Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:14, творческая работа
Свиридову оказалось под силу поднять и творчески переплавить крупные интонационные пласты: крестьянского и городского бытового мелоса, революционной и массовой песни, пласты древней музыки знаменного распева, обрядовые попевки. Результатом такого сплава стала афористичность музыкального языка композитора, при котором в немногом выражается многое, в малом сконцентрировано большое содержание.
Говоря
о ритмической стороне
Темп и агонические отклонения.
Указанный автором темп произведения - allegro. В переводе с итальянского языка данный термин звучит как быстро. Помимо словесного указания, композитор выставил также и обозначения метронома = 100.
Агогические отклонения встречаются в 20-23тт. стоит термин poco a poco ritardando, в переводе с итальянского постепенно замедляя.
В 24т. возращение к первоначальному темпу.
Динамические оттенки.
Динамическая шкала партитуры достаточно разнообразна. Начиная с нюанса ppp и приходя в кульминации к f, в конце произведения звучность спадает до pp.
Помимо стабильных, в произведении выставлен ряд мобильных динамических оттенков. Это crescendo при переходе к кульминации (31-32тт.). Динамические вилки также встречаются в конце фраз (3т., 7-8тт., 14-17тт.,22т., 26-28тт., 35т.)
Как одно
из сильнодействующих
Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.
Для данного произведения характерна прозрачная фактура. Гамофонно - гармоническое изложение. Мелодия на протяжении всего произведения проходит у первых сопрано. Хоровая ткань в основном, четырёхголосная, а в начале фраз - двухголосная. В кульминации все голоса начинают с унисона, затем расходятся в трезвучие.
Связь музыки и поэтического текста.
Говоря о соотношении музыкального и поэтического текстов в анализируемой партитуре, необходимо отметить, что они в основном структурно совпадают. Это относится как к совпадению ударений, так и взаимосвязи на уровне расчленённости фраз. Так, например, первому четверостишию:
Вянет, вянет лето красно,
улетают, ясны дни,
стелется туман ненастный,
ночи в дремлющей тени.
Соответствует
четырёхтактовая музыкальная
Музыкальная форма в целом также повторяет композицию стиха. Более тщательно развивается 4-ое четверостишие ("Ни над озером..."). Это связано с художественным смыслом произведения подчёркивается значимость расставания. Стихотворение «Наташа» изложен в метре хорея.
Вокально-хоровой анализ
Тип и вид хора.
Переложение хорового номера "Наташа" написано для однородного женского хора, состоящего из четырёх основных партий - С1, С2, А1, А2. Встречаются, однако, divisi у С2 в 7т. способствуя более плотному звучанию хоровых аккордов.
Диапазон и тесситурные особенности.
Общий диапазон хоровой партитуры составляет две октавы: соль диез малой - соль диез второй октавы.
Диапазон партии первых сопрано: ре диез первой - соль диез второй октавы - дуадецема.
Диапазон партии вторых сопрано: си диез малой - си диез первой октавы - октава.
Диапазон партии первых альтов: си малой - соль диез первой - большая секста.
Диапазон партии вторых альтов: соль диез малой - соль диез первой октавы - октава.
Если говорить о тесситурной составляющей, то необходимо отметить что партии альтов и вторых сопрано находятся в удобной для них тесситуре, вследствие этого их партии не представляют сложности. В партии первых сопрано встречается ряд тесситурных проблем. Это - появление нот верхнего регистра в кульминационных тактах (33-34тт.) и, что наиболее сложно, в средней части фа диез второй октавы необходимо петь на нюансе pp (18-20тт.)
Соотношение естественного и искусственного ансамбля.
Тесситурные особенности партии первых сопрано и остальных партий хора различны. Исходя из этого и соотношение естественного и искусственного ансамблей будет варьироваться в зависимости от того, насколько совпадают или не совпадают их тесситурные условия в различных фрагментах партитуры.
К примеру, в первом хоровом фрагменте (1-9тт.) все партии поют в среднем регистре в нюансе p. Так как для среднего регистра этот нюанс является естественным, следовательно, здесь получается естественный ансамбль.
