Биография сказительницы Федосовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 17:49, биография

Описание работы

Федосова Ирина Андреевна17 апреля 1827 года — 10 июля 1899 года), народная сказительница. Родилась в д. Сафроново Толвуйской вол. Петрозаводского у. Олонецкой губ. в многодетной семье Юлиных. По ее словам, уже «восьми год знала, на какую полосу сколько сиять». С юности прославилась по всему Заонежью как мастерица «водить свадьбы». Первые фольклорные записи были сделаны от нее в 1867 преподавателем Олонецкой духовной семинарии Е. В. Барсовым, ставшим впоследствии знаменитым собирателем и исследователем древнерусской письменности.

Файлы: 1 файл

Федосова .doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Федосова Ирина Андреевна17 апреля 1827 года — 10 июля 1899 года), народная сказительница. Родилась в д. Сафроново Толвуйской вол. Петрозаводского у. Олонецкой губ. в многодетной семье Юлиных. По ее словам, уже «восьми год знала, на какую полосу сколько сиять». С юности прославилась по всему Заонежью как мастерица «водить свадьбы». Первые фольклорные записи были сделаны от нее в 1867 преподавателем Олонецкой духовной семинарии Е. В. Барсовым, ставшим впоследствии знаменитым собирателем и исследователем древнерусской письменности. Об этой встрече, так много значившей в судьбах их обоих, он рассказывал: «Крестьянин Матвей Савельевич Фролов, у которого я стоял на квартире, когда служил в Петрозаводске, в разговорах со мной о разных олонецких старинах как-то сообщил мне, что у них в Заонежье очень жалобно причитают на свадьбах и похоронах, что там есть вопленицы на славу и слушать их собираются целые деревни; что он лично знает одну из таких воплениц — Ирину Андреевну, в деревне Кузаранда за Яковом Федосовым». Начинающий собиратель, вдохновленный примером П. Н. Рыбникова, открывшего в Заонежье «Исландии русского эпоса», стал разыскивать сказительницу. Оказалось, что она уже несколько лет живет в самом Петрозаводске. «Я отыскал ее, — рассказывает Е. В. Барсов, — и расспрашивал о причитаниях, но она решительно объявила, что ничего не знает и сказывать не умеет и с господами никогда не зналась. Однако ж благодаря посредничеству моего хозяина, который по старому знакомству уверил ее, что человек я не опасный, она откровенно призналась, что знает очень много, что с молодости ей честь и место в большом углу, что на свадьбе ли запоет — старики запляшут, на похоронах ли завопит — каменный заплачет: голос был такой вольный и нежный».

В 1872 вышел первый том «Причитаний  Северного края», записанных Е. В. Барсовым от Федосовой, хотя первая публикация появилась в «Олонецких ведомостях»  в год их встречи. Поначалу Федосова категорически отказывалась от записи причитаний. Причину этого Барсов объяснил позднее: «Я познакомился в ней в Великом посту 1867 года и тотчас же начал записывать от нее духовные стихи и старины: диктовать что-нибудь другое она считала грехом. После Пасхи я принялся за причитания». Характерно, что за 7 лет до встречи Барсова с Федосовой выдающийся сказитель былин Т. Г. Рябинин при первой встрече с П. Н. Рыбниковым будет отказываться петь былины по той же самой причине: «Негоже нонь сказывать мирские песни, — ноне пост». Во время постов пелись духовные стихи, а все остальные относились к песням «мирским».

Если записи П. Н. Рыбникова открыли  живое бытование народной эпической  поэзии, то записи Барсова от Федосовой  открыли там же, в Заонежье, новый  жанр обрядовой поэзии — причитания. Выход четырех томов «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым» (1861—67), а вслед за ними трех томов «Причитаний Северного края» Е. В. Барсова (1872—86) по праву считается крупнейшим открытием в русской, славянской и в мировой фольклористике.

Уже в самом н. 70-х, т. е. сразу  же после публикации, причитания Федосовой  широко использовал Н. А. Некрасов в  поэме «Кому на Руси жить хорошо», главы которой «Демушка» и  «Трудный год» созданы во многом по мотивам федосовских плачей —  о старосте, о попе-отце духовном, по мужу. Сам некрасовский образ Матрены Тимофеевны (в первых черновых вариантах она даже звалась Ориной), ее судьба, рассказ о детстве тоже перекликаются с «рассказом о себе самой», который Барсов записал от Федосовой. Вся 3-я часть поэмы «Крестьянка» написана по этой «автобиографии» Федосовой и по мотивам ее причитаний (ср.: «Падите мои слезоньки не на землю, не на воду…» с причитанием «Плач и староста»).

