Гофман - музыкальный критик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Весной 1814 года в Бамберге вышла первая книга «Фантазий и манере Калло». Наряда с новеллами «Кавалер Глюк» и «Донжуан» она содержала также шесть небольших очерков-новелл под общим названием «Крейслериана». Через год, в четвертой книге «Фантазий», была напечатана вторая серия «Крейслерианы», включавшая еще семь очерков. С этим произведением в литературу вошел образ капельмейстера Иоганнеса Крейслера - центральная фигура среди созданных Гофманом портретов художников-энтузиастов. Этот образ Гофман пронес до конца творчества, чтобы сделать его главным героем своего последнего романа «Житейские воззрения кота Мурра».

Файлы: 1 файл

Сообщение о Гофмане.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

ГОФМАН - МУЗЫКАЛЬНЫЙ     КРИТИК

Весной 1814 года в Бамберге вышла первая книга  «Фантазий и манере Калло». Наряда с новеллами «Кавалер Глюк» и «Донжуан» она содержала также шесть небольших очерков-новелл под общим названием «Крейслериана». Через год, в четвертой книге «Фантазий», была напечатана вторая серия «Крейслерианы», включавшая еще семь очерков. С этим произведением в литературу вошел образ капельмейстера Иоганнеса Крейслера - центральная фигура среди созданных Гофманом портретов художников-энтузиастов. Этот образ Гофман пронес до конца творчества, чтобы сделать его главным героем своего последнего романа «Житейские воззрения кота Мурра».

Мысли Гофмана о музыке и о положении музыканта в современном обществе в большинстве очерков вложены им в уста Крейслера, а в некоторых изложены непосредственно от лица автора. Иной раз (например, в заметках «Крайне бессвязные мысли») даже трудно установить, идет ли речь от лица автора или его герои. Внутреннее родство автора и героя «Крейслерианы» очевидно; образ Крейслера глубоко автобиографичен.

 В «Житейских воззрениях Кота Мурра» Гофман не только сообщает биографии Крейслера черты своей биографии, но и приписывает ему свои собственные музыкальные сочинения. Именем капельмейстера Иоганнеса Крейслера Гофман постоянно подписывал свои музыкальные рецензии и даже письма к друзьям.

 «Крейслериана» - одна из самых ранних литературных работ Гофмана - была посвящена музыке. Все немецкие писатели-романтики отводили музыке особое место среди других искусств, считая ее «выразителем бесконечного». Но лишь для одного Гофмана музыка была вторым истинным призванием, которому он отдал немало лет жизни еще до начала литературного творчества. Великолепный дирижер, блестящий интерпретатор опер Моцарта и Глюка, незаурядный пианист и талантливый композитор, автор двух симфоний, трех опер и целого ряда камерных сочинений, создатель первой романтической оперы «Ундина», которая в 1816 году с успехом шли на сцене королевского театра в Берлине.

 Гофман в 1804 - 1805 годах работал руководителем Филармонического общества в Варшаве, а позже - музыкальным директором городского театра в Бамберге (1808 - 1812).

Значение  «Крейслерианы» не только в ее автобиографичности. Писатель излагает в ней свои общеэстетические взгляды и суждения по разным вопросам музыки.

Гофмана по праву считают родоначальником  немецкой романтической музыкальной критики. Круг интересов Гофмана-рецензента очень широк, в его ноле зрения попадают разнообразные музыкальные явления прошлых веков и современности: итальянская и французская опера, церковная музыка старинных и современных композиторов, творчество Глюка и венских классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена - и произведении композиторов гораздо меньшего масштаба - Ромберга, - Витта, Эльснера, Огинского и других.

Рецензии Гофмана написаны в подлинно художественной форме, так что порой даже трудно пронести грань между ними и музыкальными новеллами. Поэтому вполне естественно, что, работая над «Крейслерианой», Гофман включает в нее очерк «Инструментальная музыка Бетховена», переработанный из двух рецензий, которые были опубликованы но «Всеобщей музыкальной газете» в 1810 и 1813 годах

Многие  высказывания Гофмана об отдельных  средствах музыкального языка - о значении мелодии, гармонии, о содержательности музыкальных произведении - не утратили своего значения до наших дней.