Наоборот, в тактах 18-23 тесситурные условия партий различны. Сопрано первые поют в верхнем регистре, а остальные партии в среднем. Здесь потребуется создание искусственного ансамбля, и при общем звучании pp три партии А1, А2, С2 должны петь p, что уравновесит партии в силе звука.
Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка".
Об особом внимании Свиридова к колористической стороне хорового письма общеизвестно. Данная партитура также содержит немало интересного.
Возможность
использования мягкого
Приёмы хорового письма.
Свиридов использовал в этом произведении два вида хорового письма. Это гамофонно-гармоническое изложение и хоровая педаль. Одноголосная партия встречается в партии вторых альтов (10-14тт., 18-19тт.), в партии первых альтов (20-22тт.), в партии вторых сопрано ритмизованная педаль звучит в тактах 20-22.
Виды хорового дыхания.
Хоровая партитура произведения должна исполняться в основном на цепном дыхании. Чему способствуют длинные литературные фразы. Однако в некоторых моментах необходимо сделать общехоровое дыхание, которое осуществляется преимущественно по фразам и во время пауз. В первую очередь это дыхание перед началом новой фразы (перед 5т.,14т., 18т.). Такое дыхание необходимо для того, чтобы спеть данные аккорды с хорошей атакой звука и чёткой артикуляцией. Если же дыхание не брать, то может возникнуть скомконность и неодновременное произношение текста хором.
Исполнительский анализ.
Интонационный ансамбль.
Музыкальный
язык сочинения Свиридова
- пропевание
в замедленном темпе –
- остановка на звуках или аккордах составляющих сложный интонационный или гармонический оборот;
- все ходы вниз следует петь на опорном дыхании, чтобы не занизить звучание;
- выдержанные звуки (в конце построений) петь с тенденцией к повышению.
Следует обратить внимание в партии сопрано, чтобы не было крикливого, форсированного звука, он должен быть округлым, плотным, в хорошей вокальной позиции, в тоже время атака звука - мягкая.
Ритмический ансамбль
Основные проблемы, связанные с исполнением этого произведения с ритмической стороны партитуры, лежат в установлении чёткого ритмического взаимодействия всех хоровых партий. Нарушение ритма: недопевание долгих длительностей при появлении коротких, ускорение мелких длительностей. Для избежание этих недостатков полезно использовать способ условного ритмического дробления крупных длительностей на более мелкие, что ведёт к воспитанию у них ощущения ритмической пульсации. Также эффективным приёмом является проговаривание литературного текста на одном звуке (внимание сосредотачивается на ритмической стороне, что способствует более быстрому освоению того или иного сложного оборота) в то время как проговаривается текст, партитуру можно играть на рояле. Необходимо внимательное отношение к паузам, можно воспользоваться советам Г.Г.Нейгауза «…Тишину, перерывы, остановки, паузы надо слышать, это тоже музыка!...Полезно также перерывы эти мысленно продирижировать…». Во всех случаях дирижёр, опираясь на чёткое ощущение метра и внутридолевой пульсации, должен достичь необходимого ритмического ансамбля.
Темповый ансамбль
Как уже отмечалось, данный номер написан в рамках единого темпа. Это, однако, не говорит о том, что всё произведение необходимо выдержать строго в рамках единого темпа. Небольшие агогические оттенки на смысловых акцентах, или в окончании фраз привнесут в исполнение этой партитуры необходимую долю выразительности, помогут лучше раскрыть музыкальный образ произведения.
Динамический ансамбль
Произведение очень разнообразно по динамике. Во всех голосах данной хоровой партитуры автором выставлены одинаковые обозначения силы звука. Достаточно труден убедительный показ piano и pianissimo, а также показ подвижных нюансов. Ясный показ forte, как правило, больших трудностей не вызывает. При этом, однако, необходимо динамически дифференцировать голоса, несущие основную мелодическую нагрузку от голосов, более нейтральных. На протяжении всего произведения мелодия проходит у первых сопрано, поэтому их следует несколько выделить по отношению к другим партиям. Дирижёр должен умело варьировать динамические оттенки, с тем, чтобы создать более выразительный художественный образ.
Штриховой ансамбль
Основной способ звуковедения в этом хоре – legato. Для придания музыке большей выразительности, возможно, некоторое подчёркивание мелодической линии в кульминационном разделе (29 – 36тт.). Композитором выделена кульминация с помощью акцентов (33-34тт.).
