Аннотация Вл. Соколова "Речка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:24, практическая работа

Описание работы

Гармонический язык произведения очень прост и понятен, что позволяет доступно раскрывать слушателю образ и идейное содержание произведения.

Файлы: 1 файл

Rechka.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

Историко-эстетический анализ

 

Соколов Владимир Тимофеевич – композитор, медик по образованию, автор многочисленных романсов, имевших большое распространение в 50-х и 60-х гг. Многие из них выдержали до четырех изданий.

По характеру и мелодичности романсы Соколова могут быть отнесены к разряду романсов Гурилева, Варламова и прочие; в некоторых из них видно направление Даргомыжского, советами которого Соколов долго пользовался.

Кроме романсов Соколов писал дуэты, квартеты, трио, хоры. Многие романсы и песни других композиторов Соколов аранжировал на два, три и четыре голоса. Некоторые смешанные хоры из "Жизни за Царя" и "Руслана", а также духовные сочинения Давыдова, Галуппи, Березовского, Бортнянского Соколов перекладывал на одни мужские или на одни женские голоса.

Соколову принадлежит почин переложения популярных фортепьянных пьес (например, "Fruhlingslied" Мендельсона) для одного голоса с аккомпанементом. Многие песни без слов Мендельсона переложены им на два, три, четыре голоса.

В 1872 году Соколов был помощником инспектора в Петербургской консерватории, позднее – преподавателем пения в полтавском корпусе.

 

Объедов Юрий Борисович

родился 24 ноября 1904 в Великих Луках. Композитор.

В 1931 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции В. В. Щербачева, по классу фортепиано М. В. Юдиной.

В 1931—1933 пианист-концертмейстер в клубах Ленинграда. В 1933—1942 заведующий музыкально-учебной работой в Школе художественного движения при Институте физкультуры им. П. Лесгафта.

В 1942—1944 художественный руководитель Дома культуры Армии во Фрунзе.

В 1944—1945 заведующий музыкальным отделом Комитета по делам искусств КиргССР. В 1945—1946 музыкальный режиссер ВГКО (Москва). В 1948—1954 художественный руководитель филармонии Удмуртской АССР и преподаватель Ижевского музыкального училища.

С 1955 в Москве. В 1964—1974 член репертуарно-редакционной коллегии управления музыкальных учреждений Министерства культуры РСФСР.

Сочинения:

    • оперы — Дневник неизвестного (концертная, либр. собств.), Поэт (либр. собств.);
    • балеты — Сагунта (1936, 2-я ред. 1942), Сарагоса (либр. собств., 1943), Карма (неоконч., 1943);
    • музыкальные комедии — Чудесное лекарство (по Н. Карамзину, 1943), Верная жена (1947);
    • для солистов, хора и симфонического оркестра — оратория Взгляни на небо (сл. собств., 1970);
    • для солиста и симфонического оркестра — Карельская руна о Ленине (сл. собств., 1972);
    • для фортепиано и симфонического оркестра — Концерт на удмуртские темы (1950, 2-я ред. 1959);
    • для камерного оркестра — Симфония для 12 инстр. (1972), Сюита из балета "Сарагоса" (1976);
    • для гобоя и камерного оркестра — Концерт (1969);
    • для арфы и камерного ансамбля — Концерт (1969);
    • для 2 скрипок и фортепиано — Сюита на удмуртские темы (1952);
    • для скрипки и фортепиано — Сюита на кирг. темы (1945);
    • для виолончели и фортепиано — Рапсодия в романтическом стиле (1974), Маленькая баллада (1976);
    • для гобоя и фортепиано — Дивертисмент (1967);
    • для балалайки и фортепиано — Каприччио (1974);
    • для флейты и гитары — каприччио Балаганчик (1974);
    • для фортепиано — Сюита (1937), Соната на темы оперы "Опричник" Чайковского (1938), Пять пьес (1942), Напевы удмуртских полей (концертная фантазия, 1953), Удмуртские картинки (1953), Концертные этюды (1962), дет. пьесы;
    • для 2 флейт — Дивертисмент (1977);
    • для флейты — Две сонатины (1976);
    • для 3 гитар — Новгородская сюита (1977);
    • для гитары — Пять поэм (1962), сонаты: I (1966), II (1968), Гойеска и Партита (1972); для голоса и ф-п. — романсы на сл. рус. и сов. поэтов, в т. ч. Семь романсов на сл. М. Лермонтова (1941), Четыре концертные пьесы для колоратурного сопрано (сл. Т. Сикорской, 1946), Весенний складень (сл. собств., 1962), Три романса на сл. М. Горького (1968);
    • свободные обработки народных песен на собственные русские тексты, в т. ч. Шведский альбом (1956), Песни норвежской рабочей молодежи (1956), Польский альбом (1958), Восемь бразильских нар. песен (1959), Дет. песни народов мира (1969); для хора — Сюита на сл. удмуртских поэтов (1950);
    • музыка к драматическим спектаклям, эстрадным обозрениям, массовым шествиям.

