Аннотация произведения В. Корзина на слова В. Викторова «Берёзовая ветка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:44, реферат

Описание работы

Данное произведение выдержано в рамках хоровой миниатюры и носит повествовательный характер. По назначению и происхождению причислено к однородному женскому и детскому хору. По особенностям исполнения, данное произведение идёт как хор a cappella.

Файлы: 1 файл

Корзин Виталий Александрович роился 23 мая 1939 в Москве.docx

— 31.86 Кб (Скачать файл)

Корзин Виталий Александрович роился 23 мая 1939 в Москве. Композитор в 1963г. окончил Московскую консерваторию по классу оперного и симфонического - дирижирования Л. М. Гинзбурга. В 1970г. окончил институт им. Гнесиных по классу композиции Н.И. Пейко. В 1964—1979 редактор издательства "Советский композитор".

Сочинения: для симф. орк. — поэма Первопроходцы (1975); для ф-п. и симф. орк. — Концерт (1970); для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны — Квинтет (1968); для кларнета и ф-п. — Вариации и Скерцо (1966); для влч. и ф-п. — Фантазия (1972); для ф-п. — поэма Воспоминание (1964), Скерцо и Музыкальный момент (1965); для хора, флейты и вибрафона — поэма Шумят леса (дет., сл. К. Ибряева, 1974); для голоса и ф-п. — цикл Пять русских песен (сл. нар., 1967); для хора — поэма В тайге (сл. Н. Заболоцкого, 1967), циклы: Времена года (дет., сл. Г. Андреевой и С. Вигдорова, 1971), на сл. В. Викторова (дет., 1973), поэмы Просторы (сл. К. Ибряева, В. Викторова, 1975), на сл. болг. поэтов (дет., 1977), Концерт (дет., 1977); музыка к фильмам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Корзин великолепно чувствовал и умел мастерски претворять в  музыке самые тонкие образные сферы  русской поэзии – об этом свидетельствуют  его написанные произведения  на стихи русских поэтов.

Основная идея, идея композитора  – это показать, как музыка  с помощью текста выражают состояние  борьбы, неравномерность сил, добро  и зло. С помощью олицетворения  берёзовой ветки, композитор показывает  жизнь. Делает показ на  соперничество, которое происходит и в жизни, между людьми. Произведение не выдержано  в одном настроении, оно меняется из-за развития сюжета, погружает нас  в происходящее, заставляет переживать и чувствовать.

Трудно зимою  берёзовой ветке

С градом воюет. Ссорится с ветром.

А тут еще эти  скрипучие сосны.

Замёрзнешь, замёрзнешь, замёрзнешь! .......

С морозом война  и с метелью война…

Но чувствует  ветка, что будет весна!

Будет весна!

  Этот трёхголосный  женский хор написан в двух  частной форме, состоящей из двух периодов не симметричного строения. На основе семи строф стихотворного текста, Корзин создаёт целое двух частное произведение.  Периоды имеют различные склады изложения, темпы, размеры. В данном произведении музыка аллегорично передаёт внутреннее состояние человека, его душевные переживания через контрастные образы природы. В литературном тексте присутствует многообразие эпитетов, олицетворений и других элементов литературной изобразительности.

Данное произведение выдержано  в рамках хоровой миниатюры и носит повествовательный характер. По назначению и происхождению причислено к однородному женскому и детскому хору. По особенностям исполнения, данное произведение идёт как хор a cappella.

Общая тональность произведения – a moll. По своей семантике тональность имеет выраженный лирический характер с внутренним сопереживанием и волнением. В произведении очень много альтерации. Тональный план первой части:

 S9-3-7,VI7-5,DD3,D,VI2-5,dt64, D7, VI23,ll64,S64,II2-5,D6,,DD65+3 . На мой взгляд, здесь идёт показ внутренних состояний  «Берёзовой ветки» в разных красках, показ настроения. Всё это можно воспринимать как временные тональные не устои при преобладании a moll. Во второй части основная тональность a moll модулирует в A dur. Тональный план второй части: t2-5,VI,t64 , S9-3,7,VI,II65-3,VI , DD#1, T-5,T643,7,III . Композитор очень тонко передаёт строки поэтического зерна, вводя  мажорную окраску на последних аккордах произведения, символизируя надежду на светлое будущее.

Партитура показана нам с  переменным размером 6/8 и 9/8. Произведение начинается с 9/8 (трёхдольного размера), который придаёт произведению трепетность и взволнованность. Во втором периоде появляется размер 6/8 – передача холодного образа. В основном использованы простые ритмические фигуры. Используется пунктирный ритм, иллюстрируя волнительность и эмоциональность. Ровный ритм (половинные, четверти, восьмые) – ритм скованности, ровными восьмыми (порыв ветра).

 

Указанный автором темп произведения – Не спеша выразительно. Впервой части основной темп – передаётся холодность и скованность с внутренним волнением. Во втором периоде чуть живее – иллюстрирует порыв ветра, звучит с экспрессией. Кульминация первой части должна исполняться poco crescendo - то есть, постепенно усиливая звучание и выразительность. Изменения как фиксированные, так и агогические в партитуре предусмотрены, rit. (замедлить). Во второй части присутствуют и «a tempo» - «в первоначальном темпе» и «rit.» – «замедляя».

