Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:00, курсовая работа
Искусство конца XIX – начала XX века ознаменовалось множеством нововведений, связанных с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн. Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, породив новое искусство – авангардизм, модернизм, а с другой – дав новое дыхание классической традиции.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..3
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ
И ЕГО АВТОРАХ
1.1.Общие сведения о произведении…………………………..5
1.2. Общие сведения об авторе музыки……………………......5
1.3. Общие сведения об авторе текста……………………........8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АННОТАЦИЯ
на произведение «Чайка»
музыка А. Никольского
слова К. Бальмонта
Минск 2010
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ
И ЕГО АВТОРАХ
1.1.Общие сведения о произведении…………………………..5
1.2. Общие сведения
об авторе музыки……………………......
1.3. Общие сведения
об авторе текста……………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Искусство конца XIX – начала XX века ознаменовалось множеством нововведений, связанных с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн. Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, породив новое искусство – авангардизм, модернизм, а с другой – дав новое дыхание классической традиции.
Агрессивно новаторские направления и ломка традиций были характерны не только для музыки, но и для всех жанров искусства в целом. Однако общей безоговорочной характеристикой музыкальных тенденций столетия смело можно назвать разнообразие: разнообразие тенденций, стилей и языка, обогативших музыкальное искусство конца второго тысячелетия и сделавших его одним из наиболее захватывающих и необычайных явлений.
В конце XIX века сформировалась особая идея единения чувств: синестезия – явление, на основании которого одно какое-либо чувство (звук) вызывает другое чувство, относящееся к иной области восприятия (цвет, вкус). Именно эта идея оформилась и стала основой для нового направления в искусстве – символизма.
Символизм (от греч. symbolon – «символ», «знак») – направление в европейском искусстве конца XIX – начала XX вв. Сложилось во французской поэзии, заключая в себе примерно следующее значение: окружающий мир (для символистов) значим не сам по себе, а как символ иной, невидимой и непознаваемой реальности. Основоположниками символизма во Франции по праву считают: Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме. Постепенно символизм распространился по всей Европе, не оставив равнодушным и русское искусство. Представителями символизма в русской литературе стали: Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, позже: А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др. Ближайшими предшественниками символизма считали Р. Вагнера – в музыке, В. Соловьёва, Ф. Достоевского – в литературе.
Символизм был
преимущественно устремлён к
художественному ознаменованию
«вещей в себе» и идей, находящихся
за пределами чувственных
Большой вклад в развитии символизма в музыке привнёс великий русский композитор А. Н. Скрябин. «Творчески мыслящий и чувствующий художник, – писал К. Бальмонт в книге «Светозвук в природе и световая симфония Скрябина», – знает, что звуки светят, а краски поют, и запахи влюбляются».
Одним из композиторов этого времени является Александр Васильевич Никольский.
Название произведения - «Чайка».
Автор музыки – А.Никольский
Автор текста – К.Бальмонт (из сборника «Под северным небом» -
элегии, стансы, сонеты; 1894 – Зима)
Состав исполнителей – смешанный хор (S-A-T-B)
Жанр произведения – хоровая миниатюра а сарреllа.
НИКОЛЬСКИЙ
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
(1874 - 1943)
Никольский Александр Васильевич - выдающийся церковно -певческий деятель, писатель по церковному пению, духовный композитор и педагог, родился в семье священника 9 (22 н.ст.) июня 1874 г. в селе Владыкино, б. Пензенской губерни. По окончании Пензенской духовной семинарии, регентом хора которой он состоял, поступил в московское Синодальное училище, которое окончил в 1896 г. Учился в московской консерватории, откуда перешел в 1899 г. в Филармоническое училище, которое окончил в 1902 г. со званием свободного художника по теории композиции. По предложению 1 регентского съезда (1908) в 1909 г. в Москве были открыты регентские курсы, заведование которыми было поручено Никольскому. Впервые квалифицированные педагоги начали готовить регентов и учителей пения на основе задач новой русской школы церковного пения, а не по обычному шаблону. В эти же годы Никольский был руководителем курсов общества любителей церковного пения в Москве.
Никольский был большим знатоком школьного хорового пения. Составленный им совместно с Н. Кашкиным учебник по теории пения в школе (издан Юргенсоном в 1908 г.) является ценным вкладом в школьно-певческую методическую литературу. Книга «Голос и слух певца» - незаменимое пособие для регентов практиков и «План практических занятий пением в школе и хоре» были последними работами Никольского по пению в школе.
Никольский
оставил богатое духовно-
Популярность Никольского как композитора, регента и педагога выходила далеко за пределы Москвы: в 1912 г. он читал лекции по истории церковного пения в Нижнем Новгороде, которые иллюстрировались пением городских хоров, в 1913 г. дирижировал соединенными хорами Пензы в концерте, где исполнялась полностью его Литургия (опус 31).
