Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:32, контрольная работа
Музыкальное наследие Бортнянского достаточно велико. Как и большинство композиторов своего времени, он писал для придворной среды: духовную музыку - для Придворной певческой капеллы, светское - для "малого" двора в Павловске и Гатчине.
Началом нового этапа в творчестве Бортнянского посвящено созданию хоровой музыки. Духовная музыка Бортнянского охватывает 35 четырехголосных хоровых концертов для разных составов, которые назывались в его время псалмами, 10 двухголосных концертов, 14 четырехголосных концертов «Тебе Бога хвалим», 29 отдельных литургических песнопений, трехголосные литургию, духовные произведения для женского хора с рефреном смешанного хора, обработки древних церковных киевских и болгарских напевов и многие другие.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ
«Творчество Д. С. Бортнянского»
Выполнил:
студент IV курса
заочного отделения
факультета художественного
творчества
(академический хор)
Терехова Ирина
Орёл, 2012
Музыкальное наследие Бортнянского достаточно велико. Как и большинство композиторов своего времени, он писал для придворной среды: духовную музыку - для Придворной певческой капеллы, светское - для "малого" двора в Павловске и Гатчине.
Началом нового этапа в творчестве Бортнянского посвящено созданию хоровой музыки. Духовная музыка Бортнянского охватывает 35 четырехголосных хоровых концертов для разных составов, которые назывались в его время псалмами, 10 двухголосных концертов, 14 четырехголосных концертов «Тебе Бога хвалим», 29 отдельных литургических песнопений, трехголосные литургию, духовные произведения для женского хора с рефреном смешанного хора, обработки древних церковных киевских и болгарских напевов и многие другие.
Бортнянский Дмитрий Степанович родился в 1751 году в Глухове 10 октября. По национальности украинец. В 1759 году обучался пению и теории музыки в Придворной певческой капелле в Петербурге. Участвовал в придворных концертах и спектаклях. Изучал композицию под руководством Б. Галуппи. В 1769-79 гг. жил за границей. В Италии были поставлены его оперы «Креонт» (1776 г., Венеция), «Алкид» (1778 г., Венеция), «Квинт Фабий» (1779 г., Венеция). В те же годы написал ряд вокальных сочинений на католические и немецкие протестантские религиозные тексты. По возвращении в Россию был назначен капельмейстером, с 1796 года стал директором вокальной музыки и управляющим Придворной певческой капеллы. С его деятельностью связан расцвет капеллы. Работал так же при дворе наследника Павла Петровича. Для придворных спектаклей написал три оперы на французские тексты, исполненные под руководством Бортнянского силами любителей: «Празднество Сеньора» (1786 г., Павловск), «Сокол» (1786 г., Гатчина), «Сын-соперник, или современная Стратоника» (1787 г., Павловск). В 80-е годы создал ряд классических клавирных сонат и ансамблей. Также создал сборник романсов на французские тексты (1783 г.) – единственный образец камерно-вокальной музыки в его творчестве. В дальнейшем работал почти исключительно в области хоровой церковной музыки.
В историю русской
музыки Бортнянский вошел прежде
всего как автор хоровых
Наряду с Березовским, Бортнянский создал новый тип русского хорового концерта, в котором использованы достижения оперы, полифонического искусства XVIII века, классических форм инструментальной музыки.
Главный секрет обаяния хоровой музыки Бортнянского в ее возвышенной простоте и сердечности. Каждому слушателю кажется, что он мог бы петь вместе с хором. Большая часть хоровых сочинений написана для четырехголосного состава. Хоровой концерт – жанр полифункциональный: это и кульминационная часть литургии, и украшение государственной церемонии, и жанр светского музицирования. У Бортнянского текст концерта представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов Давида. Для хорового концерта традиционные тексты псалмов служили общей эмоционально-образной основой. Бортнянский подбирал текст, исходя из традиционных принципов построения музыкального цикла, контраст соседних частей по характеру, ладу, тональности, и по метру. Начальные части создавались под впечатлением текста. Первые фразы концертов – самые яркие по интонационной выразительности. У Бортнянского было несколько концертов, одинаковых по названию, но разных по музыке, так как текст псалмов многократно употреблялся в русском хоровом концерте.