 

 

 

 

 

 

Литературный текст

 

На/ лу-гу/ зе-лё/-ном я/ па-су/ о-веч/-ку.

Ся/-ду на/ при-гор/-ке, пог/-ля-жу/ на реч/-ку.

 

Я/ про-шу/ у реч/-ки: «Реч/-ка, мо/-я реч/-ка!

Ты/ ку-да/ бе-жишь/ так да/-ле-ко/-да-леч/-ко?».

 

Се/-ла бы/ я в лод/-ку, то/-лько си/-лы ма/-ло!

Поп/-лы-ла/ б по реч/-ке – бра/-та у/-ви-да/-ла!

 

Он/ за той/ ло-щин/-кой луг/ зе-лё/-ный ко/-сит.

Он/ по-ёт/, и пес/-ню ве/-тер мне/ до-но/-сит.

 

Данный поэтический текст написан в хорее. Это двухсложный размер с ударением в стопе на первом слоге (             ).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально – теоретический анализ

 

 

    • Форма произведения:

Форма произведения «Речка» ярко отражает жанровую особенность хоровой миниатюры. Она куплетная.

Произведение имеет четыре куплета, каждый из которых выделяется двумя периодам.

Первый период: 1 – 8 такты;

Второй период: 9 – 16 такты.

 

    • Жанровая основа

Жанр (франц. genre от лат. genus, generis — "род, вид, племя, поколение") — общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития искусства на основе их самоопределения по предметному смыслу — в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности.

Жанровая основа произведения «Речка» – песня.

 

    • Ладотональность произведения:

Ладотональность – конкретное звуковысотное выражение лада, ладовая система на определенной высоте.

Основная тональность произведения – А moll.

Данная тональность придаёт музыке душевные переживания.

В произведении «Речка» часто встречается контраст мажора и минора. Именно этот контраст составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке.

 

Схематический ладотональный план:

 

1

E dur

2

A moll

3

F dur

4

A moll

E dur

5

E dur

6

A moll

7

F dur

8

E dur

9

C dur

10

G dur


 

11

A moll

12

E dur

13

E dur

14

A moll

15

H dim

16

E dur

A moll


 

    • Гармония произведения:

Гармонический язык произведениия очень прост и понятен, что позволяет доступно раскрывать слушателю образ и идейное содержание произведения.

 

Гармонический план произведения

 

1

V+3

2

I   I64

3

VI7   IV6+1 VI

4

I

V6+3

5

V+3

6

I

I64

7

VI7   IV6+1 VI

8

Isus2

9

III   III6 III

10

VII


 

11

I    I6

I64

12

VII64+1 V2+3

13

V2+3

14

I

I64

15

II65

IV

16

III6+5

V+3   I


 

В своём произведении композитор использует проходящие звуки, гармонические задержания, яркие каденции.

Рассмотрим некоторые примеры.

Проходящие звуки:

 

Такт 1 – 3:


 

 


Такт 5 – 7:

 

 

Такт 13 – 14:


 

 

 

Гармонические задержания:

Такт 8:


 

 

 

Каденции:

Такт 7 – 8:


 

 

 

Это серединная каденция, полная несовершенная.

