Идея гражданственности
человека, социальной значимости гражданских
качеств остается одной из основополагающих
при создании и функционировании государства.
В одних случаях понятия «гражданственность»
и «политическая культура» признаются
близкими по значению, идентичными, в других
случаях под гражданственностью понимается
практическая сторона политической культуры,
в третьих гражданственность толкуют
как духовно-нравственные качества людей.
Что же такое
гражданственность? В процессе
толкования этого понятия возникает
немало трудностей. Они обусловлены
исключительной сложностью явления
и неопределенностью категории.
Главная трудность – это отсутствие
единой трактовки и научного
обоснования термина «гражданственность»,
который на повседневном уровне
всем понятен.
В «Толковом
словаре великорусского языка»
В.И. Даля приводятся два значения
понятия «гражданин»: «городской
житель, горожанин, посадский» и
«член общины или народа, состоящего
под одним общим управлением;
каждое лицо или человек из
составляющих народ, землю, государство».
А «гражданственность» раскрывается
как «состояние гражданской общины;
понятие и степень образования,
необходимые для составления
гражданского общества».
В характеристике
«гражданских доблестей», которые
Даль определил как «мирные
и миротворные; честь, любовь
и правда» прослеживается специфика
понимания гражданственности в
России, состоявшая в акценте
на духовно-нравственных объединяющих
началах
Понятия «гражданин»
и «гражданственность» были актуальны
для России, так как они традиционно
были наполнены революционно-демократическим
содержанием (А.И. Герцен, А.Н. Радищев,
В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов).
Мыслители России видели в
гражданине человека, любящего свое
Отечество, готового отдать жизнь
в борьбе за Россию, счастье
людей, борца против всех форм
социальной несправедливости. В
советский период ХХ века одной
из важнейших целей государства
было воспитание человека, борца,
революционера, сознательного труженика.
В решении этой задачи, в разработке
теории и практики воспитания
граждан участвовали многие известные
педагоги: П.П. Блонский, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.
Американский
исследователь Дж. Зевин, рассуждая
о связи патриотизма и критического мышления,
пришел к выводу, что гражданственность
– это способность человека критически
оценивать как ситуацию в обществе, так
и решения правительства. Такой подход
предполагает возможность для личности
делать свой выбор, основанный на знании,
образованности, просвещении. Ю.Н.Никифоров
и А.Н.Скалина в работе «О понятии "гражданственность”»
обращают внимание на коренное отличие
западного и российского понимания данного
слова. В нашем понимании акцент делается
на духовно- нравственных объединяющих
началах, в западном же контексте гражданственность
трактуется как «просвещенный патриотизм»
(Дж. Зевин), т.е. приоритет отдается знанию
юридических, политических, моральных
норм и их применению.
Одно из
главных качеств, вершина проявления
гражданственности – это внутренняя
готовность человека служить
высшим целям, быть источником
и движущей силой нравственного
совершенствования общества.
Исходя из исторической
традиции, можно сформулировать
следующее определение гражданственности:
это совокупность убеждений и
взглядов, предполагающая, с одной
стороны, высокую степень независимости
и самостоятельности индивидуальных
суждений об обществе, с другой
– нерушимую социальную солидарность,
выражающуюся в участии человека
в жизни социума. Гражданственность
проявляется в виде индивидуального
поведения, но опосредуется социокультурной
обстановкой, следовательно, может
быть развита в соответствии
с внешней волей.
На разных
этапах развития общества гражданственность
понималась как:
- общественно-государственный
патриотизм, т.е. сознание и чувство
принадлежности к многонациональному
государственно-организованному обществу,
включающее в себя уважение
к государству, конституции, законам,
государственным символам, готовность
защищать государственный строй,
- классовая, пролетарская
солидарность, самоотверженность, сознательность
и организованность в борьбе
за приближение коммунизма;
- интегративное качество,
позволяющее человеку ощущать
себя юридически, социально, нравственно
и политически дееспособным
Гражданственность
в современном обществе выполняет
важные функции:
Первую из них можно
назвать мобилизующей, то есть формирующей
у людей активное отношение к
действительности. В ее рамках и
под ее влиянием формируется гражданское
общество.
Вторая функция — направляющая,
связанная с целеполаганием и
придающая устойчивость действиям
личности, гражданских объединений.
Наконец, третья функция
— регулирующая, то есть определяющая
реакции на внешнее воздействие,
на характер общественных связей и
отношений.