Концерты Бортнянского построены в циклической форме, некоторые из них содержат элементы сонатности. Композитору принадлежат 35 концертов для четырехголосного смешанного хора, 10 концертов для двухголосного хора, ряд других церковных песнопений, а также светские хоры, а также известная патриотическая хоровая песня «Певец во стане русских воинов» на слова Жуковского (1812 г.).
Творчество Д.С. Бортнянского как раз совпадает со временем, когда на смену барочному партесному концерту приходит духовный концерт классического направления. И Бортнянский по воспитанию и эстетическим взглядам был классицистом. Поэтому для его тридцати пяти хоровых концертов характерны, прежде всего, ясность, цельность и простота образов, логика в их развитии, отточенность формы, оправданность всех ее элементов, мудрая сдержанность, что позволяет увидеть моцартовские черты в его музыке.
Условно концерты Бортнянского можно разделить на две группы:
Ранние (примерно пятнадцать концертов) или панегирические.
Ранние партесные концерты вбирают
в себя различные жанры (плач, лирическую
песню), отличаются торжественно-панегирическим
обликом.
Музыкально-тематические истоки ранних
концертов восходят к таким массовым жанрам
как кант, марш, танец. Кантовость насквозь
пронизывает хоровой стиль Бортнянского:начиная
от фактурно-интонациональных черт и кончая
тематизмом. Типична для тематизма ранних
концертов маршевость и танцевальность
особенно часто марш слышится в финальных
частях цикла.
Другой тип из области церемониальных маршей, более гражданского содержания, встречается в медленных частях (в Концерте № 29- траурный марш). Также у Бортнянского встречаются в одной теме черты танцевальности и маршевости. Характерный пример маршево-плясовой темы – финал Двухорного концерта №9.
В поздних концертах виватно-панегирические образы уступают место лирическим, сосредоточенным: танцевальные-задушевному песенному фольклору. В них меньше фанфарности, тематизм становится выразительнее, более развиты сольно – ансамблевые эпизоды, среди которых появляются минорные. Именно в поздних концертах слышны интонации характерные для украинской лирической песни. Черты русской песенности свойственны мелодике Бортнянского. В основном все поздние концерты начинаются с медленных частей или вступлений, исполняемых солистами. Быстрые части в этих концертах служат для контраста.
Наряду с торжественными,
праздничными или величаво-эпическими
у
Бортнянского встречаются и глубоко лирические
концерты, проникнутые сосредоточенными
размышлениями о жизни и смерти. В них преобладают медленные
темпы, минорный лад, экспрессивная напевная
мелодика. Один из лирических – концерт
№ 25 «Не умолчим никогда». Основная тема
его I части, акцентируемая III, а затем VI
ступень минорного лада, проводится поочередно
парами солирующих голосов.
Заключительная часть написана в форме фуги, тема которой интонационно родственна начальной теме концерта. В первом проведении тема излагается 2-х голосно, с сопровождающим ее подголоском. Этот прием часто встречается у Бортнянского, подчеркивая гармоническую основу его полифонии.
Насыщенность хоровой фактуры полифоническими элементами составляют одну из черт наиболее зрелых и значительных по содержанию концертов.
Если форма фуги используется им в заключительных разделах, то отдельные эпизоды фугато встречаются и в 1-х частях. Образцом мастерского владения композитором крупной формой, умения объединять разнородные элементы в одно целое является концерт № 33. Он представляет собой развернутый цикл с контрастным сопоставлением частей. Первая часть начинается выразительным иммитационным построением. 2-я часть фуга, построенная на энергичной мужественной теме. Вторая фуга служит финалом концерта. Тема ее основана на свободном обращении начальной интонации первой фуги.