Такт 16:


 

 

 

Этот каданс заключительный, полный несовершенный.

 

 

 

    • Мелодическая и интонационная основа.

Мелодия произведения «Речка» очень распевная, наполненная альтерированными звуками, в основном имеет восходящее движение в первом периоде и волнообразное во втором периоде (движение вверх и вниз). В мелодической линии встречаются скачки, но они незначительны.

 

    • Метроритм произведения:

Метроритм (от греч. metron – мера и rytmos – ритм) – единство метра и ритма.

Основной размер произведения «Речка» - 3/4.

Этот размер является простым размером. Он  состоит из трёх долей с одной сильной и двумя слабыми долями, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.

Данный музыкальный размер придаёт музыке облегчённости, лиричности.

Метр остаётся на протяжении всего произведения неизменным.

Ритм играет большую роль в донесении характера произведения. В данном произведении он почти одинаковый.

Мелодическая линия в основном движется восьмыми, четвертями и половинными.

 

    • Темп произведения:

Темп в музыке — скорость следования метрических счетных единиц.

Основной темп произведения – Напевно, спокойно.

Данный темп делает музыку мягкой и нежной, придаёт повествовательный характер.

В 9 такте (второй период) темп изменяется и становится оживлённым. Таким образом, композитор придаёт музыке танцевальности и беззаботности.

В 11 такте происходит ритенуто, которое подготавливает к первоначальному темпу (13 такт).

 

    • Динамика произведения:

Динамика (от греч. δύναμις — сила) – это состояние движения, ход развития.

Весь динамический диапазон логично связанный с метроритмом, с мелодией произведения, с гармонией и ладотональностью, с фактурой.

Начинается произведение на динамический оттенок р, который продолжается весь первый период.

Второй период более кульминационный и звучит на нюанс f, после которого звучит р.

 

    • Фактура произведения:

Фактура – это строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношении составляющих ее голосов.

Фактура данного произведения смешанная. Здесь можно увидеть слияние полифонической и аккордовой фактур.

1 – 8 такты: полифоническая  фактура;

9 – 12 такты: аккордовая фактура;

13 – 16 такты: полифоническая  фактура.

 

    • Связь музыки и поэтического текста.

В данном произведении взаимодействие музыки и литературного текста является полным. Каждая фраза поэтического текста совпадает музыкальной фразой. Например, такт 1 – 4:

 


 

 

 

Вокально – хоровой анализ

 

Произведение В. Соколова «Речка» написано для четырёхголосного однородного женского хора a cappella.

Общий диапазон хора – ля малой октавы до ми второй октавы.

Тесситурные возможности хора удобные, все партии звучат в удобном для исполнения регистре, в мелодической линии присутствуют альтерированные звуки, высоких и переходных нот нет.

Так как хор является однородным женским, и партия сопрано написана в зависимости от диапазона и регистровых особенностей в средней тесситуре, то искусственный ансамбль в данном произведении отсутствует.

 

    • Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка».

В. Соколов написал данное произведение для женского однородного хора для более чёткого и глубокого показа художественного образа произведения.

Используя в начале произведения тембровую окраску партии сопрано, композитор наделяет музыку легкостью и свободой, альтовая окраска подкрепляет сопрановския тембр и немного углубляет его.

В хоровом письме используется наслоении, при котором порядок расположения голосов по вертикали зависит от их естественного высотного соотношения: сопрано, альты и перекрещивание.

Наслоение:

Такт 9 – 12:


 

 

Перекрещивание:


Такт 1 – 4:

 

    • Виды хорового дыхания.

Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые краски.

В произведении используется цепное дыхание.

Цепное дыхание – специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют его не одновременно, а как бы “цепочкой”, поддерживая непрерывность звучания.

Благодаря цепному дыханию в хоре возможно слитное, без цезур, исполнение больших музыкальных фраз и целой пьесы.

Цепное дыхание – одно из средств хоровое выразительности и должно применяться уместно, без злоупотребления им.

Правило для певцов при цепном дыхании: не менять дыхания в конце слова, лучше — в середине его, на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до “истощения”.

Информация о работе Аннотация Вл. Соколова "Речка"