Динамическая шкала партитуры  достаточно разнообразна, начиная с  нюанса pp и приходя в кульминации к f. Помимо стабильных, в произведении выставлен ряд мобильных динамических оттенков. Это crescendo, diminuendo в начале, середине , подходе к концу фраз, а также при подходе к кульминационной зоне Стоит отметить, что начало каждой части начинается с piano а заканчивается довольно громким звуком  на f.

Для данного произведения характерна не перенасыщенная излишествами фактура. В основном композитор использует аккордовый склад фактуры. Во второй части есть небольшие подголоски в нижних голосах поддерживая основной голос, рисует картину ожидания и волнения.

 

Первая часть

Первое предложение

Второе предложения

Такты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Размер

9/8

-

6/8

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Тональ-ность

a moII

-

S9-3-7

VI7-5

DD3

D

VI2-5

dt64, D7 VI23,ll64,

II64

S64,

II2-5

D6,

VII

D6,t

VI7-3

DD65+3

Темп

Не спеша, выразительно

-

-

-

-

-

Чуть живее

-

-

-

-

замедляя

Фактура

гармогическая

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Динамика

mp

<

-

-

-

>

p

cresc.

<

f

-

>

mp


 

I предложение:                

Трудно зимою берёзовой  ветке

С градом воюет. Ссорится с  ветром.

II предложение:                

А тут еще эти скрипучие  сосны.

Замёрзнешь, замёрзнешь, замёрзнешь! .......

 

 

 

 

 

 

Вторая часть

Такты

14

15

16

17

18

19

20

Размер

6/8

9/8

-

6/8

-

-

-

Тональность

amoll

t2-5,VI,t64

S9-3,7,VI,II65-3,VI

S6

DD#1

T-5,T643,7,III

T (A dur)

Темп

Tempo I

-

-

-

-

-

замедляя

Фактура

подголосочная

-

аккордовая

-

-

-

-

Динамика

mp

 

˅             <

cresc.

<

f

f


 

Предложение: С морозом война и с метелью война…

Но чувствует  ветка, что будет весна!

Будет весна!

 

 

Говоря о  соотношении музыкального и поэтического текстов в анализируемой партитуре, необходимо отметить, что они в  основном структурно совпадают. Это  относится как к совпадениям  ударений, так и взаимосвязи на уровне расчленённости фраз. Так, например, поэтическая  фраза соответствует « С морозом война и с метелью война.…Но чувствует ветка, что будет весна! Будет весна!» шести тактовой  музыкальной фразе.  Музыкальная форма в целом также повторяет композицию стиха. В стихотворении фразы имеют некую законченность. Это также мы видим и музыкальном тексте, где фразы между собой отделены цезурами.

Диапазон  партии первых сопрано – составляет (e1-g2), вторые сопрано(e1-d2),  альтовая партия написана в рамках малой сексты (d1 – a1). Тесситура для партий удобная, должен достигаться ритмический и динамический ансамбль.

Как уже говорилось в предыдущем разделе, тесситурные  особенности удобны. Но соотношение  искусственного и естественного  ансамблей будет варьироваться  в зависимости от того, насколько  совпадают или не совпадают их тесситурные условия в различных  фрагментах партитуры. К примеру, с 9 по 12 такт партия первых сопрано квартовые  скачки. Динамика в этих местах громкая. Остальные же, звучат  в удобной тесситуре и в приемлемой динамике. Следовательно, здесь потребуется создание искусственного ансамбля.

Хоровая партитура  произведения должна исполняться на разных  дыханиях, уместно брать дыхание по литературной фразе т.е. общехоровое, дыхание лёгкое. Довольно медленный темп, напряжённая динамика требуют большого запаса воздуха, глубокого дыхания, лучше использовать цепное дыхание т.к. склад гомофонно гармонический и литературную фразу по смыслу лучше не делить.

 

 

В дирижировании данного произведения наиболее уместным представляется среднее положение дирижёрской плоскости. Оно может изменяться как в сторону понижения в моменты динамических кульминаций, так и повышения, в периоды просветления музыкальной сферы сочинения. Произведение даёт возможность работать над дирижёрским жестом legato, разделением функций рук, дроблёными вступлениями. Форма кисти – округлая, «куполообразная». Трудностью для дирижёра представится передача характера произведения, интерпретация ферматы, дифференцированный показ руками, исполнение темповых моментов, динамических нюансов, точный показ вступлений и снятий.

Используемые  в дирижировании партитуры ауфтакты можно разделить на две группы. Это – ауфтакты, направленные на подготовку звучания, и ауфтакты, подготавливающие снятие звучания. В первой группе используются в основном не полные ауфтакты к первой неполной доле. Для снятий в конце фраз используются комбинированные ауфтакты, так как концы и начала соседних фраз в этом произведении, как правило, связаны.

Как уже говорилось ранее, метрическая структура сочинения выражена размером 6/8 и 9/8. Следует то, что за счётную долю необходимо взять «три восьмые». Исходя из этого, схема тактирования в произведении будет по двухдольной и трёхдольной схеме где каждая доля будет ровна трём восьмым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация произведения

В. Корзина на слова В. Викторова

 

 

«Берёзовая ветка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка

II курса «ОХД»

Войтенко К.

 

 

 

 

 

2012г.


Информация о работе Аннотация произведения В. Корзина на слова В. Викторова «Берёзовая ветка»