После октябрьской революции Никольский работал в «Пролеткульте» как автор «пролетарских» песен, весьма схожих с его духовными хорами. Но такое несоответствие новой работы с его действительным настроением заставило Никольского уже к 1925 г. отойти от этой работы. Он переключился на работу по музыкальной этнографии, в московской консерватории был педагогом хоровой кафедры (получив в 1935 г. звание профессора), где и работал до смерти. Из сохранившегося после смерти композитора архива автографов видно, что и до 30-х годов он работал над созданием новых духовных хоров, впрочем, без надежды видеть их в печати.
После смерти Никольского остался его богатый личный архив: ноты - печатные и рукописные, книги, лекции - разработки по истории хорового пения, песни, конспекты лекций Смоленского, Кашкина, Кругликова, записанные Никольским в бытность его учения в Синодальном училище, многочисленные записи уроков по работе в консерватории, собрание программ концертов, где исполнялись сочинения Никольского.
Среди его музыкальных произведений детские оперы — "Сказка о царе Салтане", "Репка", "В лесу", хоры (в т. ч. "Песня о купце Калашникове"), оркестровые пьесы, романсы, обработки народных песен.
Среди статей по вопросам развития русского хорового пения - "Образовательно-воспитательное значение музыки", "Музыкальное произведение и его исполнитель", "Крюковая система, ее смысл и значение", "К вопросу о новых путях в области хоровой композиции", "О стилях хорового пения: "церковном" и "светском", "Звукоряды народной песни", "Бурлацкие песни".
Популярностью пользуются и его литературные сочинения: «Начальный учебник хорового пения в связи с элементарной теорией музыки, изложенной в практических примерах.» Курсы 1—2 (совм. с Н. Д. Кашкиным). М., 1909; «Отчет о московских летних регентско-учительских курсах за 1909 и 1910 годы.» Спб., 1911; «Формы русского церковного пения.» Пг., 1915; «Краткий очерк истории церковного пения в период I — Х вв.» Пг., 1916; «Голос и слух хорового певца.» Методическое руководство по школьно-хоровому пению, Пг., 1916.
Никольский скончался 19 марта 1943 г. в Москве, в разгар войны. Похоронен на Пятницком кладбище, недалеко от церкви.
Константин Дмитриевич Бальмонт - поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией. Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж. Решающее время в
формировании поэтического мировоззрения
Бальмонта — середина 1890-х годов.
До сих пор его стихи не выделялись
чем-то особенным среди Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе - символизма. Однако среди «старших символистов» (Д.Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов) и среди «младших» (А. Блок, Андрей Белый, В. Иванов) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований. Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, В.Жуковский, М.Лермонтов, А.Фет, П.Шелли и Э.По. Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков. В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим, за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах. И в 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом. Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки». На события первой русской революции Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь преследования поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию. Вышедшая в 1907 году книга «Жар - птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах «Весов» и «Золотого руна», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909). О них с несвойственной ему резкостью отзывается А. Блок. В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он — не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910). Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917). В эмиграции Бальмонт
опубликовал несколько Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы. К стихам К.Бальмонта обращались такие композиторы как И.Ф.Стравинский, М.Ф.Гнесин, В.И. Ребиков, С.С.Прокофьев.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Символ – это образ, который помимо буквального своего значения несет иносказательный смысл и обладает комплексом ассоциативных значений, т.е. он указывает на другие сферы реальности – сакральные. В этих сферах обычные предметы принимают совершенно новый смысл, но смысл недосказанный, утаенный автором, предоставившим читателю самому выбрать ту дорогу к пониманию скрытого значения символики, какая ему ближе и понятней.
Так, в древнем Египте птица - это символ души, и любое крылатое существо символизирует одухотворенность. По Юнгу, птица благодетельная по своей природе, олицетворяет дух или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полет фантазии. Согласно индуистской традиции, птицы символизируют высшие ступени сущего. Эта традиция наиболее полно выражена в египетской символике, когда птица наделяется головой человека. В системе иероглифов этот знак соответствовал детерминативу Ба (душа) или понятию души, улетающей от тела после смерти. В исламе птицы - это души верующих, живущих на Древе Жизни.
Представление о птицах как о человеческих душах распространено по всему миру так же широко, как и мнение, что они — воплощенные божества предсказаний, бессмертия и радости. В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной. Так, белая птица символизирует чистоту души, непогрешимость мыслей и побуждений.
Чайка - это полая птица, свободно летающая над безбрежным морем, украшение утесов и парусников, плывущих в лучах солнца. Это символ действия и свободной ситуации, символ свободного потенциала.