Дикция в хоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:59, реферат

Описание работы

Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в высокой позиции, достижению яркого и близкого звучания, помогает достигать наибольшей силы звучания при экономной затрате энергии. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо)

Файлы: 1 файл

Дикция в хоре. Реферат.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Дикция  в хоре

Донесение до слушателей поэтического текста зависит  от дикции хора - произношения гласных  и согласных - и орфоэпии - соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в высокой позиции, достижению яркого и близкого звучания, помогает достигать наибольшей силы звучания при экономной затрате энергии. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо). Поэтому при работе над дикцией необходимо тренировать артикуляционный аппарат. Особое внимание следует обратить на рот певца. Очертание губ и раскрытие рта при пении отдельных слов должны соответствовать той или иной произносимой гласной.

Хоровая дикция имеет  свои специфические особенности. Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает её от речевой (бытовой, и сценической). Во-вторых, она коллективная. Поэтому будет более точным определять её как вокально-хоровую. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Но не менее важно научить певцов правильно формировать и произносить гласные (в частности, обучить их приёму редуцирования гласных), законам и правилам логики речи. Редукция гласных в пении имеет различные формы. Безударные А и Э ослабляются динамически и произносятся фонетически менее ярко, чем ударные, безударное О в большинстве случаев произносится, как А. Безударное Я произносится как «Яе» (грЯеда, памЯеть), но на конце слова всегда должно звучать чисто. В большинстве случаев редукция Е в пении решается динамическим ослаблением этого звука. Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Безударное О в этом случае произносится как ясное А.

Согласные звуки  распадаются на несколько групп. Сонорные согласные - м, н, л, р - звуки, которые  можно петь, точно интонировать. Остальные согласные этих качеств лишены.

Шесть первых согласных  русского алфавита - звонкие, произносятся с участием голосовых связок, остальные, кроме сонорных, - глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют. Большинство звонких и глухих согласных произносятся твёрдо и смягчённо. Глухие ц, х, ч не имеют парных звонких.

Отличительной особенностью вокально-хоровой дикции является использование  всеми певцами хора единых правил и приёмов артикуляции.

Некоторые из них.

.Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот, плоское звучание гласных приводит к плоскому, некрасивому, невокальному звуку.

.Если в слове  или на стыке слов две гласных  стоят рядом, то в пении их  нельзя сливать - вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: ни огня; не увидит; но остался.

3.Чем протяжённей  редуцированный гласный, тем ближе  его звучание к вокальной речи; чем он короче - тем ближе к  разговорной. Например; при исполнении хором М.И. Глинки «Попутной песни» редуцированные гласные в рефрене, построенном на быстром скандировании, напоминающем скороговорку, произносятся неясно, как в речи; а в певучих эпизодах - полно и протяжно.

.Достижение однотембрового  звучания гласных тесно связано со стабильностью артикуляционной формы в процессе пения.

.В отличие от  гласных, которые поются максимально  протяжённо, согласные должны произноситься  в самый последний момент. Согласная,  завершающая слог, присоединяется  к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведением, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.

.Согласные в  пении произносятся на высоте  гласных, к которым они примыкают.  Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию.

.Нечёткое, невнятное  произношение заканчивающих слово  согласных затрудняет понимание  текста.

.В целях  лучшего донесения до слушателей  поэтического текста и достижения  большей художественной выразительности  пения иногда полезно использовать  несколько подчёркнутую артикуляцию  согласных. Однако приём «удвоенного»  и даже «утроенного» их произнесения, уместен только в особых случаях (произведениях драматического характера, торжественных гимнах). При исполнении хоровых пьес в быстром темпе следует произносить слова легко, «близко» и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата. В целом же характер певческой дикции при условии соблюдения чёткого произношения зависит от особенностей музыки, содержания произведения, его образного строя, стиля, жанра. В спокойных, распевных, лирических сочинениях текст произносится мягко; в драматических - энергично, жёстко, экспрессивно; в маршевых - твёрдо, скандировано.

На  качество произношения текста влияют сила звука и тесситура. Наилучшие  условия для создания дикционного  ансамбля - умеренная сила звучания в средней части диапазона  хоровых партий. В верхнем и нижнем регистре дикционные возможности голосов снижаются в связи с общими вокальными трудностями.

Степень ясности и выпуклости произношения текста той или иной хоровой партией  в большой мере зависит от её роли в фактуре сочинения. Голос или  голоса, выполняющие тематическую функцию, должны выявлять текст рельефнее, чем голоса, останавливающиеся в это время на выдержанных звуках.

Особые  виды дикционного ансамбля возникают  при исполнении произведений полифонического  склада. Основная ансамблевая сложность здесь состоит в неодновременном произношении слов разными партиями, в словесных повторах, сокращениях слов в отдельных голосах.

Однако  отчётливость произношения - это лишь одно из условий передачи исполнителем поэтического текста сочинения. Не менее, а может быть, и более важно произнести его правильно с точки зрения орфоэпии, ибо орфоэпические нормы, как и нормы грамматические, лексические, орфографические, характеризуют культуру речи человека и, конечно, артиста, певца, хорового коллектива. Но ещё важнее, чтобы участники хора и хоровые дирижёры владели бы искусством выразительной речи, выразительного, художественного слова.

Соотношение слова и музыки - важнейшая проблема, которая постоянно должна находиться в поле зрения хорового дирижёра. В  этой проблеме можно выделить три группы частных вопросов.

. Касается  содержания - это вопросы соотношения  музыкального образа с образами  словесного текста, степени их  художественного соответствия.

. Включает  вопросы, связанные с соотношением  поэтической и музыкальной композиции.

Объединены  вопросы, касающиеся выразительных  средств, а именно: вопросы вокальной  декламации, взаимоотношения музыкальной  и речевой интонации, сопоставления  музыкальной и речевой акцентуации  и фразировки.

Дикция - это всего лишь один из составных элементов работы над художественным качеством звучащего слова. Именно логика построения фразы, верная расстановка ударений, акцентов, пауз, а вовсе не дикция определяют в первую очередь выразительность речи и её смысловое воздействие.

При вокализации поэтического текста исполнитель должен стремиться сгладить, сделать незаметными «неправильности» музыкальной декламации - несовпадение ударных слогов с сильными, безударных - со слабыми долями такта. Хормейстеру, как и певцу, надо следить за тем, чтобы в процессе пения не выделялись безударные слоги (к этому часто провоцируют и метрические музыкальные акценты, и «скачки» на высокие звуки), а выделяемое ударением слово было действительно самым важным и существенным для понимания смысла фразы.

Список литературы

В.Л. Живов  «Хоровое исполнительство» теория методика практика

В.А. Самарин «Хороведение»

В. Соколов «Работа  с хором»

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайтаhttp://www.bibliofond.ru/

Дата  добавления: 13.04.2013


Информация о работе Дикция в хоре