Понятие гражданственности
включает в себя:
- понимание своих прав
и свобод и умение использовать
их на практике в рамках
уважения прав и свобод других
граждан;
- личную ответственность
за свой выбор и свое поведение,
осознание необходимых юридических
и моральных обязательств перед
обществом и государством;
- действенное и критическое
отношение к социальной реальности
на основе свободного личного
выбора, моральных убеждений и
побуждений, идеалов равноправия
граждан и суверенитета народа
по отношению к власти;
- способность вести позитивный
диалог с властью, другими гражданами
и гражданскими объединениями; -
осознание своей гражданской
идентичности – принадлежности
к стране, обществу и государству,
их правовому, культурному и
языковому пространству.
Таким образом,
понятие «гражданственность» состоит
из компонентов: знания, качества, позицию,
ценности, действия, т.е. во многом совпадает
с понятием «политическая культура».
Приведем
подробную характеристику гражданских
качеств, составленную на основе
теоретических исследований:
- гражданский долг как
осознанная система гражданских
требований общества и государства,
вызванных потребностями социальной
необходимости и конкретными
целями и задачами исторического
этапа развития;
- гражданская ответственность
как свойство личности, характеризующееся
стремлением и умением оценивать
свое поведение с точки зрения
пользы или вреда для общества,
соизмерять свои поступки с
господствующими в обществе требованиями,
нормами, законами, соотносить потребности
с реальными возможностями, руководствуясь
интересами социального прогресса;
- гражданская совесть
как способность личности к
самоконтролю, проявляющемуся в
виде осознания, переживания личностью
своего отношения к нормам
социальной среды, общества и
соответствия своих поступков
этим нормам;
- гражданская активность
как мера участия человека
в решении общественно значимых
задач, проявляющаяся в отношении
к обществу, труду и собственности,
к другим людям, к самому
себе; уважение и принятие прав
и обязанностей;
- гражданское сознание
как способ отношения к объективной
действительности, опосредованный
соответствующей формой деятельности
человека;
- уважение к законам
государства как способность
воспринимать законы и готовность
к их выполнению;
- чувство патриотизма
и интернационализма как специфическое
чувство любви к Родине, деятельность,
направленная на служение интересам
Отечества, при уважении суверенитета
и национальной гордости других
народов; адекватное отношение
к делам государства и делам
собственным как способность человека
с одинаковой мерой ответственности относиться
и к тем, и к другим;
- чувство личной свободы
как способность личности иметь
убеждения, правильно отражающие
ее личные и общественные интересы,
и возможность поступать в
соответствии с этими убеждениями;
гражданское достоинство как
совокупность гражданских качеств
человека, а также оценка этих
качеств самой личностью и
общественным мнением;
- политическая культура
как качество духовно-практической
деятельности человека, в которой
реализуются его взгляды, убеждения,
нормы, ценности;
- единство гражданского
сознания и поведения как качество
человека, характеризующее его принципы,
способность к деятельности на
основе своих убеждений.
Гражданственность
– это стержень личности, вокруг
которого строятся все ее остальные
параметры. Человеку для его
становления в качестве гражданина
необходимо получить систему
политических ценностей, идей, в
которые он может верить, и
ориентаций в политической среде,
которые позволят ему адаптироваться
в ней. Формирование гражданственности
личности представляет собой
перевод общественных норм в
структуру личности, интериоризацию
понятий о власти, Отечестве, гражданском
долге.
Итак, изучение
источников информации позволило
выделить сущность понятия «гражданственность».
Слово это за 200-летнюю историю
(встречается еще в толковом
словаре В. И. Даля) так и
не перешло в разряд сугубо
научных терминов. Современные российские
ученые рассматривают гражданственность
следующим образом: интегративное
качество личности, совокупность
личностных знаний гражданина, убеждений,
намерений и действий в согласии
с обществом и на благо его.
Актуальность
формирования гражданственности
школьников в современном обществе
подчеркивают многие ученые. Поиск
оптимальных условий формирования
гражданственности школьников, позволяющей
ощущать себя юридически, социально,
нравственно и политически дееспособной
личностью и вопросы формирования.гражданственности
стали предметом исследования Р.А. Дормидонтова,
Л.В. Кузнецовой, А.Н. Иоффе, Е.В. Симоновой,
А.С. Гаязова, Л.Н. Боголюбова Е.Е. Вяземского
и др.