Тогда же, вне зависимости от Н. А. Некрасова, к ее плачам обратился  и П. И. Мельников-Печерский. Он ввел их в описание похоронного обряда в романе «В лесах».

Плачи Федосовой были опубликованы в те же самые годы, когда Ф. М. Достоевский писал в «Братьях Карамазовых»: «Есть в народе горе молчаливое и многотерпеливое; оно  уходит в себя и молчит. Но есть горе и надорванное, оно пробьется раз слезами и с той минуты уходит в причитания. Это особенно у женщин. Но не легче оно молчаливого горя. Причитания утоляют тут лишь тем, что еще более растравляют и надрывают сердце. Такое горе и утешения не желает, чувством своей неутолимости питается. Причитания лишь потребность раздражать беспрерывно рану». И там же, в «Братьях Карамазовых», Достоевский воссоздал «великий материнский плач» — причет Настасьюшки, пришедшей к старцу Зосиме, ее плач о «последнем сыночке». Современный исследователь В. П. Владимирцев впрямую сближает «дар слезный» героев «Подростка», «Преступления и наказания», «Братьев Карамазовых» Достоевского с народными плачами Федосовой. «Роман-плач о “несчастных” России, — отмечает он, — был не чем иным, как своего рода литературным аналогом устному поэтическому творчеству тысяч народных безвестных федосовых».

В 1895—96 состоялись первые публичные  выступления Федосовой в Петербурге, в Москве, на Нижегородской ярмарке, которые заставили говорить о «магической силе» ее искусства. «Слуховые записи» ее напевов сделал Н. А. Римский-Корсаков, а Ф. И. Шаляпин вспоминал: «Я слышал много рассказов, старых песен и былин и до встречи с Федосовой, но только в ее изумительной передаче мне вдруг стала понятна глубокая прелесть народного творчества. Неподражаемо прекрасно “сказывала” эта маленькая кривобокая старушка с веселым детским лицом о Змее Горыныче, Добрыне, о “его поездках молодецких”, о матери его, о любви. Предо мной воочью совершалось воскрешение сказки, и сама Федосова была чудесна, как сказка».

Ставшие классикой уже в XIX в. плачи  Федосовой по своему художественному  уровню до сих пор остались непревзойденными, высшими образцами народной обрядовой  поэзии. «Свободная импровизация, —  писал о ее причитаниях акад. Ю. М. Соколов, — допускающаяся самой природой причета, служившая выражением глубокого чувства, вызываемого смертью близкого человека, давала широкий простор для художественного творчества талантливых натур. И не удивительно, что именно в форме лиро-эпического причета нашел себе выражение талант замечательной народной поэтессы, знаменитой вопленицы».

Федосову называли «народной поэтессой», и в этом не было никакого преувеличения, ее причитания были во многом «авторскими». Она создавала новые, вполне законченные  и самостоятельные плачи-поэмы, в  которых объединяла в одном произведении целый ряд отдельных действий, длящихся зачастую несколько дней и состоящих из множества отдельных причитаний. Известно, что запись свадебного или похоронного обрядов от одного или даже нескольких исполнителей-участников не дает представления о всей картине, — необходимо восстановить и свести воедино записи всех участников этой народной драмы, народной оперы. Случай Федосовой уникален тем, что она прекрасно знала не только свою «роль», но и всех др. «действующих лиц». Она была правительницей обряда, правила обрядом, а потому и смогла создать столь грандиозные и подлинно эпические плачи-поэмы.

Классическим произведением русской  народной словесности стал федосовский  «Плач вдовы по муже», открывающий  «Причитания Северного края». Это  самый большой по объему из ее плачей, в нем 1225 стихотворных строк — целая поэма о горькой участи вдовы, «победноей головушки» (а всего от Федосовой записано более 30 000 стихов. «Грамотой я неграмотна, зато памятью я памятна», — так говорила она).

