Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:37, доклад
В хоре выделяют четыре основные хоровые партии (голоса):
СОПРАНО (женский высокий) - S (Soprano)
АЛЬТ (женский низкий) - A (Alt, Alto)
ТЕНОР (мужской высокий) - T (Tenor)
БАС (мужской низкий) - B (Bass)
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. УЛЬЯНОВА»
(ФГБОУ ВПО «УЛГПУ ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА»)
«Формальная организация хора»
Выполнила:
студентка 3 курса
группы НОТ-11-4
Викторова Дарья
Ульяновск 2013
Вокальные (певческие) голоса.
В хоре выделяют четыре основные хоровые партии (голоса):
В свою очередь каждый из этих голосов может делиться еще на несколько, тогда это уже будет называться дивизи (divisi). И называться они будут, например, первые сопрано и вторые сопрано, первые басы и вторые басы и т.д.
В вокальном сольном пении голоса имеют более сложное деление:
Женские (сверху вниз): колоратурное сопрано, лирико-колоратурное сопрано, лирическое сопрано, драматическое сопрано, меццо-сопрано, контральто)
Мужские (сверху вниз): тенор, баритон, бас. Каждый из них может иметь разновидности.
Расстановка хора
Хор разделяется на четыре группы родственных голосов. Если поставить партии первой группы в противоположных концах эстрады, им будет не удобно петь. Они, как имеющие однородные диапазоны и регистры и поющие при удвоениях в октавах, всегда стремятся быть ближе одна к другой. Если октавистов отставить от басов, можно услышать ропот первых: «Неудобно, не слышно басов, не на кого опереться». Поэтому родственные партии должны стоять в одной группе. При этом партии, составляющие слой верхних голосов и принимающие на себя большую часть мелодического материала, должны стоять с правой стороны от дирижера. Партии среднего слоя, заполняющие гармоническим материалом пространство между верхним и нижним слоями, размещаются по всему хору. Наконец, партии нижнего слоя, как фундаментальные партии, как основа, на которой покоится вся тяжесть хорового аккорда, должны тяготеть к центру.
Предлагаемая расстановка хора проверена опытом и наблюдениями. Но это не есть что-либо безусловно обязательное; иногда помещение и акустические условия могут потребовать некоторых изменений в расстановке хора. В этом случае для басов и теноров рекомендуется делать на эстраде помост с таким расчетом, чтобы они стояли головой выше сопрано и альтов.
Хоровые партии
Основу коллектива составляют хоровые партии, каждая из которых характеризуется только ей присущими тембровыми особенностями, определенным диапазоном, художественно-исполнительскими возможностями.
Хоровые партии детского хора
Детские голоса младших и средних возрастных групп (7-10 лет), как правило, не подразделяются на хоровые партии по каким-либо тембровым или диапазонным особенностям. В большинстве случаев хор просто делят на две примерно равные половины, где первая группа поет верхний голос, а вторая – нижний.
Диапазон голосов учащихся (7-10 лет): си мал. – до2, ми2. Основные свойства голоса детей этого возраста – звонкость, ровность, полетность – формируются при условии правильного его воспитания.
Хоровые партии старшего хора (11-14 лет). Старший школьный хор чаще состоит из двух хоровых партий – сопрано и альтов. Рабочий диапазон сопрано до1, ре1 – ми2, соль2. Голос у девочек отличается легкостью, подвижностью. В партию сопрано зачисляются и мальчики., которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.
В партию альтов направляются учащиеся, у которых более насыщено звучит нижний регистр. Их диапазон: ля мал. – ре2. При комплектовании той или иной партии в старшем хоре необходимо тщательно проверять каждого участника, выявлять его диапазон, характер звукообразования, тембровую окрашенность, характер дыхания.
Хоровые партии взрослого хора
Партия сопрано. Рабочий диапазон ми бемоль1 – ля2. Сопрановой партии в хоре чаще других приходится исполнять основной мелодический голос. Верхний регистр у сопрано звучит ярко, сочно, выразительно. В среднем регистре голос сопрано отличается легкостью и подвижностью, нижний регистр более приглушенный. Партия сопрано может делиться на две группы (сопрано первое, сопрано второе).
Партия альтов чаще выполняет гармоническую функцию. Рабочий диапазон фа мал., соль мал. – до2, ре2. Комплектование альтовой хоровой партии очень сложная задача, так как настоящие низкие женские голоса встречаются редко. В альтовую партию зачисляются певцы, которые без напряжения могут исполнять нижние звуки альтового диапазона.