 

 

 

 

Музыкант, художник, поэт

Как и его  предшественники по романтической  школе, Гофман ищет идеалы в искусстве. Идеальный герой Гофмана - музыкант, художник, поэт, который порывом воображения, силою своего таланта творит новый мир, более совершенный, чем тот, где он обречен существовать повседневно.

Сам Гофман как  личность явился реальным воплощением мечты романтиков о художнике универсального дарования. Великолепный музыкант, игравший на различных инструментах и сочинявший музыкальные произведения в разных жанрах, он был к тому же оригинальным художником, создававшим театральные декорации, расписывавшим фресками театральные залы. Гофман сам иллюстрировал свои произведения, в его шаржированных рисунках всегда проявляется склонность к юмору и шутке.

Гофман оставил  множество суждений об искусстве, которые помогают понять его сокровенный духовный мир:

«Цель искусства  вообще - доставлять человеку приятное развлечение и отвращать его от более серьезных или, вернее, единственно подобающих ему занятий, то есть от таких, которые обеспечивают ему хлеб и почет в государстве, чтобы он потом с удвоенным вниманием и старательностью мог вернуться к настоящей цели своего существования - быть хорошим зубчатым колесом в государственной мельнице и (продолжаю свою метафору).

 

Роман Гофмана  «Житейские воззрения кота Мурра»

Уже из полного  названия романа ясен его замысел и понятно построение: «Житейские воззрения Кота Мурра с присовокуплением макулатурных листов из биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера». Овладевший грамотой кот Мурр решил на склоне лет рассказать о своих упованиях и страданиях с назидательной целью «юному кошачеству». Листы своей рукописи он прокладывает, с его точки зрения, макулатурной бумагой, А эти-то листы, которые рвет кот и вкладывает в свой манускрипт как попало, представляют собой жизнеописание музыканта Иоганнеса Крейслера, любимого героя Гофмана, действовавшего прежде в цикле новелл «Крейслериана».

Мир романа разделен на самодовольных филистеров и страждующих служителей искусств. Истинное лицо мира прикрывается то комической, то трагической маской.

Записки кота Мурра - это пародия на мемуарную литературу, авторы которой озабочены самовосхвалением. Кот с множеством подробностей повествует о своей безупречной жизни, в которой были свои заблуждения и ошибки, от коих он благополучно избавился.

Кот Мурр счастлив, потому что ему удалось осуществить свой жизненный идеал - он стал филистером. Вот что это такое: «Кот-филистер умеет - ибо ему свойственно уверенное и непогрешимое чутье - везде на чердаке, в подвале и т. д. находить наилучшее местечко, где он растягивается с такой приятностью и так удобно, как это только возможно. Он много говорит о своих превосходных качествах и о том, что ему, слава Богу, не приходится жаловаться на то, что судьба не заметила этих прекрасных качеств». Характерно, что Мурр постиг, как удобно быть обывателем, только распростившись с романтическими грезами.

Крах Мурра-романтика  в известной мере отражал реальную ситуацию -отречение романтиков от былых идеалов в пользу земной жизни.

Капельмейстер Крейслер наделен многими авторскими чертами характера, и обстоятельства его жизни сродни тому, что пришлось испытать писателю. Крейслер обитает в крохотном, утратившем свой суверенитет княжестве. В княжестве устраивают помпезные дворцовые церемонии, а у придворных амбиции, как у настоящих владетельных особ. Крейслер живет в этом вымороченном государстве, потому что его удерживает любовь к принцессе Юлии. Гофман не случайно дал героине имя своей любимой ученицы: как и его собственные чувства, любовь Крейслера и Юлии трагически обречена.

Роман   Гофмана  «Житейские воззрения  кота  Мурра» остался незавершенным. 

 

 


Информация о работе Гофман - музыкальный критик