В конце века Н. А. Римский-Корсаков и Ф. И. Шаляпин слышали уже 65-летнюю Федосову. Никто из них не мог представить, как звучал ее голос в 1867, когда ее впервые встретил в Петрозаводске Е. В. Барсов. Кроме того, у себя на родине она исполняла плачи не одна, а с хором подголосниц. «При Ирине Федосовой, — сообщал Е. В. Барсов, — всегда состоял хор подголосниц. Девушки-подростки лет 10-ти уже научались прислушиваться к ее плачу, а затем лет в 15—16 поступали в хор и становились подголосницами. Быть в ее хоре считалось в округе делом почетным и неустыдным. Оплачивался не только труд вопленицы, но вознаграждался и труд подголосниц, теми или иными подарками. Хор Ирины Федосовой в совершенстве усвоил ее поэтический язык и построение стихов. Стоило ей произнести три слога, и хор уже знал все дальнейшие слова и пел вместе с нею».

Последние годы жизни Федосова провела  в Петербурге, в доме крупного государственного чиновника и мецената, друга А. Н. Островского, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского  — Т. И. Филиппова. В 1896 ее голос был  записан на один из первых фонографических восковых валиков, эта запись сохранилась. Незадолго до смерти Федосова пожелала вернуться на родину.

 

Первые фольклорные  записи были сделаны от неё в 1867 году. преподавателем Олонецкой духовной семинарии Елпидифором Васильевичем Барсовым и опубликованы в газете «Олонецкие губернские ведомости». Это были тексты различных жанров: десять духовных стихов, баллады «О девяти братьях-разбойниках», «Василий и Софья», «Казань-город» и былина «Чурилушка Пленкович». В конце публикации значилось: «Все напечатанные здесь „стихи“ записаны мною от Ирины Толвуйской». Но основным жанром Федосовой были причитания. В течение двух лет Е. В. Барсов записывал от исполнительницы плачи, вошедшие в трехтомник «Причитания Северного края», признанный выдающимся событием в фольклористике и этнографии.

В 1872 году издана первая часть «Причитаний» — «Плачи похоронные, надгробные и надмогильные».

В 1882 году — вторая часть — «Плачи завоенные, рекрутские и солдатские».

В 1885 году — третья часть — «Свадебные причитания».

Всего фольклористами было записано более 30000 стихов от Федосовой: плачей-поэм, причитаний, лирических песен, былин, баллад, сказок, пословиц, поговорок, исторических и духовных песен. Её записывали Е. В. Барсов, Ф. М. Истомин и Г. О. Дютш, О. Х. Агренева-Славянская.

В 1895—1896 годах состоялась масштабная серия выступлений Федосовой в Петербурге, Москве, на Нижегородской ярмарке и в других городах, которые заставили говорить о «магической силе» её искусства. Организатором был учитель петрозаводской гимназии Павел Тимофеевич Виноградов, поддержанный Т. И. Филипповым, Ф. М. Истоминым и другими общественными деятелями и фольклористами.

В 1895—1896 годах пресса сообщила о 31 выступлении вопленицы в различных городах России, большинство которых состоялись в Петербурге и Нижнем Новгороде.

В январе 1895 года состоялась серия крупных выступлений Федосовой в Петербурге. Исполнительница выступала в Соляном городке, на заседании Академии наук, на заседании Археологического института, в гимназиях и частных домах, была награждена серебряной медалью «за обогащение русской народной поэзии» и дипломом Академии наук; ей были посвящены специальные заседания научных организаций.

В январе 1896 году состоялась поездка Федосовой в Москву. Она выступила на заседании Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии при Московском университете, где была награждена второй серебряной медалью; на заседании Московского Археологического общества и в Историческом музее.

В июне 1896 году Федосова выступала в Нижнем Новгороде на Всероссийской Художественно-промышленной выставке, где её слушателями были люди из всех областей России, и она приобрела наиболее многочисленную аудиторию.

Во время поездок Федосова встречалась  со многими крупнейшими деятелями  русского искусства и литературы 1890-х годов — М. Горьким, Ф. И. Шаляпиным, Н. А. Римским-Корсаковым, М. А. Балакиревым. Её слушали крупные филологи того времени — А. Н. Веселовский, Л. Н. Майков, В. Ф. Миллер и др. Яркий портрет И. Федосовой нарисовал М. Горький в очерке «Вопленица», романе «Жизнь Клима Самгина».

Ставшие классикой уже в XIX века плачи Федосовой по своему художественному уровню до сих пор остались непревзойденными, высшими образцами народной обрядовой поэзии. Федосову называли «народной поэтессой», и в этом не было никакого преувеличения, её причитания были во многом «авторскими».

Федосова умерла 10 июля 1899 года и похоронена на кладбище при Кузарандской приходской церкви у деревни Юсова Гора, на берегуОнежского озера.


Информация о работе Биография сказительницы Федосовой