Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:24, практическая работа
Гармонический язык произведения очень прост и понятен, что позволяет доступно раскрывать слушателю образ и идейное содержание произведения.
Историко-эстетический анализ
Соколов Владимир Тимофеевич – композитор, медик по образованию, автор многочисленных романсов, имевших большое распространение в 50-х и 60-х гг. Многие из них выдержали до четырех изданий.
По характеру и мелодичности романсы Соколова могут быть отнесены к разряду романсов Гурилева, Варламова и прочие; в некоторых из них видно направление Даргомыжского, советами которого Соколов долго пользовался.
Кроме романсов Соколов писал дуэты, квартеты, трио, хоры. Многие романсы и песни других композиторов Соколов аранжировал на два, три и четыре голоса. Некоторые смешанные хоры из "Жизни за Царя" и "Руслана", а также духовные сочинения Давыдова, Галуппи, Березовского, Бортнянского Соколов перекладывал на одни мужские или на одни женские голоса.
Соколову принадлежит почин переложения популярных фортепьянных пьес (например, "Fruhlingslied" Мендельсона) для одного голоса с аккомпанементом. Многие песни без слов Мендельсона переложены им на два, три, четыре голоса.
В 1872 году Соколов был помощником инспектора в Петербургской консерватории, позднее – преподавателем пения в полтавском корпусе.
Объедов Юрий Борисович
родился 24 ноября 1904 в Великих Луках. Композитор.
В 1931 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции В. В. Щербачева, по классу фортепиано М. В. Юдиной.
В 1931—1933 пианист-концертмейстер в клубах Ленинграда. В 1933—1942 заведующий музыкально-учебной работой в Школе художественного движения при Институте физкультуры им. П. Лесгафта.
В 1942—1944 художественный руководитель Дома культуры Армии во Фрунзе.
В 1944—1945 заведующий музыкальным отделом Комитета по делам искусств КиргССР. В 1945—1946 музыкальный режиссер ВГКО (Москва). В 1948—1954 художественный руководитель филармонии Удмуртской АССР и преподаватель Ижевского музыкального училища.
С 1955 в Москве. В 1964—1974 член репертуарно-редакционной коллегии управления музыкальных учреждений Министерства культуры РСФСР.
Сочинения:
Литературный текст
На/ лу-гу/ зе-лё/-ном я/ па-су/ о-веч/-ку.
Ся/-ду на/ при-гор/-ке, пог/-ля-жу/ на реч/-ку.
Я/ про-шу/ у реч/-ки: «Реч/-ка, мо/-я реч/-ка!
Ты/ ку-да/ бе-жишь/ так да/-ле-ко/-да-леч/-ко?».
Се/-ла бы/ я в лод/-ку, то/-лько си/-лы ма/-ло!
Поп/-лы-ла/ б по реч/-ке – бра/-та у/-ви-да/-ла!
Он/ за той/ ло-щин/-кой луг/ зе-лё/-ный ко/-сит.
Он/ по-ёт/, и пес/-ню ве/-тер мне/ до-но/-сит.
Данный поэтический текст написан в хорее. Это двухсложный размер с ударением в стопе на первом слоге ( ).
Музыкально – теоретический анализ
Форма произведения «Речка» ярко отражает жанровую особенность хоровой миниатюры. Она куплетная.
Произведение имеет четыре куплета, каждый из которых выделяется двумя периодам.
Первый период: 1 – 8 такты;
Второй период: 9 – 16 такты.
Жанр (франц. genre от лат. genus, generis — "род, вид, племя, поколение") — общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития искусства на основе их самоопределения по предметному смыслу — в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности.
Жанровая основа произведения «Речка» – песня.
Ладотональность – конкретное звуковысотное выражение лада, ладовая система на определенной высоте.
Основная тональность произведения – А moll.
Данная тональность придаёт музыке душевные переживания.
В произведении «Речка» часто встречается контраст мажора и минора. Именно этот контраст составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.
Схематический ладотональный план:
1 E dur |
2 A moll |
3 F dur |
4 A moll E dur |
5 E dur |
6 A moll |
7 F dur |
8 E dur |
9 C dur |
10 G dur |
11 A moll |
12 E dur |
13 E dur |
14 A moll |
15 H dim |
16 E dur A moll |
Гармонический язык произведениия очень прост и понятен, что позволяет доступно раскрывать слушателю образ и идейное содержание произведения.
