Физиологическое воздействие музыки на человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:23, реферат

Описание работы

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….……3
Понятие музыкотерапии и ее виды ……………….………………4
История развития музыкотерапии……………….…………….…..7
Физиологическое воздействие музыки на человека……….…….10

Заключение……………………………….………………...............12
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

музыкотерапия осадчая.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………………………………………….……3

Понятие музыкотерапии и ее виды ……………….………………4

История развития музыкотерапии……………….…………….…..7

Физиологическое воздействие  музыки на человека……….…….10

 

Заключение……………………………….………………...............12

Список использованной литературы……………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в  качестве средства психологической  коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии  предусматривают как целостное  и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие музыкотерапии  и ее виды

 

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психическое и физическое состояние человека. Выздоровлению способствует как прослушивание музыки, так и игра самого пациента на музыкальных инструментах. Музыка вызывает в организме особенную вибрацию. Последняя создает энергетическое поле, оказывающее благоприятное воздействие на нервную систему. Каждое музыкальное произведение имеет собственную энергетику, поэтому очень важно правильно подобрать мелодию.

Музыкотерапия – это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент должен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности. Для реализации всего этого квалифицированный музыкотерапевт решает терапевтические задачи, которые были выработаны им совместно с командой терапевтов или лечащим врачом, обязательно при участии пациента

Музыкотерапию применяют для лечения многих болезней. Она может быть как дополнительным методом лечения, так и основным, что, однако, бывает крайне редко. Музыкотерапию назначают при органических и психических болезнях, нарушениях развития и поведения, поражениях головного мозга, неврозах, психозах, бессоннице, депрессии, нарушениях речи и слуха, болезни Альцгеймера и Паркинсона, а также после инсульта.

Некоторые ученые относят  музыкотерапию к вспомогательным  средствам психотерапии, одним из средств подготовки пациента к применению сложных терапевтических методов. Другая группа ученых считают способ использования  музыкотерапии как один из методов лечения физиологических и психологических заболеваний, а также повышение и развитие резервных возможностей организма.

Взгляды врачей на лечебный эффект музыки неоднозначен, вместе с тем они сходятся на том, что музыка не может заменить медикаментозные средства и традиционные методы лечения, но разумное, не навязываемое, индивидуализированное ее применение может снять аутизм больного и существенно облегчить контакт врача и пациента.

Виды музыкотерапии.

Музыкотерапия бывает активной и пассивной. При пассивной музыкотерапии пациенты слушают музыку, а при активной - сами участвуют в исполнении музыкальных произведений. Если пациент страдает тяжелой болезнью, то сначала он - пассивный слушатель. Прежде всего он должен научиться воспринимать и различать звуки. В этом помогает упражнение, позволяющее пациенту ощущать вибрацию, например, терапевт трогает гитарную струну, прижав при этом гитару к спине пациента. Такая вибрация уменьшает напряженность мышц, улучшает кровообращение. При активной терапии в качестве «музыкального инструмента» пациенты используют собственный голос. Воспроизведение определенных звуков, т.н. музыкальная зарядка, позволяет не только расслабиться, но и помогает сосредоточиться, устраняет спазмы.

Различные музыкальные  инструменты

На каждый орган человека действует определенный музыкальный  инструмент. Виолончель оказывает благоприятное  действие на почки, арфа гармонизирует  работу сердца. Самым сексуальным  инструментом считается саксофон. Он восстанавливает потенцию. Ударные инструменты обладают особенными свойствами - игра на них способствует расслаблению мышц. Струнные инструменты нормализуют дыхание и кровообращение. Таким образом, симфонический оркестр является «универсальным врачом».

Индивидуальная  и групповая музыкотерапия

Применяется индивидуальная и групповая музыкотерапия. Сначала пациенту назначают индивидуальное лечение, позже, при улучшении - групповую терапию.

Музыка благотворно  влияет на человека. У человека улучшается обмен веществ, способность к концентрации внимания, координация движений, повышается работоспособность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития музыкотерапии

 

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних  времен. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле [30]. Первые же попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования - к XIX в. Большое значение музыке в системе психологического воздействия на психику человека придавали С.С. Корсаков, В.М. Бехтерев и другие известные русские ученые. Подробный обзор литературы, посвященной различным аспектам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), Швабе (1974), Галинской (1977) и др. [22; 392 - 394]. Современные исследования в области музыкотерапии развиваются по нескольким направлениям - это можно объяснить научно-техническим прогрессом, позволившим изучать физиологические реакции, возникающие в организме в ответ на музыкально-терапевтическое воздействие, на новом, более высоком уровне. Вместе с тем этот интерес обусловлен возможностью использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия усталости, утомления, а также для повышенной работоспособности человека, в том числе в условиях космических полётов человека. Исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на ЦНС. Так, Н.Н. Захарова и В. М. Авдеев исследовали функциональные изменения в ЦHC при восприятии музыки, осуществляя запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Более глубокие положительные эмоции при прослушивании определенных музыкальных произведений сопровождались изменениями ЭЭГ, свидетельствующими о большой активности коры головного мозга, учащением сердечных сокращений и дыханий.

И. В. Темкин исследовал вегетативные реакции в зависимости от характера  музыки. Мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, повышала максимальное артериальное давление, увеличивала тонус мышц, повышала температуру кожных покровов предплечья. И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями показал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект.

По современным представлениям, формирование целостных поведенческих  реакций организма на различные внешние раздражители, в том числе и на музыку, осуществляется с помощью сложной функциональной системы, в частности на основе специфических нейрохимических механизмах подкорки, которые вследствие химического сродства избирательно мобилизуют соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности. Европейскими специалистами было также отмечено, что музыка действует избирательно - в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором исполняется.

Музыкальная терапия как независимая  дисциплина широко практикуется в США. Сфера ее применения постоянно расширяется  в Австралии, Японии, Новой Зеландии, Южной Америке и других странах.

В США терапевтическое использование  музыки впервые получило признание после второй мировой войны, когда музыка была с успехом применена при лечении эмоциональных расстройств у ветеранов. Национальная ассоциация музыкальной терапии была основана в 1950 г. В настоящее время в США зарегистрировано около 3500 профессиональных музыкальных терапевтов и потребность в специалистах этого профиля неуклонно возрастает. Академическая подготовка в данной области впервые была начата в университете штата Мичиган, а затем быстро распространилась в более чем 70 колледжей и университетов по всей стране. В целом за рубежом более 100 университетов и колледжей предлагают курсы, по окончании которых студенты получают степень бакалавра, магистра или доктора.

В России не существует системы подготовки профессиональных кадров в области музыкотерапии, хотя необходимость в этом очевидна. В настоящее время в Московском институте традиционной медицины и музыкотерапии при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии, на основе которой с сентября 1999 г. предусмотрена регулярная подготовка профессиональных музыкотерапевтов, пока в порядке последипломного тематического усовершенствования для врачей.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения; для престарелых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д

 

 

 

Физиологическое воздействие музыки на человека

 

Физиологическое воздействие  музыки на человека основано на том, что  нервная система, а с ней и  мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический  раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат. Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение отрядов войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны. Это несколько повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии. Поэтому такие марши оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. Показано что ритм вальса в три четверти оказывает успокоительное воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции (плач, смех, крик), механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации.

Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию  на состояние человека – это орган. 
Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит  от эмоционального центра человеческого  организма. Он подчёркивает: “Хаос  не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует  эмоциональную сферу человека.

Информация о работе Физиологическое воздействие музыки на человека