Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 17:45, аттестационная работа
1.Биография композитора
Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) – Русский композитор и музыкальный критик, специалист в области фортификации, инженер-генерал (1904). Музыкой начал заниматься с 10 лет. В 1850 нек-рое время брал уроки у С. Монюшки (теория музыки и композиция). В том же году переехал в Петербург, с 1851 учился в Гл. инженерном уч-ще, затем в Военно-инженерной академии, по окончании к-рой (1857) был оставлен при ней репетитором (с 1878 адъюнкт-профессор, с 1891 заслуженный профессор).
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Музыкально-педагогический факультет
АННОТАЦИЯ
на произведение
«Всюду снег»
Композитор Ц. Кюи
Автор текста И. Белоусов
Преподаватель:
1.Биография композитора
Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) – Русский композитор и музыкальный критик, специалист в области фортификации, инженер-генерал (1904). Музыкой начал заниматься с 10 лет. В 1850 нек-рое время брал уроки у С. Монюшки (теория музыки и композиция). В том же году переехал в Петербург, с 1851 учился в Гл. инженерном уч-ще, затем в Военно-инженерной академии, по окончании к-рой (1857) был оставлен при ней репетитором (с 1878 адъюнкт-профессор, с 1891 заслуженный профессор). В муз. развитии К. решающую роль сыграло его знакомство с М. А. Балакиревым, А. С. Даргомыжским и В. В. Стасовым. К. становится одним из активных участников Балакиревского кружка, поборником передового новаторского движения в рус. музыке (см. "Могучая кучка"). Как композитор дебютировал в кон. 50-х гг. (в 1859 в концерте РМО под упр. А. Г. Рубинштейна исп. "Скерцо" К. для оркестра). С1864 занимался муз.-критич. деятельностью. До 1877 был постоянным муз. сотрудником газ. "С.-Петербургские ведомости", затем печатался в газ. "Голос", "Гражданин", "Новости и Биржевая газета" и др., а также в заруб. изданиях. В 1885-88 ред. журн. "Музыкальное обозрение", в 1889-95 принимал участие в работе муз. отдела журн. "Артист". В 1896-1904 директор Петерб. отделения РМО. Наиболее плодотворный период деятельности К. - 60-е - нач. 70-х гг. Выступая в печати от имени "Новой русской музыкальной школы", К. способствовал утверждению её прогрессивных идейно-художеств. принципов, верному пониманию великой историч. роли творчества М. И. Глинки и Даргомыжского, горячо и энергично поддержал первые творч. шаги М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. Статьи К. этого периода отличаются боевой полемичностью тона. Он решительно выступал против академич. рутины и бюрократич. косности руководящих муз. учреждений, недооценки ими молодого отечеств. иск-ва. К. утверждал, что именно рус. композиторы встанут во главе муз. прогресса, и "музыка от нас получит свое обновление и начнет новую эпоху". Вместе с тем уже в эти годы обнаруживается известная ограниченность его взглядов, идущая отчасти от односторонности позиций Балакиревского кружка в целом, а также от личных пристрастий и антипатий К., и выразившаяся в огульном отрицании муз. классики 18 в., творчества Р. Вагнера, Дж. Верди и др. выдающихся композиторов нового времени. В дальнейшем резкость критич. оценок К. несколько смягчилась, но одновременно проявились черты консервативной предвзятости, что помешало ему полностью оценить зрелые произв. Мусоргского и Бородина. После 1900 К. отказался от критич. деятельности и только изредка выступал в печати.
Как композитор К. был больше
связан с зап. романтизмом, чем с
рус. нац. традициями. В его творчестве
влияния Р. Шумана, отчасти Ф. Шопена
и франц. оперной школы совмещаются
с известной близостью к
Высокую оценку в кругах, близких к "Новой русской музыкальной школе", получила опера К. "Вильям Ратклиф" (по драм. балладе Г. Гейне, 1869). Римский-Корсаков писал в рецензии на первую её постановку: "«Вильям Ратклиф» - произведение весьма замечательное, которое займет в искусстве свое место, как «Русалка» Даргомыжского, после «Руслана» и «Жизни за царя»?..." (Римский-Корсаков Н., Полн. собр. соч., Лит. произведения и переписка, т. 2, 1962, с. 30). Но настоящего успеха опера не имела из-за романтич. устарелости сюжета, несоответствия её лирич. муз. языка неистовым страстям действующих лиц. Те же недостатки присущи и др. операм К.: "Анджело" (по одноим. драме В. Гюго, 1875), "Сарацин" (по драме "Карл VII и его великие вассалы" Дюма-отца, 1898). Известный интерес представляют его одноактные оперы "Пир во время чумы" (по одноим. "маленькой трагедии" Пушкина, 1900) и "Мадемуазель Фифи" (по новелле Г. Мопассана, в сценич. обр. О. Метенье, 1903) - дань увлечения оперным веризмом.
Преобладающим инстр. жанром у К. является характеристическая фп. миниатюра шумановского типа (цикл 12 миниатюр, ор. 20; сюиты "Аржанто", ор. 40; "In modo popolari", op. 43, имеющиеся также в орк. редакции).
В последние годы жизни К. проявлял интерес к детской музыке, чему способствовало его знакомство с деятельницей муз. воспитания H. H. Доломановой (ей посв. 13 хоров для женских и детских голосов в сопр. фп. ор. 85). К. написал неск. циклов детских песен, детские оперы "Снежный богатырь" (1905), "Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах" (1913), "Иванушка-дурачок" ("Иван-богатырь", 1913).
К. были завершены оставшиеся неоконченными после смерти авторов оперы "Каменный гость" Даргомыжского и "Сорочинская ярмарка" Мусоргского.
