Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:20, реферат
В данном реферате рассматриваются одни из самых важных аспектов вокального исполнительского мастерства, такие как: дыхание, артикуляция и дикция, гигиена голоса, а также сценические задачи артиста.
Введение……………………………………………………………………….…….3
1. Сценические задачи, которые надо решить человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей……………………………….………4
2. Механизм певческого дыхания……………………………………...………..5
3. Артикуляционный аппарат, дикция…………………………………….….7
4. Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата……………………...............................9
Список использованной литературы
О Г Л А В Л Е Н И Е:
Введение…………………………………………………………
1. Сценические задачи, которые надо решить человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей……………………………….………4
2. Механизм певческого дыхания……………………………………...………..5
3. Артикуляционный аппарат, дикция…………………………………….….7
4. Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата……………………..............
Список использованной литературы……………………………………….….13
Введение
Речь, пение - это искусство, это сфера, требующая тончайшего инструмента для воплощения творческих задач. Для современного певца или актера (будем так называть любого человека, выходящего выступать перед аудиторией) этим инструментом является его тело и голос, которые должны в результате огромной работы стать совершенными и выразительными.
Как совершенно надо владеть инструментом - голосом, чтобы под воздействием его в сердцах слушателей, в их памяти оставался надолго эмоциональный след, а в души проливался свет?
Такое мастерство приходит в результате длительной работы, а для этого надо набраться терпения и настойчивости.
Никто не потребует от человека, не умеющего ходить, совершать сложнейшие танцевальные пируэты. Сначала человек учится стоять и ходить, а уж потом учится танцевать, да и то начинает с самых простых движений. Тренинг и система в занятиях - это очень важно!
Когда речь заходит о профессиональном вокалисте, особенно эстрадного жанра, мы не всегда подразумеваем обязательно сильный голос. Скорее, профессиональным артистом мы можем назвать исполнителя, который умело управляет своим голосовым аппаратом, знает отличительные черты своего голоса, владеет различными способами исполнения, и, конечно, умеет преподнести красоту и уникальность своего тембра.
А сегодняшний день даже профессиональные и именитые певцы часто берут уроки по вокалу у опытных педагогов, зарубежных коллег, так как иногда забываются основы исполнительского искусства.
В данном реферате рассматриваются одни из самых важных аспектов вокального исполнительского мастерства, такие как: дыхание, артикуляция и дикция, гигиена голоса, а также сценические задачи артиста.
1. Cценические задачи, которые надо решать человеку, выходящему работать с аудиторией слушателей.
Находиться на сцене, реализовывать свои творческие замыслы и держать внимание аудитории - это большое мастерство.
Иногда очень обидно наблюдать на сцене исполнителей, лекторов, педагогов, которые выглядят при этом хуже рабочих сцены, обнаруживая полное отсутствие представления о культуре и манере сценического поведения. Эти качества - результат работы по овладению своим телом, своими нервами, своим вниманием. Они и есть то, что называют профессионализмом. Умение “нести себя” - это не только эстетическая сторона проблемы, ведь тело исполнителя, как и голос, - это его “инструменты”, особенно это касается актеров, вокалистов, хотя и для дирижера, лектора и педагога это тоже очень важно.
Для тренировки своего физического аппарата не может быть назначено сроков, так как с каждым годом перед исполнителем встают все большие трудности в связи с возрастающими требованиями к себе, поэтому развитием голоса, дикции, пластики тела и так далее надо заниматься всю жизнь.
Самые основные, первые требования к телу исполнителя:
У некоторых певцов есть привычка выходить на сцену со строгим, недовольным видом. Старайтесь избегать этого. Ничто не портит настроения так, как мрачное, неприветливое или высокомерное выражение лица артиста, вышедшего к слушателям.
Очень часто бывает и так, что исполнитель, выйдя на сцену, не может сосредоточиться и исполнить партию, которую отработал миллионы раз. Причиной тому может служить волнение, невнимательность, рассеянность, личные проблемы. Чаще всего – это элементарное волнение перед выступлением перед аудиторией, которое присуще каждому человеку и даже самым опытным артистам.
Что же делать, чтобы справиться с волнением перед выступлением?
2. Механизм певческого дыхания.
Дыхание бывает трех видов: ключичное, грудное, грудобрюшное (диафрагмальное), ключичное дыхание - очень поверхностное. При этом дыхании у человека поднимаются плечи, “вздергиваются” ключицы (это внешнее проявление), а воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать дыхание, чтобы “раскрывалась” грудная клетка, наполняясь воздухом, а плечи были спокойными, спина прямой.
Когда легкие наполняются воздухом (при вдохе), они приобретают больший объем, раздвигают ребра - это и есть реберное, грудное дыхание. Известный педагог И.П.Пряничников советует “учиться набирать в легкие воздух”. Давайте начнем этому учиться с помощью простых дыхательных упражнений, которые разовьют и укрепят дыхательный аппарат.
Все эти простые упражнения развивают грудное (реберное) дыхание, дают первые представления о певческой позиции, резонаторах. Навыки, полученные в этих упражнениях, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения.
Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный отдел позвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Поясничный отдел является как бы опорой для диафрагмы при ее сокращении. Поэтому важно, чтобы поясничные позвонки были хорошо фиксированы.
Итак, какие требования должен выполнять каждый вокалист-исполнитель?
Но в любом случае исполнитель не должен забывать, что дыхание - это фундамент пения и не надо увлекаться сценической изобразительностью во вред певческому дыханию, его объему, его рабочей активности.
В результате такой кропотливой работы над построением своего “музыкального инструмента” - тела, над сложной координацией многочисленных мышечных и психических процессов при звукообразовании серьезный, умный, терпеливый, талантливый музыкант бывает вознагражден успехами, дающими радость и ему, и слушателям.
3. Артикуляционный аппарат, дикция.
Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.
Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.
Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от “архитектуры” которого зависит качество звука.
Зеркало - большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего. Вот упражнения вам в помощь.
Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.