Гармонический план произведения
1 V+3 |
2 I I64 |
3 VI7 IV6+1 VI |
4 I V6+3 |
5 V+3 |
6 I I64 |
7 VI7 IV6+1 VI |
8 Isus2 |
9 III III6 III |
10 VII |
11 I I6 I64 |
12 VII64+1 V2+3 |
13 V2+3 |
14 I I64 |
15 II65 IV |
16 III6+5 V+3 I |
В своём произведении композитор использует проходящие звуки, гармонические задержания, яркие каденции.
Рассмотрим некоторые примеры.
Проходящие звуки:
Такт 1 – 3:
Такт 5 – 7:
Такт 13 – 14:
Гармонические задержания:
Такт 8:
Каденции:
Такт 7 – 8:
Это серединная каденция, полная несовершенная.
Такт 16:
Этот каданс заключительный, полный несовершенный.
Мелодия произведения «Речка» очень распевная, наполненная альтерированными звуками, в основном имеет восходящее движение в первом периоде и волнообразное во втором периоде (движение вверх и вниз). В мелодической линии встречаются скачки, но они незначительны.
Метроритм (от греч. metron – мера и rytmos – ритм) – единство метра и ритма.
Основной размер произведения «Речка» - 3/4.
Этот размер является простым размером. Он состоит из трёх долей с одной сильной и двумя слабыми долями, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Данный музыкальный размер придаёт музыке облегчённости, лиричности.
Метр остаётся на протяжении всего произведения неизменным.
Ритм играет большую роль в донесении характера произведения. В данном произведении он почти одинаковый.
Мелодическая линия в основном движется восьмыми, четвертями и половинными.
Темп в музыке — скорость следования метрических счетных единиц.
Основной темп произведения – Напевно, спокойно.
Данный темп делает музыку мягкой и нежной, придаёт повествовательный характер.
В 9 такте (второй период) темп изменяется и становится оживлённым. Таким образом, композитор придаёт музыке танцевальности и беззаботности.
В 11 такте происходит ритенуто, которое подготавливает к первоначальному темпу (13 такт).
Динамика (от греч. δύναμις — сила) – это состояние движения, ход развития.
Весь динамический диапазон логично связанный с метроритмом, с мелодией произведения, с гармонией и ладотональностью, с фактурой.
Начинается произведение на динамический оттенок р, который продолжается весь первый период.
Второй период более кульминационный и звучит на нюанс f, после которого звучит р.
Фактура – это строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношении составляющих ее голосов.
Фактура данного произведения смешанная. Здесь можно увидеть слияние полифонической и аккордовой фактур.
1 – 8 такты: полифоническая фактура;
9 – 12 такты: аккордовая фактура;
13 – 16 такты: полифоническая фактура.
В данном произведении взаимодействие музыки и литературного текста является полным. Каждая фраза поэтического текста совпадает музыкальной фразой. Например, такт 1 – 4:
Вокально – хоровой анализ
Произведение В. Соколова «Речка» написано для четырёхголосного однородного женского хора a cappella.
Общий диапазон хора – ля малой октавы до ми второй октавы.
Тесситурные возможности хора удобные, все партии звучат в удобном для исполнения регистре, в мелодической линии присутствуют альтерированные звуки, высоких и переходных нот нет.
Так как хор является однородным женским, и партия сопрано написана в зависимости от диапазона и регистровых особенностей в средней тесситуре, то искусственный ансамбль в данном произведении отсутствует.
В. Соколов написал данное произведение для женского однородного хора для более чёткого и глубокого показа художественного образа произведения.
Используя в начале произведения тембровую окраску партии сопрано, композитор наделяет музыку легкостью и свободой, альтовая окраска подкрепляет сопрановския тембр и немного углубляет его.
В хоровом письме используется наслоении, при котором порядок расположения голосов по вертикали зависит от их естественного высотного соотношения: сопрано, альты и перекрещивание.
Наслоение:
Такт 9 – 12:
Перекрещивание:
Такт 1 – 4:
Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые краски.
В произведении используется цепное дыхание.
Цепное дыхание – специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы “цепочкой”, поддерживая непрерывность звучания.
Благодаря цепному дыханию в хоре возможно слитное, без цезур, исполнение больших музыкальных фраз и целой пьесы.
Цепное дыхание – одно из средств хоровое выразительности и должно применяться уместно, без злоупотребления им.
Правило для певцов при цепном дыхании: не менять дыхания в конце слова, лучше — в середине его, на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до “истощения”.