Тембровый ансамбль
Академическому хору свойственна единая манера формирования звука, под которой подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округления гласных. Для этого необходимо формировать открытые гласные по образу прикрытых. Например, а, мысленно представляя о, и как ы, е как ё и т.д. Если необходимо округлить звук, полезно петь последовательности лю-лё-ля-ле-ли, если осветлить – ли-ле-ля-лё-лю. Имеют большое значение и согласные. От произношения согласного звука зависит окраска последующего гласного, окраска всего слова. В этом произведении согласные должны произноситься чётко, упруго, легко. На тембр влияет психологическое единомыслие певцов. У певцов должно сложиться ясное представление о художественной стороне произведения. Также можно воздействовать на тембр с помощью – дирижёрского жеста и мимики, умения объяснять хору нужный характер звучности.
Дикционный и орфоэпический ансамбль
Являясь одним из важнейших компонентов хоровой звучности, дикция в то же время помогает правильной интонации и звуковедению, основных правил которых необходимо придерживаться.
Особенности
произношения хором текста заключаются
в верно организованной работе над
произношением гласных и
Вя-не-твя-не-тле-то-кра-сно;
У-ле-та-ю-тя-сны-дни;
Сте-ле-тся-ту-ма-нне-на-стны-
Йно-чи-вдре-млю-ще-йте-ни.
Все согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются: свод-свот; над-нат; под-пот; холод-холот. Шипящие согласные - с, ш необходимо смягчать и предельно укорачивать, чтобы не создавать впечатление свиста и шума. Звонкие и сонорные согласные звуки необходимо произносить на высоте гласной. Возвратная частица - сь произносится твёрдо и прикрыто, как «с». Сочетание стн, здн т и д не произносятся: ненастный – ненасный, прелестной – прелесной и т.д. Также не произносимая согласная есть в слове сердце – серце.
Исполнительская фразировка
Исполненительская фразировка имеет прямое отношению к структурному членению музыкальной формы. Первое (1-4тт.) предложение построено из двух двухтактовых фраз. Кульминация в этой строфе является последняя фраза «ночи в дремлющей тени». Следующее предложение (5-9тт.) состоит также из двух двухтактовых фраз, кульминация – «свод» в начале 8т. Во второй части в первом предложении есть несколько смысловых слов, которые необходимо выделить: «Наташа», «зрит», «час», «разделит». Далее 14-22тт. смысловые акценты расставлены следующим образам: «волнистым», «душистым», «озером», «кровом», «с тобой». В последней части первое предложение служит подведением к кульминации всего произведения, которая приходится на 33-35тт.
Присущая музыке повторность может стать фактором, способствующим расчленённости, или напротив, фактором связующим, объединяющим. В частности, два однотактных оборота во второй половине первого периода объединяются с замыкающим двутактом в суммирующую заключительную фразу только при условии темпоритмического сжатия, концентрации, сквозного направленного поступательного движения, т.е. средств, усиливающих тяготение к интонационной вершине фразы. Простое же повторение однотактов вне связи с единым целеустремлённым движением, без внутреннего сжатия, лишь расчленит его на ряд ничем не связанных между собой звеньев. Гибкая фразировка, которая достигается с помощью волнообразного нарастания и спада динамики, требует от певцов чуткости, тонкости исполнения.
Репетиционный план.
Разбирать произведение нужно небольшими частями, относительно законченными построениями, но дальше останавливаясь на более трудных. Разбор должен производиться по партиям, а также на слоги «ле», «лю», «но» и др., что должно помочь в достижении единообразного звучания гласных звуков. На первом этапе разучивания внимание требует интонационная и метроритмическая точность исполнения. В случае нечистого интонирования можно использовать упражнения, включающие данный мелодический оборот или отдельную интонацию. Внимание следует обратить на чистоту пения больших секунд вверх и малых вниз. Вместе с тем с самого начала нельзя упускать из вида и другие моменты. В частности необходимо, чтобы участники хора чувствовали и осознавали направление музыкальной речи, фразировку, опорные точки (слова) к которым устремляется мелодическое движение, иначе пение будет представлять собой формальное чтение нотных знаков.