Дидактическая игра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 23:00, реферат

Описание работы

Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. С дошкольниками младшего возраста игра и игровые приемы обучения должны использоваться ещё шире, чем с более старшими детьми, так как для малышей особенно важна игровая мотивация деятельности.

Файлы: 1 файл

музыка реферат.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения. Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. С дошкольниками младшего возраста игра и игровые приемы обучения должны использоваться ещё шире, чем с более старшими детьми, так как для малышей особенно важна игровая мотивация деятельности.

 Неоценимую помощь в решении  задач сенсорного развития, развития  музыкального слуха, познавательно - исследовательского, интеллектуального  развития детей оказывают музыкально-дидактические  игры, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность каждого ребёнка.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности. В специальный подраздел выделены музыкально-дидактические игры, в процессе которых развиваются музыкально-сенсорные способности.

 

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

 

 Существуют различные классификации  игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина  разделяет игры для развития  музыкально - сенсорных способностей  на настольные, подвижнее, хороводные. За основание этой классификации  взять различие игровых действий детей.

Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей.

Л. Н. Комисарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

 

 Поскольку одной из основных  задач музыкального воспитания  детей является развитие музыкальных  способностей, можно классифицировать  музыкальные игры и пособия именно поэтому основанию их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей:

 

- ладового чувства;

 

- музыкально-слуховых представлений;

 

- чувства ритма.

 

 При этом развитии музыкально-сенсорных  способностей (прежде всего различие звуков по высоте и деятельности) играет важную роль.

 

1. Игры и пособия для развития  ЛАДОВОГО ЧУВСТВА - одна из основ  эмоциональной отзывчивости на  музыку, способствуют узнаванию  знакомых мелодий, определению характера  музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр (настольные, подвижные, хороводные) и пособий.

 

2. Игры и пособия для развития  музыкально-слуховых представлений  связаны с различением и воспроизведением звукового движения. В формировании музыкально-слуховых представлений большую роль играют моторика, интеллектуальные, зрительные представления, опора на восприятие мелодии, для развития этой способности используются музыкально-дидактические игры и пособия.

 

 Развитие способности музыкально-слуховых  представлений требует слуховой  сосредоточенности, воспроизведения  мелодии голосом или на музыкальном  инструменте

 

3. Развитие чувства РИТМА - восприятие  и воспроизведение временных  отношений в музыке, способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить - предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

 

Развитие у детей основных музыкальных способностей: ЛАДОВОГО ЧУВСТВА, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма - должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и приемами (наглядные слуховые, практические, беседа, наблюдение)

 

Возможности музыкально-дидактических игр как средство развития музыкально-сенсорных способностей.

 

Развитие музыкально-сенсорных способностей проходит на музыкальных занятиях.

Занятия должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение.

 

 Применение музыкально-дидактических  игр на занятии дает возможность  провести его наиболее содержательно. Иногда музыкально-дидактические игры проводятся на занятии (чаще всего во второй его части) как отдельный вид деятельности.

 

Дидактические игры на музыкальных занятиях начинают проводить с первой младшей группы.

А так же в процессе пения. Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает многие игры, танцы, хороводы, она - один из основных моментов творческих проявлений у детей.

 Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей  петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными  фразами, удерживать его до конца  фразы.

 

Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки, проводимые на музыкальном занятии до заучивания какой-либо песни.

 

В игре «Где мои детки? » развивается умение различать звуки, разные по высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким голоском маме - утке, кошке, птичке.

Обычно для распевок берут несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, подпевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок, в дальнейшем отстучать его музыкальным молоточком на бубне или металлофоне.

 

 А так же музыкально-дидактические игры помогают развитию музыкально-сенсорных способностей в процессе слушания.

 

 В процессе слушания музыки  дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями различного  характера, они переживают, испытывают  определенные чувства.

 

Слушание музыки играет большую роль в развитии самостоятельной музыкальной деятельности ребенка.

 

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используется различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.

 

Слушание произведений в грамзаписи- один из приемов восприятия музыкальных произведений.

 

В процессе музыкально-ритмических движений, так же происходит развитие музыкально-сенсорных способностей.

 

Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.

 

 Умению согласовывать движения  с музыкой следует обучать  детей с раннего возраста. Начинать  лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивания платочком.

 

 В процессе подготовки музыкально-дидактических  игр музыкальный руководитель  и воспитатель варьируют использование  различных приемов и методов, выбор которых зависит от программного  содержания, возможностей детей, развиваемых  способности и навыков. Педагог на каждом этапе работы над музыкально-дидактическими играми планирует и осуществляет деятельность с детьми, учитывая образовательные, развивающие и воспитывающие возможности.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Музыкально-дидактические игры рассматриваются при непосредственном овладении и уточнениями детьми различных понятий: «средства музыкальной выразительности», «динамика», «регистр», «лат», «чувство» и др…

 

 Педагог обязательно сопровождает  этот процесс сочетания словесных  методов с наглядными материалами, помогает в разучивании игр.

 

 РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

 

 Музыкально-дидактические игры  как средство развития музыкально-сенсорных  способностей, так же велики. Помимо  того, что у детей продолжается  развитие всех психических процессов- внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, эмоции, так же продолжается в процессе разучивания и исполнения разнообразного музыкального и литературного материала, развитие чувства ритма, темпа музыкальных и творческих способностей. Кроме того, развиваются физические качества ребенка: мелкая моторика рук, умение красиво и ритмично выполнять движения, владеть осанкой, пластикой рук, ног при исполнении танцевальных композиций, технические приемы игры на музыкальных инструментах.

 

 ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ

 

 Музыкально-дидактические игры  выражаются в следующем: во-первых, происходит активное музыкально-сенсорное  восприятие личности ребенка, во-вторых, развивается его личностное качество: организованность, внимательность, согласованность  действий, желание исполнять правильно и не подвести педагога и товарищей.

 

 Таким образом, возможности  музыкально-дидактических игр как  средства музыкально-сенсорных способностей  детей младшего дошкольного возраста  достаточно многообразно:

 

- в процессе подготовки и  участия музыкально-дидактических игр у детей воспитываются личностные качества: организованность, ответственность;

 

- у детей дошкольного возраста  в процессе разучивания и исполнения  музыкально-дидактических игр продолжается  развитие психических процессов (внимания, мышления, память, воображение, восприятие, речь, двигательных умений и навыков, пластика и выразительность движения, музыкальных, речевых и творческих способностей;

 

- образовательные задачи музыкально-дидактических  игр заключаются в следующем: у детей обогащается лексический словарь, они хорошо различают разнообразные музыкально-сенсорные понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

  1. .Арисменди, А.А. Дошкольное музыкальное воспитание [Текст] / А.А. Арисменди.- М.: Прогресс, 1989. - 176с.: ил.
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
  3. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 1983. - 276с.

Информация о работе Дидактическая игра