2.Биография автора литературного текста
Иван Алексеевич Белоусов (1863—1930) - русский поэт-самоучка, писатель для детей, переводчик украинского и белорусского языков. Один из руководителей «Суриковского литературного кружка».
Родился в Москве в семье ремесленника из крестьян. Печататься стал с 1882 года. Его произведения появлялись в журналах «Вестник Европы», «Русское Богатство», «Русская мысль» и другие. Издавал журналы «Путь», «Наш журнал». Белоусову принадлежит полный перевод «Кобзаря» Тараса Шевченко (во второе издание, вышедшее в 1919, были включены и запрещённые ранее стихотворения). Кроме Шевченко, переводил итальянскую поэтессу Аду Негри, польскую — Марию Конопницкую, ряд украинских и белорусских поэтов. Писал историко-литературные статьи и рассказы для детей. В последние годы выпустил две книги воспоминаний — «Литературная Москва» и «Ушедшая Москва», где, в частности, вспоминал об Антоне Чехове, с которым был лично знаком.
Библиография: «Каждый для себя и немногих» (Самара, 1885; в этой книге были опубликованы стихи и других поэтов из народа); «Из "Кобзаря" Т. Г. Шевченко и украинские мотивы» (Киев, 1887); «Божья воля», рассказ (М., 1891); «Народные мотивы» (Киев, 1892); «Малыши. Рассказы и стихотв. для детей» (СПб., 1893; М., 1896); «Из песен о труде. Стихотворения» (М., 1897); «Моим деткам. Рассказы и стихи» (2 издания в М., 1898); «Маленький кобзарь Т. Шевченко. Переводы». (Киев, 1899); «Ласточка», стихотворения (М., 1907); «Стихотворения 1882—1909» (М., 1909); «Атава», стихотворения (в 2-х тт, М., 1915); «Песни о Стеньке Разине» (М., 1923); «В жуткие дни» (М., 1927). Книги мемуаров «Литературная Москва» (1926), «Ушедшая Москва» (1928), «Писательские гнёзда» (1930). Также под редакцией Белоусова изданы «Родные звуки» — сборник стихотворений поэтов-самоучек (Москва, 1887).
Ц. Кюи писал на стихи И. Белоусова следующие хоровые произведения: «Всюду снег», «Весеннее утро», «Гроза», «Затихают песни», «Ласточка». Они все составляют ор. 77.
3.Анализ литературного текста
В произведении Ц. Кюи использовано стихотворение И. Белоусова «Всюду снег»
Всюду снег; кругом
всё тихо;
Зимним сном природа спит,
И сквозь туч — седых и хмурых —
Тускло солнышко глядит.
Над моим окном
пустое
Птички гнёздышко одно —
Но весну, цветы и солнце
Мне напомнило оно!..
Автор этого
стихотворения раскрывает тему природы. Условно его можно разбить
на две части: первая - описание зимней
природы, вторая - описание гнезда, которое
хоть и пустое, но напомнило весну. Пустое
гнездо - лучик весеннего настроения среди
надоевшей зимы.
4. Анализ музыкального произведения
Жанровая особенность произведения acappella, хоровая миниатюра.
Характер музыки: возвышенный, лирический, одухотворенный, напевный.
Произведение «Всюду снег» написано в трёхчастной форме.
Трёхчастное повторного строения. Почти всё произведение звучит в темпе moderato, т.е. умеренно, очень сдержанно, и лишь в 15 такте ritardando- темп замедляется.
Автор в музыке передаёт тоску, монотонность зимней природы, ожидание чего- то тёплого светлого, ожидание весны, яркого весеннего солнышка.
Произведение «Всюду снег» – написано для трёхголосного хора (S1, S2, A). Состоит из двух предложений (8+8 тактов), образующих квадратный однотональный период повторного строения. В произведении присутствуют две каденции, обе полные совершенные (тт. 7-8 и 15-16).
Основная тональность – As-dur , в конце второй части есть отклонение в С-moll (И сквозь туч седых и хмурых тускло солнышко глядит).
Размер 3/4, ровное движение восьмыми и четвертями, которое уступает место более активному пунктирному ритму в каденциях и в кульминации. Динамика преобладающая – р, переходящая в f только в кульминациях, робкая нисходящая мелодия (у альтов), статичность двух верхних голосов, узкий диапазон звучания (as1 – c2) создают застылое, прозрачное впечатление зимнего пейзажа («Всюду снег, кругом всё тихо, зимним сном природа спит…»).
Тесситура: средняя, частично высокая в партии S1.
Общий диапазон хора и партий:
Наиболее частые встречающиеся длительности:
Вокальные трудности и трудности строя.
Для хора очень
важно выдержать начальные
Произведение a cappela само по себе создает сложности в удержании тона, а еще большие трудности ожидают S2 точное интонирование на одной ноте на протяжении почти всего произведения.
Динамические трудности: постоянство - р на протяжении почти всего произведения.
Ritardando в конце произведения.
5. Исполнительский план произведения
Данная хоровая миниатюра
должна исполняться проникновенно, душевно;
от хорового коллектива требуется прочувствовать
образ, заложенный в музыке и литературном
тексте. Используя свои вокальные возможности,
хористы должны передать образ зимней
природы, которая ещё дремлет под белым
покрывалом, над которым висят огромные
серые тучи, не давая солнышку озарить
теплом землю, передать воспоминания,
грусть и тоску автора о весне. Для этого
необходимо петь собранным звуком, четко
произнося согласные, использовать вокальные
приемы в формировании ровности звучания.
Хоровая миниатюра «Всюду снег» может
исполняться как профессиональным коллективом,
обладающим большим вокальным опытом,
так и детским коллективом для развития
вокальных навыков