Особое внимание привлекает к себе последний по нумерации концерт №35. В отличии от скорбно-элегических произведений, он отличается светлым, умиротворенным характером. В этом концерте воплощен идеал нравственной чистоты и правдивости. Фактура его очень проста, за исключением заключительной фуги. В первых двух частях встречаются большие отрезки в 3-х голосном изложении кантового типа. Выделяется II часть центр тяжести всего концерта, с ее певучей , мягкой и ласковой мелодией.
Строение поздних концертов имеет свои особенности. В них наблюдается постепенное ускорение темпов – от медленного к быстрому или умеренно- быстрому. Бортнянский употребляет такие приемы, как тональная разомкнутость в средних частях, выделенные связки, возвещающие финал, и строгость последней части.
Общая структура концертов Бортнянского хорошо
известна.
Трех или 4-х частный цикл характеризуется
контрастом частей по темпу, метру, фактуре
(аккордовой -полифонической), тональным
соотношением.
Двухорные концерты Бортнянского по своей структуре аналогичны однохорным, но их строй более однообразен, преобладает величественный торжественнный тон и реже встречаются моменты углубленной лирики. Яркого эффекта он добивается с помощью приемов антифонного изложения. Поочередно вступающие хоры сливаются в единое мощное звучание, (например, - крайние части концерта №3). Бортнянский создает разнообразные контрасты между группами голосов, выделяемых из отдельных голосов. Таким образом достигается многотембровость хорового звучания и постоянная смена нюансов. В эпизодах строгая аккордовая фактура одного хора иногда расцвечивается фигурациями другого.
Наряду с многоголосными
хорами, существует и одночастные
хоры для двух трех-голосного хора.
Они были написаны в разное время
и по разным поводам.
Один из одночастных хоров Бортнянского «Херувимская». Если для партесного
стиля характерна концертная трактовка
«Херувимской» в виде крупного многочастного
произведения, то Бортнянский возвращается
к простой строфической форме. Для большинства
его «Херувимских» характерны возвышенная
простота, величавое спокойствие, разнообразность
формы. I-я
«Херувимская» - нежные, чувствительные
интонации романского типа:
Одним из шедевров Бортнянского является «Херувимская» № 7. Она написана в строфической форме, но постепенное нарастание силы и плотности хорового звучания создает впечатление плавного, непрерывного мелодического развития.
«Херувимские», их всего семь, написаны в традиционной 2-х частной форме с куплетной 1 ч. Тональный план классический, все эти произведения стройны и закончены по форме.
К 3-х голосным сочинениям относится Литургия
из 7 хоров, она же
«Обедня на три голоса».
Основанная на кантовых
традициях, Литургия в отдельных
своих частях напоминает западноевропейские
оперные хоры. Состав и интервальное
соотношение голосов (2 дисканта в
терцию или сексту, плюс бас) идет от канта.
Первый хор – «Слава и ныне» - миниатюрный
концерт с музыкой победного марша в крайних
частях и простой минорной серединой.
Второй хор –
«Херувимская» - распевная и эмоционально
сдержанная. Третий – традиционный речитативный
хор «Верую», написанный в строфически
– вариационной форме с очень простой,
но яркой гармонией. Остальные хоры очень
похожи друг на друга.
Литургия предназначалась для сельских и небольших городских церквей, которые не располагали крупными хорами, способными исполнять сложные по фактуре произведения. Эти законченные богослужебные циклы, которые писали мастера партесного стиля, становятся редкими в конце 18 века, и возрождаются позже в других исторических условиях.
Эмоциональный строй и композиционный план хоровых концертов Д. Бортнянского определяется избранным им текстом. Текст вдохновлял композитора на создание хора, соответствующего характера, в котором широко раскрывается эмоция.
Композитор с европейским образованием и мышлением, Д. Бортнянский, музыкальные выразительные средства для передачи образного, эмоционального строя концертов черпает в общеевропейском «словаре эпохи», обращается к светским жанрам его времени, пребывает в поле классической тональной музыки. Хотя его концерты и не принадлежат к категории куплетных произведений, ряд приёмов изложения – отчётливость и ясность ритма, эпизодичность трёхголосного склада – стилистически сближают хор с традициями канта.