Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:02, реферат
Виссарион Яковлевич Шебалин (1902 - 1963) - советский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист РСФСР (1947), доктор искусствоведения (1941). В 1928 окончил Московской консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. С 1935 профессор Московской консерватории (в 1942—48 директор).
Міністерство культури України
Донецька державна музична академія
ім. С.С. Прокоф’єва
кафедри хорове диригування
Аннотація
до хорового твору
В.Я. Шебаліна ,,Березе”
(для мішаного хору a’cаppella)
Робота студентки 1 курсу
заочного відділу
спеціалізації хорове диригування
Стрелець Ольги Володимирівни
клас викладача професора
Стрельцової Л.С.
м. Донецьк 2014
Историко-эстетический анализ
Виссарион Яковлевич Шебалин (1902 - 1963) - советский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист РСФСР (1947), доктор искусствоведения (1941). В 1928 окончил Московской консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. С 1935 профессор Московской консерватории (в 1942—48 директор).
В В. Шебалине неразрывно
связаны Художник, Мастер и Гражданин.
Цельность его натуры и
Для творчества Шебалина
характерны идейная
Шебалин внес большой вклад
в развитие традиций
Список его учеников (он преподавал также композицию в ЦМШ и в училище при Московской консерватории) внушителен не только своим числом, но и составом: Т. Хренников. А. Спадавеккиа, Т. Николаева, К. Хачатурян, А. Пахмутова, С. Слонимский, Б. Чайковский, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Николаев, Р. Леденев, Н. Каретников, В. Агафонников, В. Кучера (ЧССР), Л. Аустер, В. Энке (Эстония) и др. Всех их объединяет любовь и огромное уважение к учителю — человеку энциклопедических знаний и разносторонних способностей, для которого поистине не было ничего невозможного.
Хор ,,Березе '' – хоровая миниатюра написанная на стихотворение Максима Танка (перевод с белорусского В. Рождественского).
Творчество
Первый опубликованный сборник стихотворений в биографии Максима Танка вышел в 1936 году — «На этапах». За ним последовал сборник «Клюквенный цвет» в 1937 году, затем — «Под мачтой» в 1938 году. Во всех этих книгах поэт поддерживал борьбу народа за освобождение родной земли.
Максиму Танку принадлежит множество книг, поэм, сборников. Среди известных книг поэта — «След молнии» (1957), «Глоток воды» (1964), «Да будет свет» (1972), «Ave Мария» (1980). Творчеству Танка характерны тематическая широта и разнообразие форм.
Стихотворение ,,Березе” было написано в 1937 году. Оно вошло в сборник под названием ,,Клюквенный цвет”, относится к жанру пейзажной лирики.
Поэт застал очень трудное
время для своей страны и
не только - это период Второй
Мировой Войны и это имело
определенное влияние на
Музыкально-теоретический анализ
Форма данной хоровой миниатюры – простая 3х частная: 1я часть - с 1 по 7 такт, 2я часть - с 8 по 14й такт, 3я часть – с 15 по 23й такт. Благодаря ровности частей-периодов, где каждая состоит из 7 тактов (не считая последние 2 такта 3й части, что является дополнением), форма данного произведения приобрела уравновешенности. 3я часть является вариационной репризой 1й части. Сама форма стихотворения и его содержание обусловило выбор композитором жанра хоровой миниатюры.
Произведение, состоящее из 23х тактов, хоть и небольшое по объему, но очень содержательное, красочное.
Основная тональность хорового произведения f-moll. Минорная бимольная тональность придала произведению особое настроение и краску. Ощущается и грусть и в то же время мягкость и трепетность, что напрямую связанно с передачей нежного образа березы. Переход от 1й части во 2ю произошел очень плавно и еле заметно. Музыка продолжает вести свою тему, но уже в мажорных красках. Тональность 2й части – As – dur. Отталкиваясь от содержания, композитор подчеркнул мажорной тональностью светлый образ березы как матери-родины. На эту часть приходится и динамическая кульминация (10 такт). В конце 3й части проявлена переменность лада. Не смотря на то, что музыка возвратилась в основную тональность f-moll, на протяжении последних 4х тактах, звучат аккорды одноименного мажора F-dur. Таким образом, композитор мажорной краской подчеркнул образ веры в лучшее светлое будущее.
К особенностям лада можно отнести использование композитором натурального минора, что сняло обостренное притяжение к тонике. Это в свою очередь повлияло на характер музыки, сделав ее более спокойной, безмятежной.
