 предложение: с 1 по 4 такт (Спокойной ночи, друг бесценный,
2 предложение: с 5 по 8 такт (Спустился сумрак постепенно,
3 предложение: с 9 по 14 такт (В дремоте сладкой ветер шалый
Заключение: с 15 по 16 такт (Спи, спи, усни! Спи, спи, усни…)
Хоровая миниатюра имеет развитие и динамику от pp до mp (динамика характерная для колыбельной песни).
Начинается мелодия с p (с 1 по 8 такт: Спокойной ночи, друг бесценный, мой милый друг, мой нежный друг. Спустился сумрак постепенно, Все спит вокруг, все спит вокруг.). Далее следует кульминация, где хор должен предать немного больше переживаний, а именно используя динамику mp (с 8 по 12 такт: В дремоте сладкой ветер шалый, к щеке твоей приник.). С 12 по 14 такт динамика снова спадает на p: Спи, друг мой нежный, ты устала. И конец произведения Р. Шумана, завершается на pp:Спи, спи, усни! Спи, спи, усни….
Первая, вторая и последняя строфы завершаются имитационным приемом: хор вторит короткой сольной фразе сопрано. Третья строфа отличается более острым пунктирным ритмом на сильной доле (восьмая с точкой – шестнадцатая вместо четверти с точкой – восьмой в первых двух строфах), паузой и кратковременным динамическим усилением на второй доле такта заметно отделяет последнюю строфу, останавливая тем самым ритмическое развитие третьей.
Темп – медленный, умиротворенный (что характерно к даному стилю), имеющий агогические (темповые) отклонения, связаны с характером произведения. Темповое отклонение в 3-ем предложении: с 9 по 14 такт (В дремоте сладкой ветер шалый, к щеке твоей приник.). В заключительной части (Спи, спи, усни! Спи, спи, усни…) автор использует ritenuto и diminuendo.
Размер , сложный.
Тональность хоровой миниатюры As-dur. У композиторов романтиков, к которым и относиться Р.Шуман, эта тональность признанна тональностью любви, света и благодати.
Согласно
драматическому развитию
Гармонический язык - сложный, насыщенный диссонансами.
Тональный план:
Затакт: T. 1 такт: , , , , Т. 2 такт: , , Т. 3 такт: соло, .
4 такт: , ,D, T. 5 такт: , , T , , T. 6 такт: , , Т. 7 такт: соло, . 8 такт: , , D, D. 9 такт: D, d, d, d, d, отклонения в b-moll, .10 такт: T, T, T
Написана миниатюра в гомофононно-гармоническом складе письма, с ярко выраженной мелодией, у Soprano и отдельными репликами солистов.
III. Вокально-хоровой анализ.
Вид хора смешанный (cопрано, альты, тенора, басы), без дивизий партий. IV голосный склад письма.
Общий диапазон: от A до .
Диапазон Сопрано: до , включая соло.
В партии сопрано выделен солирующий голос. Вокальные трудности в том, что бы чисто и легко взять высокие ноты, такие как , , , , и в особенности . Тесситура-высокая.
Диапазон Aльта: от c до a.
Диапазон для партии альтов не имеет особых сложностей. Тесситура удобная.
Диапазон Teнора: от g до c.
Партия написанная для тенора, очень удобная для данного типа голоса, позволяет петь свободно и легко.
Диапазон для Баса: от А до h.
Эта партия имеет трудности в том, что бы четко и в правильной позиции взять низкие ноты, такие как F, Gis, G, Aes, A. Тесситура низкая. Но в тоже время позволяет показать все краски тембра.
Каждая фраза хоровой лирического текста не прерывается, поэтому дыхание в хоровой миниатюре-цепное. Задание дирижера, четко показать когда именно хору необходимо брать дыхание, а также снимать весь хор. Дыхание берется во 2-ом такте, перед партией соло, где идут следующие слова: мой милый друг, мой нежный друг. Следующее дыхание всего хора берется в 4-ом такте, перед словами: спустился сумрак постепенно…. Потом, дирижеру необходимо показать дыхание перед кульминацией, в 8-ом такте, перед словами: в дремоте сладкой ветер шалый. Также следует взять дыхание в 12 такте, где кульминация завершается, перед словами: спи, друг мой нежный, ты устала. Потом дыхание стоит перед завершающей партией соло, в 14-ом такте, а именно перед: спи, спи, усни.
Исполнительские трудности заключаются в точном интонировании гармонии и тонкой нюансировке оттенков p.
Дирижерские трудности представляет синкопированная ритмика первых строф. Также, трудность в том, что необходимо комбинированным жестом четко снимать хор перед вступлением солиста и также точно показывать дыхание хору после реплик солиста (не передерживать).
Это произведение необычайно насыщено приятными любовными и нежными эмоциями. Все это делает хоровую миниатюру красочной и яркой. Автору прекрасно удалось передать настроение колыбельной для любимого человека.
Использованная литература:
- Четыре песни для смешанного хора (Vier Gesänge für gemischten Chor.) Op. 59, 1846 г. Посв.: Раймунду Гертелю. Произведение №4 “Gute Nacht” (Доброй ночи).
- Дёрдь Короо, книга “Если бы Шуман вел дневник...” 1966г. написания, перевод с венгерского Марии Поганн-Бертанн.
- А.Должанский “Краткий курс гармонии для любителей музыки и начинающих профессионалов”, 1966 г.
Информация о работе Аннотация на произведение Р.Шумана “Доброй ночи”