Партия теноров. Рабочий диапазон до мал., ми мал. – соль1, ля1. Крайние звуки названого диапазона используются в хоровой литературе редко. Верхний регистр у теноровой партии звучит ярко, выразительно, с большой силой. Особенностью, расширяющей диапазон партии, является наличие у теноров фальцета, позволяющего исполнять легким звуком верхние звуки диапазона и звуки среднего регистра, окрашивая их особым тембром. Теноровой партии часто поручается основная тема произведения, нередко тенора дублируют партию сопрано; много примеров когда тенора исполняют звуки гармонического сопровождения.
Теноровая партия обычно записывается в скрипичном ключе, а звучит - октавой ниже. Иногда она нотируется в басовом ключе и в этом случае звучит так, как написана.
Партия басов. Составляет основу хоровой звучности, ее «фундамент». Рабочий диапазон фа больш., ми больш. – до1, ре1.. Наиболее выразительно звучит партия басов в среднем и высоком регистрах.
Партию басов делят на две группы: баритоны и басы. Особую редкость и ценность для хора представляют певцы третьей группы низких хоровых мужских голосов – октависты. Наличие в коллективе одного, двух октавистов значительно расширяет исполнительские возможности хора.
Терминологический путеводитель по голосам. Термины располагаются по алфавиту.
1) Партия в хоре или ансамбле, состоящая из низких детских или средних и низких женских голосов (меццо-сопрано — первые альты, контральто — вторые альты); диапазон от фа мал. окт. до фа 2-й окт. (выше — очень редко), наиболее употр. соль (ля) мал. окт. — ми-бемоль (ми) 2-й окт.
2) Низкий детский голос
Различают Баритон лирический (по легкости звука приближающийся к тенору) и драматический (по широте и мощности близкий басу), с промежуточными оттенками между ними.
В хоре баритоны входят в партию первых басов; диапазон соль большой октавы — фа 1-й октавы (выше очень редко, преимущ. в унисон с тенорами)
1) Самый низкий муж. голос; диапазон фа большой октавы — фа 1-й окт., переходная регистровая нота до-диез (до) 1-й окт.
Различают Басы высокий (кантанте — певучий), центральный и профундо (глубокий) — низкий (их еще называют Басы-октависты. Особая, редко встречающаяся, разновидность самого низкого баса; название Октависты обычно применяется к хоровым певцам (в сольном пении — бас-профундо). Октависты поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы). Октависты чаще всего применяется в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов состоит в слиянии звуков аккорда, который по отношению к основному тону является как бы обертонами (поэтому всего естественнее употреблять Октавистов при пении оснований мажорных трезвучий). Применять Октавистов следует осторожно, считаясь с указаниями композитора и стилем произв.)
2) Партия в хоре или вок. ансамбле; составляется из баритонов и собственно басов; диапазон (без октавистов) фа большой октавы (ниже редко) — фа 1-й окт., наиболее употребительные соль большой октавы — ре (ми-бемоль) 1-й октавы. Применение октавистов расширяет диапазон басовой партии на октаву вниз. Басовая партия — гармонич. фундамент хора, отсюда необходимость ее интонац. устойчивости и звучности. В то же время она должна обладать подвижностью, гибкостью в динамич. отношении, что благоприятно и для чистоты интонирования.
3) Самый низкий голос в многоголосной музыке.
1) Высокий детский голос, соответствующий по диапазону сопрано (чаще всего до1 — соль2).
2) Партия в хоре или вок. ансамбле, исполняемая высокими детскими голосами.
1) Самый высокий женский,
детский (также дискант) голос.
2) Самая высокая партия в хоре или вок. ансамбле, состоящая из лирических (первые Сопрано) и драматических (вторые Сопрано) голосов; диапазон до1 (ниже редко) — до3, наиболее употребляемые ре1 — соль2 (ля2).
Сопрановая партия — важнейшая в хоре, поскольку (в гомофонно-гармонич. музыке) ей чаще всего поручается мелодия; отсюда необходимость ее динамич. гибкости, подвижности, красоты тембра.
1) В Средн. вв. (с XII в.) основной голос контрапунктических. сочинений, излагавший главную мелодию (cantus firmus); сначала был нижним голосом, с присоединением баса стал средним.
2) Высокий мужской певческий
голос. Диапазон до малой
Основные разновидности Т.: лирический (tenore di grazia), драматический (tenore di forza), а также средний между ними — меццо-характерный — и редкий Тенор-альтино (с развитым верхним регистром — выше до2). В хоре Тенора лирические и альтино составляют первую партию, остальные — вторую. Вследствие частого применения в хоре (особенно в мужских) высокой тесситуры важно умение теноров пользоваться фальцетом и микстом.