Аннотация Рахманинов "Сирень"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 19:39, реферат

Описание работы

Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку 02050XX века.
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 030041873 года в дворянской семье.
Интерес С. В. Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А. Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В. В. Демьянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.

Файлы: 1 файл

Rakhmaninov_Beketova_Siren.docx

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Громадное значение в произведении имеет динамический контраст, излюбленный прием композитора:

Нередко автор использует подвижные динамические нюансы.

Роль фортепианного сопровождения заключается в трех основных его функциях:

- инструментальные вступление, связующая часть и заключение;

- гармоническое сопровождение музыкального материала хористов;

- собственная мелодическая линия, вступающая в диалог с хоровыми партиями:

 

 

 

 

 

 

Вокально-хоровой анализ.

Тип и вид хора – произведение написано для однородного женского или детского хора с фортепианным сопровождением.

Диапазон партий и общехоровой диапазон:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тесситурные условия в общем благоприятные во всех партиях, однако, специфика развития музыкального материала порой требует использования искусственного динамического ансамбля. Приведем примеры:

Мелодическая линия должна четко прослушиваться на фоне выдержанных звуков сопровождения.

- удобная тесситура и насыщенная фактура партий сопровождения оттенить основную мелодию, которая находится в партии первого сопрано.

В данном случае сопровождающим голосам следует несколько снизить звучность и контролировать динамический баланс.

Если говорить о степени сложности партий, то они так же поставлены в равные условия.

К основным трудностям горизонтального строя следует отнести в первую очередь продолжительное движение на одном звуке:

               

В целях избежать потери интонации каждый последующий звук нужно исполнять с тенденцией к повышению, рекомендуется так же стремиться к вершине фразы.

Трудностью являются достаточно широкие скачки, как восходящие, так и нисходящие:

Верхний звук скачка нужно четко представлять внутренним слухом и только потом интонировать. При нисходящих скачках важно сохранить высокую позицию звука.

К вертикальным трудностям относятся прежде всего созвучия, в основе которых находится тоническая или доминантовая квинта, а также альтерированные созвучия, особенно на стыке частей при модуляции:

Созвучия должны звучать предельно чисто и точно. Рекомендуется выстраивать интервал от нижнего звука.

Особой вертикальной трудностью являются хоровые унисоны и унисоны в партиях:

                             

Партии сопрано рекомендуется прислушиваться к альтам, так как тонический звук у них появляется раньше, при этом альты должны сохранить верную интонацию, для этого нужно четко ощущать ладовые тяготения.

Звукообразование – в произведении используется мягкая атака звука.

Мягкая атака - голосовые связки смыкаются, сближаясь неплотно, в самый момент начала звучания, а не перед ним. Мягкая атака применяется для выражения округленности, мягкости.

Основной тип звуковедения – legato- непрерывное, плавное звучание. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным. Трудность вызывает то, что связно нужно спеть практически не развитую мелодическую линию. Особенно сложно будет петь legato партиям, в мелодическом которых, часто встречается пение на одном звуке:

Чтобы добиться связности можно порекомендовать спеть несколько раз в более быстром темпе. Но тут надо опасаться потери качества звука, потери весомости и глубины характера. И конечно, правильное произношение слов при пении тоже поможет добиться  legato. То есть перенос согласной, замыкающей слог к следующему слогу.

Но опять таки следует очень четко, ясно и быстро проговаривать согласные, так как невнятность и размытость их произношения может спровоцировать потерю образа.

Особенность звуковедения требует и особого подхода к характеру звука. Светлый, легкий, воздушный, но в то же время округлый академический звук, требующийся для исполнения данного произведения, тоже довольно большая трудность, особенно для партий Сопрано.

Дикция. Донесение до слушателей поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора и орфоэпии – соблюдения произносительных норм.

Произношение слов во время пения должно быть не только ясным, но прежде всего осмысленным, основываться на глубоком проникновении в характер и стиль произведения, в содержание литературного текста.

Главный принцип вокального произношения заключается в том, чтобы гласные имели максимальную протяженность, а согласные произносились в последний момент.

В работе над согласными так же важно соединение и присоединение их к последующему слову или слогу.

С целью обеспечить непрерывное движение мелодии, музыкальной мысли, чтобы согласные не размыкали звук, следует соблюдать следующие правила:

- согласные, стоящие в конце слова или слога присоединяются к последующему слову или слогу, тем самым обеспечивая максимальные условия для распевания гласных:

По-у-тру-на-зе-ре…

- звук «й» относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения в хоре:

По-ро-си-сто-йтра-ве…

- Согласные в конце слова произносятся быстро, легко, четко и одновременно, в соответствии с дирижерским жестом:

Живет, цветет…

- звонкие согласные (одиночные или парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие.

Основной момент работы над гласными – это воспроизведение их в чистом виде.

 Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования.

 Наряду с дикционной четкостью это необходимо для достижения тембральной окраски, ее ровности и унисона в партии. При пении legato необходимо больше удлинять гласные и ускорять согласные.

Безударная гласная «о» в большинстве случаев произносится как «а»:

ПО утру, пО рОсистой…

Йотированные гласные «е», «ё» при пении произносятся ближе к «э», «о»:

Свежим, счастьем…

В произведении используются два основных типа дыхания:

- общехоровое дыхание:

- цепное дыхание. Используется в достаточно долгих фразах:

- дыхание по партиям, применяется при разновременном вступлении голосов:

Исполнительский анализ.

 

Произведение достаточно легко для исполнения. К потенциальным его трудностям стоит отнести следующие:

- модуляция, которой открывается каждое построение:

Чтобы точно вступить в «новую» тональность необходимо предслышать ее внутренним слухом, а так же пропевать про себя музыкальный материал звучащей партии.

Вторая трудность исполнения данного произведения заключается в передаче контрастных музыкальных образов легкого печально до светло-лирического.

Эмоциональная характеристика каждого куплета точно отражена в литературном тексте, поэтому на него стоит обращать главное внимание, тем более, что музыкальный материал не подвергается большому варьированию.

В целом данная хоровая миниатюра является прекрасным концертным номером. Ее могут исполнять как профессиональный, так студенческий – учебный коллектив и детский хор.

 

 

 

 


Информация о работе Аннотация Рахманинов "Сирень"