Использование Шебалиным натурального минора, повлияло на особенности гармонии произведения. Часто встречаются аккорды натуральной III ступени, V ступени (4, 5, 6, 18, 19 такты). Наблюдается наличие плагальных оборотов (7 такт – подголосок мужских голосов). Для особой краски композитор во 2й части (8, 9 такты) использовал гармоническую S (по As-dur). Последовательность аккордов в 10-11 тактах (VI – T – III – T - чередование медиант с тоникой), предают кульминационному фрагменту особую гармоническую красочность. Шебалин применил в своем хоровом сочинении мажоро-минорную систему, в особенности это касается конца 3й части. Такое переплетение мажора и минора связанно с передачей образов, с одной стороны печальных, с другой – светлых, оптимистичных. В конце 21го такта, перед заключительными мажорными аккордами ,,врывается” аккорд VII низкой ступени. Такой контраст подчеркивает мажорную краску финала.
Мелодия в данном произведении в основном плавная, поступенная (встречаются и скачки). Это связанно в первую очередь с самим характером произведения. Если рассмотреть ее с точки зрения фразировки, каждая последующая мелодическая фраза стремится подняться все выше и выше, стремясь к наивысшей по высоте ноте f2 - кульминации произведения (10 такт). Уже с 11 такта идет постепенный спад, музыка как бы успокаивается, стихает. Очень тесно связана мелодия с динамическими нюансами - вместе с тем как поднимается мелодия вверх, увеличивается динамика, и так же само наоборот. Главную мелодическую линию композитор поручил вести альтам и сопрано. Мужские голоса вступают в роли гармонической поддержки, подголосков.
Размер в данном произведении сложный - 4/4. Довольно часто чередуется с размером 3/2 (2, 5, 8, 19такты). Это в первую очередь связанно со структурой построения стихотворения и музыкальной фразировки.
Ритмический рисунок данного хора не сложный – преобладают ровные восьмые, четвертные, половинные. Ровный ритм придает музыке спокойный характер. Особенностью является вступление фраз с затакта – это придает внутренние движение мелодии, усиливает стремление к первой доли. Композитор также использует метроритмическое разнообразие смысловых акцентов. Учитывая переменность размера, где 4х-дольность меняется с 3х-дольностью, происходит смещение смысловых вершин фраз, с 1 доли (по 4х дольной сетке) на 2 долю (по 3х дольной сетке)
Точного темпа автором не было указано, обозначил он его так – ,,Певуче, но не слишком затягивая”. Темп, в данном хоре, играет очень большую роль в создании характера и настроения произведения. Интуитивно можно почувствовать, что темп музыки можно прировнять с темпом спокойного выразительного прочтения стихотворения. В данном случае нужно идти за текстом, за его смысловым содержанием, делать внутри фраз агогические отклонения. Внутреннее движение и пульсацию дают восьмые длительности в основной мелодической линии, которые идут на фоне чередования четвертных, половинных, целых у мужских голосов. Двигаясь к кульминации, тесситура у хора поднимается вверх, увеличивается и динамика. Вместе с этим движение в музыке не остается статичным, а также устремляется к кульминации (10 такт). Уже в 3 части, музыка, как и в 1й части, приобретает более спокойный характер. На заключительном аккорде композитор поставил фермату и обозначение morendo – замирая.
Данное произведение изобилует подвижной динамикой. Динамическое возрастание совпадает с постепенным подъемом мелодии, которое в итоге ,,взбирается” на вершину кульминации. Крайние части начинаются на рр. Стоит заметить, что партия альтов, которой было поручена ведущая мелодическая линия, поет на нюанс большое мужских партий – на p. Постепенно, двигаясь ко 2й части, внутри фразы появляется вилочка (4-6 такты). Во 2 части хор поет уже на mf и продолжается развиваться в сторону crescendo. На самой яркой кульминации весь хор звучит на форте, затем постепенно, к концу 2 части затихает. В 3й части повторяется динамический план начала 1 части. В 18 и 19 тактах то же своеобразная кульминация, только более скромная, по сравнению с предыдущей. Композитору показалось очень важным подчеркнуть данные слова небольшими динамическими расширениями ,, …земле и людям синей дали …”. В связи с этим в 19 такте вышло двойное смысловое ударение на словах: ,,людям” – на 1ю долю и ,,дали’’ – на 2 долю. В конце произведение заканчивается на pp – звук как бы растворяется.
Фактура изложения данного произведения – гомофонно-гармоническое с элементами полифонии (11, 12, 13 такты) и подголосочности (4, 7, 18 такты). Композитор не перегружал сочинение плотной хоровой фактурой, а наоборот сделал ее ,,прозрачной”, ,,зыбкой”. Это обусловило само содержание стихотворения, его характер. На первом плане у композитора стоит мелодия, звучащая на фоне аккордов – гармонической поддержки. Мужской хор в большей части поет закрытым ртом, сопровождая основную партию альтов (в дальнейшем сопрано). В 4, 7 и 18 тактах мужские голоса выступают в роли подголосков и как бы вторят альтам. Уплотняется хоровая фактура на кульминационных фрагментах (10, 18, 19 такты) благодаря звучанию всех партий одновременно в едином ритмическом рисунке и в заключении (20, 21 такт) - за счет divisi.