Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 19:39, реферат
Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку 02050XX века.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 030041873 года в дворянской семье.
Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демьянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.
Громадное значение в произведении имеет динамический контраст, излюбленный прием композитора:
Нередко автор использует подвижные динамические нюансы.
Роль фортепианного сопровождения заключается в трех основных его функциях:
- инструментальные вступление, связующая часть и заключение;
- гармоническое сопровождение музыкального материала хористов;
- собственная мелодическая линия, вступающая в диалог с хоровыми партиями:
Вокально-хоровой анализ.
Тип и вид хора – произведение написано для однородного женского или детского хора с фортепианным сопровождением.
Диапазон партий и общехоровой диапазон:
Тесситурные условия в общем благоприятные во всех партиях, однако, специфика развития музыкального материала порой требует использования искусственного динамического ансамбля. Приведем примеры:
Мелодическая линия должна четко прослушиваться на фоне выдержанных звуков сопровождения.
- удобная тесситура и насыщенная фактура партий сопровождения оттенить основную мелодию, которая находится в партии первого сопрано.
В данном случае сопровождающим голосам следует несколько снизить звучность и контролировать динамический баланс.
Если говорить о степени сложности партий, то они так же поставлены в равные условия.
К основным трудностям горизонтального строя следует отнести в первую очередь продолжительное движение на одном звуке:
В целях избежать потери интонации каждый последующий звук нужно исполнять с тенденцией к повышению, рекомендуется так же стремиться к вершине фразы.
Трудностью являются достаточно широкие скачки, как восходящие, так и нисходящие:
Верхний звук скачка нужно четко представлять внутренним слухом и только потом интонировать. При нисходящих скачках важно сохранить высокую позицию звука.
К вертикальным трудностям относятся прежде всего созвучия, в основе которых находится тоническая или доминантовая квинта, а также альтерированные созвучия, особенно на стыке частей при модуляции:
Созвучия должны звучать предельно чисто и точно. Рекомендуется выстраивать интервал от нижнего звука.
Особой вертикальной трудностью являются хоровые унисоны и унисоны в партиях:
Партии сопрано рекомендуется прислушиваться к альтам, так как тонический звук у них появляется раньше, при этом альты должны сохранить верную интонацию, для этого нужно четко ощущать ладовые тяготения.
Звукообразование – в произведении используется мягкая атака звука.
Мягкая атака - голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется для выражения округленности, мягкости.
Основной тип звуковедения – legato- непрерывное, плавное звучание. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным. Трудность вызывает то, что связно нужно спеть практически не развитую мелодическую линию. Особенно сложно будет петь legato партиям, в мелодическом которых, часто встречается пение на одном звуке:
Чтобы добиться связности можно порекомендовать спеть несколько раз в более быстром темпе. Но тут надо опасаться потери качества звука, потери весомости и глубины характера. И конечно, правильное произношение слов при пении тоже поможет добиться legato. То есть перенос согласной, замыкающей слог к следующему слогу.
Но опять таки следует очень четко, ясно и быстро проговаривать согласные, так как невнятность и размытость их произношения может спровоцировать потерю образа.
Особенность звуковедения требует и особого подхода к характеру звука. Светлый, легкий, воздушный, но в то же время округлый академический звук, требующийся для исполнения данного произведения, тоже довольно большая трудность, особенно для партий Сопрано.
Дикция. Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора и орфоэпии – соблюдения произносительных норм.
Произношение слов во время пения должно быть не только ясным, но прежде всего осмысленным, основываться на глубоком проникновении в характер и стиль произведения, в содержание литературного текста.
Главный принцип вокального произношения заключается в том, чтобы гласные имели максимальную протяженность, а согласные произносились в последний момент.
В работе над согласными так же важно соединение и присоединение их к последующему слову или слогу.
С целью обеспечить непрерывное движение мелодии, музыкальной мысли, чтобы согласные не размыкали звук, следует соблюдать следующие правила:
- согласные, стоящие в конце слова или слога присоединяются к последующему слову или слогу, тем самым обеспечивая максимальные условия для распевания гласных:
По-у-тру-на-зе-ре…
- звук «й» относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения в хоре:
По-ро-си-сто-йтра-ве…
- Согласные в конце слова произносятся быстро, легко, четко и одновременно, в соответствии с дирижерским жестом:
Живет, цветет…
- звонкие согласные (одиночные или парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие.
Основной момент работы над гласными – это воспроизведение их в чистом виде.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования.
Наряду с дикционной четкостью это необходимо для достижения тембральной окраски, ее ровности и унисона в партии. При пении legato необходимо больше удлинять гласные и ускорять согласные.
Безударная гласная «о» в большинстве случаев произносится как «а»:
ПО утру, пО рОсистой…
Йотированные гласные «е», «ё» при пении произносятся ближе к «э», «о»:
Свежим, счастьем…
В произведении используются два основных типа дыхания:
- общехоровое дыхание:
- цепное дыхание. Используется в достаточно долгих фразах:
- дыхание по партиям, применяется при разновременном вступлении голосов:
Исполнительский анализ.
Произведение достаточно легко для исполнения. К потенциальным его трудностям стоит отнести следующие:
- модуляция, которой открывается каждое построение:
Чтобы точно вступить в «новую» тональность необходимо предслышать ее внутренним слухом, а так же пропевать про себя музыкальный материал звучащей партии.
Вторая трудность исполнения данного произведения заключается в передаче контрастных музыкальных образов легкого печально до светло-лирического.
Эмоциональная характеристика каждого куплета точно отражена в литературном тексте, поэтому на него стоит обращать главное внимание, тем более, что музыкальный материал не подвергается большому варьированию.
В целом данная хоровая миниатюра является прекрасным концертным номером. Ее могут исполнять как профессиональный, так студенческий – учебный коллектив и детский хор.